Иоганн Каспар Лафатер
Обстоятельства дела:
В августе 2014 умерла Ш., наследниками которой по закону являлись: дочь О. (Доверитель), сын А., переживший супруг наследодателя Ш. (отчим О. и А.).
В установленный законом срок О. и Ш. обратились к нотариусу с заявлениями о принятии наследства.
В наследственную массу были включены ½ доля в праве собственности на недвижимое имущество наследодателя и денежные вклады, открытые при жизни на имя наследодателя.
Переживший супруг наследодателя о вкладах открытых на его имя нотариусу не сообщил. Заявления о выделении супружеской доли из имущество нажитого в период брака с наследодателем — не подавал.
На этом этапе О. обратилась за юридической помощью.
Изучив обстоятельства дела, оценив риски и определившись с правовой позицией, до истечения 6-месячного срока отведенного законодателем для принятия наследства, было подготовлено и направлено в суд исковое заявление о выделении доли наследодателя в общем имуществе и включении этой доли в наследственную массу.
Обоснование исковых требований:
В соответствии со ст. 34 Семейного кодекса РФ Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
В силу п. 1 ст. 256 ГК РФ имущество, нажитое супругами в период брака, является их совместной собственностью, если между ними не установлен иной режим этого имущества.
Согласно п. 33 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. № 9 г. Москва «О судебной практике по делам о наследовании» в состав наследства, открывшегося со смертью наследодателя, состоявшего в браке, включается его имущество (пункт 2 ст. 256 ГК РФ, ст. 36 СК РФ), а также его доля в имуществе супругов, нажитом ими во время брака, независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства, если брачным договором не установлено иное (пункт 1 ст. 256 ГК РФ, статьи 33, 34 СК РФ). При этом переживший супруг вправе подать заявление об отсутствии его доли в имуществе, приобретенном во время брака. В этом случае все это имущество входит в состав наследства.
Судебное разбирательство
В судебном заседании ответчик Ш. сообщил суду, что исковых требований он не признает, наличие каких-либо денежных вкладов открытых на его имя, кроме пенсионного – отрицает. Как говорится – денег нет. Ну, нет, так нет, будем искать.
В порядке 57 ГПК РФ, было истребована копия наследственно дела у нотариуса и информация, являющаяся тайной банковского вклада, а именно — расширенная выписка содержащая информацию о датах и суммах списания денежных средств (с отражением операций) по лицевым счетам открытым на имя ответчика Ш. в ОАО «Сбербанк России» в период брака с наследодателем.
В качестве соответчика судом был привлечен сын наследодателя — А., который с заявлением к нотариусу не обращался, и далее на протяжении всего судебного разбирательства интереса к делу и наследственному имуществу — не проявлял.
При ознакомлении с материалами дела перед следующим судебным заседанием, было выяснено, что согласно расширенной выписке предоставленной ОАО «Сбербанк России», ответчик Ш. после первого судебного заседания, в эту же дату — закрыл лицевой счет и снял денежные средства. То есть спрятал. Вопрос риторический, но почему пытаясь что-либо спрятать и скрыть, люди забывают, что после них остаются следы?
Впрочем, несколько счетов с денежными вкладами на имя ответчика все же остались открытыми, правда, денег на них почти не было.
Также в материалах дела содержалась копия заявления предоставленная нотариусом, из содержания которого следовало, что ответчиком Ш. после первого судебного заседания, в эту же дату, было подано заявление о выделении супружеской доли из имущества, нажитого совместно в период брака с наследодателем. В данном заявлении Ш. заявил о том что совместно нажитым имуществом следует считать денежные вклады со всеми причитающимися процентами открытые в ОАО «Сбербанк России».
Изучив оставленные ответчиком Ш. следы, стало отчетливо понятно, что деньги где-то есть, осталось их найти. Пришлось проанализировать с Доверителем семейную историю супругов Ш. на предмет обращений в банковские учреждения за последние десять лет. Случайно вспомнилось о когда-то открытом транзитном счете при сделке, который был позднее закрыт ответчиком, в ОАО КБ «Центр-инвест».
Сомневались, но все же рассчитывали на желание Ш. повторить свой положительный опыт хранения денег в данном банке.
Было заявлено очередное ходатайство об истребовании доказательств, а именно информации содержащей банковскую тайну, по денежным вкладам открытым на имя ответчика Ш. в указанном банке.
И да, это оказалось прямое попадание. Мы нашли информацию по четырем счетам открытым в период брака на имя ответчика Ш., которые были им закрыты после смерти наследодателя. Один из этих счетов был закрыт опять-таки после первого судебного заседания, в эту же дату.
В связи с чем, изначально заявленные исковые требования обрели признаки ненадлежащего способа защиты права и были уточнены следующим образом:
1. Включить в наследственную массу открывшуюся после смерти наследодателя ½ долю денежных вкладов подлежащих компенсации, которые были открыты на имя пережившего супруга.
2. Взыскать с Ш. в пользу истца сумму неосновательного обогащения.
Решением суда исковые требования удовлетворены в полном объеме, также с ответчика взыскана сумма госпошлины и расходы на оплату услуг представителя. Решение ответчиком не обжаловалось, вступило в законную силу.