История этого дела началась ещё в 2021 году, и до сих пор окончательно не завершена, но само рассмотрение спора представляет интерес для многих профессионалов, занимающихся вопросами интеллектуальной собственности.
Предыстория спора проста: в 2019 году один из пользователей портала Праворуб, повздорив в комментариях с другим пользователем,взыскал с обидчика компенсацию морального вреда. При этом суд обязал владельца сайта удалить тексты спорных комментариев обидчика, а альтернативно-одарённый пристав, тут же взыскал с компании исполнительский сбор, который впоследствии был отменён, но «осадочек остался».
В связи с причинением вреда порталу оба пользователя-спорщика были временно заблокированы, а впоследствии, в связи с длительной «непосещаемостью», их аккаунты были автоматически деактивированы.
Собственно говоря, об исключенных из клуба спорщиках можно было бы просто забыть, но один из них вдруг обнаружил, что его имя исчезло из результатов поисковой выдачи и количество потенциальных доверителей вдруг резко сократилось, а виновным в этом он почему-то посчитал именно Праворуб.
Эпизод «нулевой» — предъявление иска и его возвращение истцу в связи с неподсудностью спора данному суду.
Честно говоря, прочитав определение судьи Заводского районного суда г. Кемерово Сумарокова С.И. о возврате искового заявления истцу, поскольку по мнению судьи оно подсудно Суду по Интеллектуальным Правам (СИП), я подумал, что наверное у судьи нет ни понимания сути правоотношений, ни желания в них разбираться, зато есть желание избавиться от этого дела, чтобы по существу его рассматривал кто-то другой.
Судя по тому, что впоследствии тот же судья вынес определение о передаче дела по подсудности в Центральный суд г. Кемерово, ему очень не хотелось ковыряться во взаимоотношениях пользователя с владельцем сайта. Однако пришлось — вполне ожидаемо обе попытки судьи Сумарокова С.И. Переложить рассмотрение иска на кого-то другого были пресечены Кемеровским областным судом.
Эпизод первый — рассмотрение дела по существу. Заводский районный суд г. Кемерово, судья Сумароков С.И.
Позиции сторон: истец — Калинин М.С., посчитал, что отображение в служебном информационном блоке, расположенном между заголовком (названием) и основным текстом публикаций его логина (user92755), а не полного имени (Калинин Михаил Сергеевич) нарушает его право как на авторство размещённых им публикаций, так и право автора на имя (ст. 1265 ГК РФ), и просил суд обязать ответчика — ООО «ПравоМедиа», признать его автором перечисленных публикаций, указать фамилию, имя и отчество истца в именительном падеже в качестве автора перечисленных им произведений, размещённых на сайте pravorub.ru, непосредственно ниже заголовков, шрифтом, обеспечивающим прочтение невооруженным человеческим глазом, взыскать компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
Ответчик — ООО «ПравоМедиа» в возражениях на исковое заявление указал, что им никогда не оспаривалось право авторства Калинина М.С. на перечисленные им произведения, поскольку все они были размещены на сайте «Праворуб» самим истцом в качестве пользователя, в соответствии с условиями пользовательского соглашения и техническими возможностями сайта pravorub.ru.
Мнение истца о нарушении его авторских прав (права на имя) является ошибочным и основано на неправильном понимании структуры сайта, поскольку ООО «ПравоМедиа» никак не изменяет авторские тексты а лишь предоставляет авторам (пользователям) техническую возможность самостоятельно размещать свои произведения на своём сайте, в соответствии с его структурой.
Нормы ч.2 ст. 1300 ГК РФ запрещают всем иным лицам удалять или изменять имя автора в его произведении, то есть совершать активные действия по изменению того идентификатора (имени, псевдонима) который включен в произведение самим автором, однако, никакие нормы закона не обязывают третьих лиц принудительно включать в состав авторских произведений имя автора, либо его псевдоним, если сам автор этого не сделал, и это корреспондирует праву автора на неприкосновенность его произведения.
Суду были представлены подробные возражения с картинками и ссылками на применимые нормы права. Более того, непосредственно в судебном заседании судом был проведён осмотр сайта, в ходе которого все участники лично убедились в том, что любой пользователь, независимо от наличия у него профессиональной категории и подписки на PRO-аккаунт, могут включать в свои произведения (публикации) любой текст, в том числе своё имя, псевдоним, контактные данные, фотографии, ссылки, и никаких препятствий для этого нет.
Так же осмотр сайта показал, что никакие данные (тексты, изображения, файлы), включенные автором (пользователем) в состав своей публикации, не влияют на содержание служебного информационного блока, потому, что он не является частью авторского произведения (публикации), а относится к техническим элементам навигации и управления самого сайта.
Казалось бы — всё ясно и понятно, раз служебный инфоблок не является частью авторского произведения, и его содержание не является результатом интеллектуальной деятельности пользователя, разместившего публикацию, то никакого нарушения авторского права, в том числе права автора на имя, априори не может быть в силу специфичности технической структуры сайта, но не тут-то было...
При ознакомлении с текстом вынесенного решения, меня не покидало странное ощущение полной оторванности выводов суда от его же собственных доводов, то есть вместо последовательного изложения фактов и сделанных на их основе логичных выводов, мы получили мешанину цитат, иногда никак не связанных между собой, а порой и противоречащих друг-другу....
Например: описывая результаты осмотра сайта, суд указывает: «Таким образом, судом установлено, что как при опубликовании спорных произведений, так и по настоящее время на странице пользователя имеется возможность указать имя автора как в заголовке публикации, так и в самом тексте произведения в нижней его части, о чем также подтвердил сам истец в предварительном судебном заседании 01.03.2022».
Однако далее, вопреки результатам собственного осмотра, суд сделал противоречивый вывод о том, что: «Сам истец указал свое имя как автора произведений только в заголовке произведений. В последующем после внесения изменений имя автора, указанное в заголовке произведения ответчик самостоятельно изменил на псевдоним» что абсолютно не соответствует действительности и не подтверждается никакими доказательствами, поскольку в судебном заседании истец сам пояснил, что он по собственной воле не стал указывать в своих произведениях своё имя автора, что указывать себя в качестве автора в самом произведении он не обязан, видимо полагая, что это ответчик должен был самостоятельно указать имя автора, нарушив при этом принцип неприкосновенности произведения и закон о персональных данных.
Полагаю, что этот раунд был нами проигран просто потому, что на месте рефери оказался совсем другой специалист, для которого самым важным и понятным был «удивительный» посыл истца: «Раньше у меня тут всё нормально было, а теперь не так как раньше, и нужно всё сделать как было», но лично мне это напоминает сцену из знаменитой комедии:
Остальные перипетии этого этапа коллеги могут посмотреть в прилагаемых документах, а о том, что и как происходило в апелляционной инстанции — Кемеровском областном суде, я расскажу в следующей части.
Если эта публикация была для Вас полезной, Вы можете поблагодарить авторов отсканировав кликабельный QR-код ниже, и перейдя по ссылке.
Титульное изображение никак не связано с содержанием публикации, процитировано с сайта «Киномания» и служит исключительно для поднятия настроения читателей.