На соседнем с ним участке, уже имелся дом соседки (будущего истца), на который она ещё в 1992 году получила право собственности. Прошло 15 лет.
У моего будущего доверителя возникла необходимость провести ремонт той стены своего дома, которая расположена на границе между их земельных участков.
Однако к тому времени будущая истица уже возвела забор, вплотную прилегающий к этой стене. Уговоры ни к чему ни привели.
В 2012 году мой будущий доверитель через суд обязал эту соседку сдвинуть спорный забор на метр.
Соседка подала в суд о признании дома моего будущего доверителя самовольным строением.
Суд отказал.
В 2014 году соседка подала в суд на моего будущего доверителя с требованиями:
установить факты, имеющие юридическое значение — первичность застройки земельного участка Истца по отношению к Ответчику, несоблюдение Ответчиком требований противопожарных, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве объектов капитального строительства, размещённых на земельном участке Ответчика;
признать Истца добросовестным первичным застройщиком земельного участка Истца;
обязать Ответчика в 12 месячный срок устранить на земельном участке Ответчика нарушения требований противопожарных, градостроительных норм и правил путём реконструкции, а в отношении тех объектов капитального строительства, где такая реконструкция невозможна – снести, судебные расходы возложить на Ответчика.
Истец представил в суд свою досудебную экспертизу, однако судья назначил судебную.
По результатам судебной экспертизы выяснилось, что обе стороны нарушили СНИПы, противопожарные нормы и т.д., но было только рекомендовано установить противопожарные барьеры.
Получив документы из суда, доверитель обратился ко мне.
Аргументы истца:
- 1. Несоблюдение Ответчиком требований противопожарных, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве объектов капитального строительства, размещённых на земельном участке Ответчика;
- 2. Гипотетическое инициирование Истцом возможного вопроса о застройке своего земельного участка, при котором Истец якобы будет вынужден отступать от строений Ответчика вглубь своего земельного участка.
Аргументы стороны защиты:
1. Истец абсолютно не указывает на какие — либо угрозы жизни, здоровью или ущерб имуществу Истца в настоящий момент (в т.ч. в ближайшем прошлом), которые возникли бы вследствие строительства объектов капитального строительства, размещённых на земельном участке Ответчика и мешали бы Истцу использовать её участок по назначению.
2. Истец в рамках искового производства ошибочно и необоснованно заявил требование, относящееся к особому производству, при этом были нарушены нормы ГПК РФ, которыми установлены условия, необходимые для такого заявления: Истцом не было доказано, что невозможно в ином порядке удостоверить требуемый факт, не была оплачена государственная пошлина за подачу заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение.
3. Истцом необоснованно и незаконно заявлено требование о признании её добросовестным первоначальным застройщиком. Истец не соответствует признакам застройщика, установленным законодательством, родилась лишь спустя 22 года после возведения строений, а получила право собственности на них только через 54 года после их постройки, не меняла их объёмно – планировочные характеристики, при этом строения «Б, Г и Д» были возведены с нарушением противопожарных и градостроительных норм т.к. находятся на расстоянии менее 1 метра от границы участка Истца.
4. Истец, будучи полностью осведомлённой о выводах экспертизы, о том, что действия и/или мероприятия для соблюдения нормативного противопожарного разрыва (расстояния) между зданиями, строениями и сооружениями расположенными на участках Истца и Ответчика не требуются, а также полностью осознавая, что реального ущерба жизни, здоровью или имуществу Истца нарушениями Ответчиком градостроительных норм нанесено не было, тем не менее, необоснованно заявила требование об устранении несуществующих или не влекущих за собой никаких последствий нарушений.
5. Доводы Истца о том, что выявленные экспертом нарушения противопожарных, градостроительных норм в возведении строений являются безусловным основанием для сноса указанной пристройки не могут быть признаны состоятельными, поскольку согласно заключения эксперта, пристройка расположена в границах земельного участка Ответчика, формальное же несоблюдение расстояния расположения строения от разделительной границы не может быть безусловным основанием для сноса строения ввиду отсутствия доказательств реального нарушения прав Истца, как собственницы земельного участка.
6. Основным мотивом Истца было и является не устранение мнимых препятствий в пользовании ею своим участком, а желание причинить вред Ответчику и принудить Ответчика фактически отказаться от восстановления прав Ответчика на устранение препятствий Ответчику путём демонтажа упомянутого выше забора Истца, который примыкает к жилому дому Ответчика.
Судья в первом заседании дал нам 15 минут, чтобы помириться.
В коридоре я спросил у представителя истца и его жены, не заберут ли они своё исковое заявление. В ответ жена представителя спросила у меня, читал ли я судебную практику.
В заседании я задал стороне истца следующие вопросы:
- В чём нарушение прав и интересов?
- В чём угроза здоровью и жизни?
- Чем подтверждаются намерения что — либо строить?
- Что изменилось, если обратились в суд спустя 15 лет проживания рядом?
Суд отказал в удовлетворении исковых требований в полном объёме.
Истцом была подана апелляционная жалоба.
Аргументы апелляционной жалобы Истца:
1. Незаконное исключение из сторон по делу – ГУ МЧС РФ по РК и Архитектурно – строительную инспекцию РК, а также незаконное применение срока исковой давности;
2. Незаконный и необоснованный отказ суда признать первично застроенным земельный участок Истца;
3. Несостоятельный вывод суда, что строения Истца расположены с нарушением пожарных требований, а также что Истец не праве заявлять требование о первичности застройки земельного участка Истца;
4. Неиспользованную судом возможность обязать Ответчика возвести противопожарные преграды;
5. Незаконное принятие судом во внимание вывода экспертизы, о том, что площадь застройки земельного участка Ответчика соответствует требованиям СНиП 2.07.01-89;
6. Незаконный довод эксперта о том, что на участках Истца и Ответчика имеет место сблокированность построек;
7. Незаконное применение судом термина «незначительность» нарушений градостроительных и противопожарных норм;
8. Незаконное трактование судом законодательного акта государства по своему усмотрению исключительно с целью отказа в законных требований Истца;
9. Неверный вывод суда о том, что истец не доказал наличие реальной угрозы нарушения её права собственности или законного владения со стороны Ответчика;
10. Отсутствие доказательств, что Ответчик является собственником земельного участка, на котором расположено «спорное» строение.
Мною было представлено возражение на апелляционную жалобу.
Аргументы возражения стороны защиты на апелляционную жалобу.
1. Истец, по прежнему, абсолютно не указывает на какие — либо угрозы жизни, здоровью или ущерб имуществу Истца в настоящий момент (в т.ч. в ближайшем прошлом), которые возникли бы вследствие строительства объектов капитального строительства, размещённых на земельном участке Ответчика и мешали бы Истцу использовать её участок по назначению.
2. Истец, с целью продления судебного процесса, ссылается на обстоятельства, не имеющие к рассматриваемому делу никакого отношения, при этом никак не обосновывает свои требования.
3. Истцом необоснованно и незаконно заявлено требование о признании её добросовестным первоначальным застройщиком. Истец не соответствует признакам застройщика, установленным законодательством, родилась лишь спустя 22 года после возведения строений, а получила право собственности на них только через 54 года после их постройки, не меняла их объёмно – планировочные характеристики, при этом строения «Б, Г и Д» были возведены с нарушением противопожарных и градостроительных норм т.к. находятся на расстоянии менее 1 метра от границы участка Истца.
4. Первичность застройки земельного участка Истца никак не влияет на разрешение судом данного дела и связано лишь с желанием Истца затянуть судебный процесс, продлевая у Ответчика и его семьи ощущение тревоги за исход судебного разбирательства, что и является истинной целью Истца при подаче данного иска, а затем и апелляционной жалобы, а не устранение несуществующих нарушений права.
5. Суд, на основании результатов экспертизы, которые никто не оспаривал, сделал обоснованный вывод о наличии нарушения пожарных норм у строений Истца, а также, что площадь застройки земельного участка Ответчика соответствует требованиям СНиП 2.07.01-89 и что на участках Истца и Ответчика имеет место сблокированность построек.
6. Истец, игнорируя содержание Пленума, необоснованно считает незаконным применение судом термина «незначительность», несмотря на то, что этот термин считают возможным применить Верховный суд РФ и Высший Арбитражный суд РФ. Вместе с тем, судом по делу принято абсолютно законное и обоснованное решение, учитывающее положения вышеуказанного Пленума.
7. Истец, отдавая себе отчёт, что никакого ущерба его жизни, здоровью или имуществу действиями Ответчика не наносится, умышленно пытается выдать факт нарушения градостроительных и пожарных норм за реальный ущерб, который и упоминается в Пленуме.
8. Истец пытается оспорить очевидные обстоятельства, ссылаясь на не относящиеся к делу или несуществующие обстоятельства с той целью, чтобы отвлечь внимание суда от того факта, что исковое заявление Истца не подлежит удовлетворению, поскольку Истцом не приведено и не доказано каких – либо негативных последствий для жизни, здоровья или имущества Истца, возникших именно вследствие нарушений Ответчиком градостроительных норм.
9. Истец, будучи полностью осведомлённой о выводах экспертизы, о том, что действия и/или мероприятия для соблюдения нормативного противопожарного разрыва (расстояния) между зданиями, строениями и сооружениями расположенными на участках Истца и Ответчика не требуются, а также полностью осознавая, что реального ущерба жизни, здоровью или имуществу Истца нарушениями Ответчиком градостроительных норм нанесено не было, тем не менее, необоснованно заявила требование об устранении несуществующих или не влекущих за собой никаких последствий нарушений.
10. Действия Истца, в виде обращения в Верховный суд в отношении Ответчика с требованием обязать Ответчика осуществить реконструкцию или снос объектов капитального строительства, размещённых на земельном участке Ответчика, имеют признаки не защиты своих прав, а злоупотребления правом исключительно с намерением причинить вред другому лицу.
И попросил суд в решении предупредить Апеллянта о недопущении злоупотребления правом.
Верховный суд Республики Крым оставил решение без изменения.