Обратился в наш офис за юридической помощью привлекаемый к административной ответственности немолодой уже мужчина.
Дела об административных правонарушениях по ст. 12.8 КОАП РФ и ст. 12.26 КОАП РФ рассматриваются в судах РФ необъективно, и это очень мягко сказано. Я согласен, что управлять транспортным средством в пьяном виде запрещено, и не приветствую такие правонарушения, и в душе осуждаю правонарушителей, однако, моя позиция по защите однозначна: доказано нарушение в установленном законом порядке-привлекай к ответственности! Нет доказательств, полученных в соответствии с требованиями закона-прекращай производство!
Сергей водитель профессиональный. Работал в солидной организации, где каждое утро, перед выездом на работу проходил предрейсовый медицинский осмотр, и не формально, «для галочки», а объективно водители осматривались фельдшером.
28 июля 2014 года в 8 час. 35 минут автомобиль под управлением Сергея был остановлен сотрудником ДПС. Ему было предложено пройти медицинское освидетельствование. Сергей согласился. С его слов, алкоголь он не употреблял, переживать нечего.
В ЦРБ, во время проведения медицинского освидетельствования, он с ужасом увидел, что алкотестер показывает у него в выдохе наличие паров алкоголя, и их наличие превышает норму.
Когда Сергей пришел на консультацию у него с собой была копия протокола об административном правонарушении и нечитаемая копия акта медосвидетельствования.
Выслушав объяснения Сергея, что он не употреблял спиртные напитки, ни вечером накануне, ни утром, после предрейсового осмотра фельдшером, я принял решение о заключении с ним соглашения на защиту.
Для начала я отправился в суд с ходатайством об ознакомлении с материалами дела. Ещё при фотографировании обратил внимание на оборотную сторону акта медицинского освидетельствования.
Действительно, при первом отборе пробы выдыхаемого воздуха алкометр зафиксировал содержание паров этанола в выдохе в размере 0,17 мг/л, при допустимой норме 0,16 мг/л, однако, через 20 минут, при повторном выдохе, алкометр зафиксировал 0,14 мг/л. Конечно, я обрадовался. Появились шансы на прекращение производства по делу.
Один из показателей меньше предельно допустимой нормы, непосредственно второй, значит врач не имел права выносить заключение об установлении состояния опьянения.
Как видно из копии акта врач установил состояние опьянения Сергея, руководствуясь видимо клиническими признаками опьянения и первым результатом измерения количественного содержания паров этанола в выдыхаемом Сергеем воздухе, не учитывая разницу количественного содержания паров этанола со вторым результатом.
На этот факт я обратил внимание судьи в судебном заседании, заявив письменное ходатайство о прекращении производства по делу об административном правонарушении, не очень-то надеясь на его удовлетворение. И правильно! Судья не то что не хотел удовлетворять ходатайство, он у меня не хотел и принимать письменное ходатайство о вызове врача, проводившего медосвидетельствование, в суд для допроса. Весьма настойчиво пришлось объяснять, что без допроса врача не обойтись, а отказ в удовлетворении ходатайства о допросе врача может повлечь за собой отмену постановления суда.
Врача вызвали в суд, допросили. На моё удивление врач дал пояснения, что в соответствии с Инструкцией о порядке проведения медосвидетельствования, он должен был, произвести отбор биологической жидкости у освидетельствуемого, в случае, если повторный отбор пробы выдыхаемого воздуха покажет наличие паров этанола ниже предельно допустимой нормы в 0,16 мг/л. Внятно врач не смог пояснить, почему он не произвел отбор биологической жидкости и, в нарушение Инструкции, вынес заключение об установленном состоянии опьянения Сергея.
Я заявил ходатайство о признании недопустимым доказательством акта медосвидетельствования, в удовлетворении его было отказано и суд постановил: Сергея признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.8 КОАП РФ, лишить права управления транспортными средствами и назначить штраф 30 000 рублей.
В апелляции судья городского суда дело рассмотрел за 3 минуты и оставил в силе постановление мирового судьи.
Сергей, понятно, расстроился. С работы пришлось уволиться, водительское удостоверение сдал в ГИБДД, штраф уплатил. К написанию надзорной жалобы отнесся прохладно, не настаивал, но и особо не возражал.
Мне же было интересно, что дальше будет, если продолжать обжаловать. Увидит краевой суд нарушения или «засилит» постановленные решения о лишении?
Я написал жалобу, и, о чудо, судья Краснодарского краевого суда увидел основания для удовлетворения жалобы и отмены судебных актов нижестоящих инстанций.
Грустно, коллеги, что приходится радоваться законному и обоснованному решению суда в третьей инстанции. Это так редко бывает по делам об административных правонарушениях. Почему судьи «вытягивают» административные дела?
Сбор доказательств сотрудниками правоохренительных органов по делам об административных правонарушениях не выдерживает никакой критики. Фраза в постановлении « нет оснований не доверять показаниям сотрудника полиции» перечеркивает на нет усилия адвоката.
К написанию публикации меня подвигло прочтение в новостях на «Pravo.ru» заметки: «ЕСПЧ нашел в КоАП положения, которые нарушают принцип независимости судей. Суд считает упущением отсутствие стороны обвинения в делах об административных правонарушениях и просит Россию внести соответствующие изменения в Кодекс.» Может быть что-то изменится в КоАП РФ и практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, и судьи не будут исполнять роль обвинителя в административном процессе, а все таки будут судить по закону и совести?
Я не стал прикладывать к публикации постановление мирового судьи и решение городского суда. Они не вызывают интереса. Текст документов краток, стандартен и необъективен. Прикладываю акт медосвидетельствования и постановление Краснодарского краевого суда.
P.S. Сергей много позже мне пояснил, что на его остановку в тот день был так называемый «заказ гаишникам». Его место работы понадобилось для устройства на работу «нужного человека».