Событие произошло в конце февраля 2016 года, в темное время суток при осадках в виде мокрого снега и дождя. Водитель управляя автомобилем совершил наезд передним правым и задним правым колесами на никак не обозначенную, скрытую под слоем воды — яму, в дорожном полотне (асфальт).В результате наезда были повреждены шины и диски колес.
В виду того, что произошедшее событие является ДТП, водитель действовал в соответствии требованиями предписанными п.2.5 ПДД РФ.
Прибывшие на место сотрудники ГИБДД, произвели замеры ямы, по результатам которых, длина выбоины составила 150 см., ширина 40 см. и глубина 20 см., что не соответствует предельным размерам отдельных просадок, выбоин, которые не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см и глубине — 5 см (пункт 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93).
Результаты замеров были внесены в акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения. Такой акт приобщается к материалам дела, а его копия передается для сведения в организацию обслуживающую поврежденный участок дороги.
Вместе с тем, сотрудниками ГИБДД, нарушений правил дорожного движения со стороны водителя, не установлено.
Таким образом, в силу
ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу пункта 2 статьи 28 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований этого Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
есть основания полагать, что причиной возникновения ущерба, послужило ненадлежащее исполнение своих обязанностей, организацией ответственной за содержание указанного участка дороги, что является основанием для взыскания с нее стоимости восстановительного ремонта поврежденного имущества.
Следующий шаг-оценка ущерба, с уведомлением о ее проведении ответчика.
На этом этапе возник вопрос,- кто будет ответчиком?
Дело в том, что администрацией города были созданы МКУ «Благоустройство», которое является владельцем проезжей части автодорог в г. Владимире на праве оперативного управления, и МКУ «Центр Управления Городскими Дорогами» — лицо, ответственное за содержание городских дорог в соответствии с муниципальным заданием.
Ответчиками по таким искам ранее выступала первая организация МКУ «Благоустройство», но постановлением администрации г.Владимира от 09.07.2015 года № 2444 «Об утверждении порядка содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования город Владимир» обязанности по текущему содержанию и ремонту автомобильных дорог возложено на МКУ г. Владимира «Центр управления городскими дорогами» и в соответствии с муниципальным заданием ямочный ремонт дорог проводится данной организацией.
Поэтому, надлежащим ответчиком будет МКУ «Центр управления городскими дорогами», вторая организация в последующем привлечена в качестве третьего лица.
Согласно заключению эксперта, стоимость восстановительного ремонта с учетом износа заменяемых деталей составляет 25 729(двадцать пять тысяч семьсот двадцать девять) рублей 00 копеек, без учета износа 59 967(пятьдесят девять тысяч девятьсот шестьдесят семь) рублей 00 копеек.
Взыскивать стоимость восстановительного ремонта, я решил без учета износа заменяемых деталей и вот почему:
В соответствии ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
В соответствии с абз. 1 п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 года N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ» при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
При этом согласно абз. 2 п. 13 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 №25, если для устранения повреждений имущества истца использовались или будут использованы новые материалы, то за исключением случаев, установленных законом или договором, расходы на такое устранение включаются в состав реального ущерба истца полностью, несмотря на то, что стоимость имущества увеличилась или может увеличиться по сравнению с его стоимостью до повреждения. Размер подлежащего выплате возмещения может быть уменьшен, если ответчиком будет доказано или из обстоятельств дела следует с очевидностью, что существует иной более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений подобного имущества.
Из заключения эксперта так же следует, что для восстановительного ремонта автомобиля, необходима замена поврежденных запчастей, на новые.
Таким образом, размер расходов которые истец должен будет произвести для восстановления нарушенного права, должен быть включен в состав реального ущерба.
Оснований для его уменьшения (с учетом износа) в рассматриваемом случае ни законом, ни договором не предусмотрены.
В результате суд полностью удовлетворил наши требования: взыскал стоимость восстановительного ремонта без учета износа заменяемых деталей, расходы понесенные на оплату услуг эксперта, госпошлину.
Решение ответчиком не обжаловалось и вступило в законную силу.