«Случай – это псевдоним Бога, когда он не хочет подписываться своим собственным именем». Анатоль Франс.
Фабула дела
В 2016 году к нам за юридической помощью обратилась студентка одного из ВУЗов города, девушка с красивым русским именем Настя, которая пояснила, что была «сбита водителем автомобиля Волга на регулируемом пешеходном переходе». То есть она стала участником дорожно-транспортного происшествия и что в этом виноват водитель Волги, так как он проехал на запрещающий сигнал светофора, совершив наезд на пешехода. В результате этого ДТП была получена травма колена...
Казалось бы, всё стандартно – запроси материал в ГИБДД, собери медицинские документы, организуй проведение судебно-медицинской экспертизы, составь исковое заявление и ступай в суд! Ну что может быть проще?! Вопрос заключался только в размере компенсации, ведь в том, что будет установлена вина водителя и причинная связь, мы даже не сомневались!
Между тем, Настя, прервав мысли о необременённом глубокими раздумьями труде, продолжила своё повествование. Как оказалось, после ДТП она встала, отряхнулась и сказала сбившему её водителю, что всё хорошо и в медицинской помощи она не нуждается. Раз пошла такая пляска, сотрудников ГИБДД вызывать не стали, после чего водитель любезно отвёз её домой, вручил 6000 рублей, на том и распрощались.
На следующий день нога у неё разболелась так, что невозможно было ходить, поэтому пришлось обратиться за медицинской помощью в больницу. В приёмном отделении девушка пояснила, что днём ранее на пешеходном переходе была сбита автомобилем. После такого заявления неожиданно возник сотрудник полиции, начав отбирать с Насти объяснения. При этом он разъяснил, что необходимо проехать на место ДТП и зафиксировать сказанное, но потерпевшая возразила, что испытывает сильную боль и ей тяжело ходить, в связи с чем просила провести «проверку показаний на месте» в другое время.
Тогда доблестный страж порядка предложил ей написать, что ДТП и вовсе не было, а травму она получила в результате падения, «ну а потом будем разбираться…».
Ну что ж, подумала Настя, если сотрудник полиции говорит, значит надо подписывать, значит в этом нет никакого подвоха. Да еще и нога сильно разболелась. В общем, написала объяснение, в котором было указано, что ДТП не было.
И что нам в такой ситуации делать?! Как установить не только факт ДТП, но и вину водителя в случившемся?
К примеру, он скажет так:
«Да, было такое, сбивал, но она на красный сигнал переходила, а я на зелёный двигался».
Или вот так:
«Да я вообще её впервые вижу…»
Вариантов его «защиты» великое множество. А у нас вариантов и доказательств нет вообще!
Во время телефонного разговора с пострадавшей (ещё до того, как она обратилась к нам) ответчик не отрицал факта ДТП и своей в нём вины, но заплатить готов был только 5 000 рублей и не больше, так как считал эту сумму достаточной для компенсации за ушиб колена. Он не хотел и слушать о том, что ей требуется операция на колене и что последствия превосходят простой ушиб, а названные 5000 предложил отдать через месяц.
Подготовка к делу и судебное разбирательство
Оценив указанные обстоятельства, у нас с коллегой родилась невероятная мысль – поскольку ответчик был согласен выплатить пострадавшей 5000 рублей, мы решили заявить требования о компенсации морального вреда в смешном размере, не превышающем эти самые 5000 рублей, и указать в иске, что имеется запись с видеорегистратора проезжавшего мимо автомобиля, а так же есть свидетель произошедшего, явка которого в суд будет нами обеспечена. Хотя на самом деле ничего из этого в своём арсенале мы не имели. Озвучили Насте эту мысль, пояснили, что других вариантов нет, она пару дней раздумывала и в итоге согласилась. Также мы посоветовали ей несколько раз подать объявление в местную газету с просьбой о поиске очевидцев этого ДТП (для придания пущей важности доводам иска о наличии свидетелей происшествия). Иск был подготовлен и направлен в суд.
В ходе судебного заседания ответчик проглотил наживку, полностью подтвердив все обстоятельства события, а именно: признал факт ДТП, факт проезда на запрещающий сигнал светофора, при этом выразил готовность компенсировать моральный вред в заявленном в иске размере. На стадии дополнений мною было заявлено ходатайство о проведении судебно-медицинской экспертизы в целях определения степени причинённого здоровью истицы вреда.
Согласно заключения, Насте был причинён вред здоровью средней тяжести, а также установлена причинная связь его наступления вследствие ДТП.
В этой связи, также в дополнениях, мною было заявлено об увеличении исковых требований до 350 000 рублей. Реакцию ответчика надо было снимать на видео – его возмущению не было предела и естественно, что он не мог согласиться с этой суммой.
Но не соглашаться было уже слишком поздно – исковые требования были частично удовлетворены: с ответчика взыскано 150 000 рублей.
В итоге у ответчика проснулась совесть, и он передал нам деньги для Насти в нашем офисе. Решение суда сторонами не обжаловалось.
P.S. Мы с коллегой полагаем, что успех этого дела целиком и полностью достигнут благодаря Удаче, везению и Случаю. Счастливому Случаю!
P.P.S. Запрашивать решение из суда мы поленились, поэтому прикладываем решение в «wордовском» формате, а также исковое заявление и ссылку на сайт суда, если кому-то будет неудобно читать в документе!