Мировой судья наказал административным арестом сроком на 5 суток по ч.1 ст. 6.8 КОАП РФ (хранение наркотического средства без цели сбыта) гражданина, у которого под ногтями было обнаружено наркотическое средство в следовом количестве. Правомерно ли такое наказание?
Ногти исследовались экспертом, которому был поставлен вопрос — есть ли на срезах с ногтевых пластин наркотическое средство и какое его количество?
Справкой, но не заключением эксперта, было отвечено — обнаружено наркотическое средство в следовом количестве. Какое его количество или какой вес (масса) — не указаны, а на конкретный вопрос ответ не дан.
Однако в административном и уголовном праве такого определения, как «следовое количество», нет. В нормативных актах речь идет только о наркотическом средстве с разделением по весу в граммах на значительный, крупный и особо крупный размеры. В ст. 6.8 КОАП РФ так же речь идет только о наркотическом средстве. Ответственность за хранение следа наркотика, этой статьей не предусмотрена.
В науке и практике судебных экспертиз, хоть и применяется термин «следовое количество», но его четкого понятия нет.
Да и было ли при такой ситуации вообще хранение наркотика. Ведь специально гражданин след наркотика под ногти для хранения не помещал, да и не хранил. Под ногти след наркотика мог попасть случайно, о чем гражданин мог и не знать.
Мировой судья, как я считаю, применил для наказания не правовое, а экспертное определение обнаруженного под ногтями микрообъекта и фактически необоснованно наказал гражданина за хранение следа наркотика.
В жалобе в областной суд (наказан гражданин был давно) среди прочих был поставлен вопрос — как можно хранить то, что невозможно сбыть?
Зам.председателя облсуда согласился с мировым судьей и сослался на ч.2 ст.20 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», согласно которой хранение наркотических средств в любых количествах запрещается. Этим дали понять, что по примененной статье можно наказывать и за хранение следа.
Но термин «следовое количество» в областном постановлении в отличие от постановления мирового судьи, не упоминался. Оценка была дана, как хранению наркотического средства.
Считаю, что эта позиция неверна и думаю дальше обжаловать наказание за хранение следа. Есть такая необходимость, т.к. гражданин теперь привлекается к уголовной ответственности по ч.4 ст. 228.1 УК РФ и в «куче» доказательств будет указан и этот факт. Это прошло по основному уголовному делу, из которого выделено дело в отношении гражданина.
Считать то считаю, но «любое количество» записано в действующем законе. Обвинению это выгодно, т.к. это нечеткое положение без границ не исключает и хранение следового количества наркотического средства.
Поэтому прошу знатоков Праворуба сообщить, были ли у кого-либо подобные ситуации и как они разрешались?
Вступил в дело недавно, предыдущего «присутствовавшего» товарища это обстоятельство вообще не заинтересовало.