Поводом для настоящей публикации послужило получение положительного результата по итогам обращения в Верховный Суд РФ с кассационной жалобой по гражданскому делу.
К сожалению, пока не могу похвастаться окончательной и бесповоротной победой по делу в целом, но в рамках вопроса процессуального характера уже есть конкретный результат и он однозначно положительный, что наверняка будет полезным для коллег, ибо попасть в ВС РФ на стадии кассации по гражданскому делу не так просто, у меня — так это первый раз за все 17 лет адвокатской практики.
Предыстория этого дела такова. Есть в Ульяновской области красивейший по своей природе Старомайнский район, с лесами, полями, реками и озерами. Понятно, что вся эта красота привлекательна для отдыха. На берегах речки и в лесах много туристических баз, большинство с советских времен. В 2000-х годах сложилась ситуация, когда перед администрацией района встала проблема, куда девать земли, которые остались после того как колхозники разобрали свои паи, как позакрывались госпредприятия (собственники турбаз), а земли надо содержать, мероприятия проводить и т.д. и т.п. Причем земли все эти, надо понимать, с лесной растительностью, на учете в государственном кадастре не состоящие, как правило. Решили эти земли размежевать, поставить на кадастровый учет как земли рекреаций и продавать с торгов, потому как содержать их не на что, а бюджету нужны средства. Так и поступили. В 2008-2010-х годах у земель и турбаз появились собственники, как правило физические лица, которые исправно стали платить налоги, по возможности использовать земли.
Однако в начале 2018 года прокурор района решил, что администрация района поторопилась распорядиться землями, поскольку земли эти не что иное как лесной фонд, то есть государственная собственность. И пошел он в свой «крестный поход» на администрацию и на собственников земель, дабы восстановить справедливость и вернуть леса государству, а на глав администраций, чтобы не повадно было разбазаривать госимущество, на всех до одного уголовные дела возбудил (руками следственного комитета само собой). И посыпались решения судебные по гражданским искам прокурора о признании незаконными постановлений глав администраций о формировании земельных участков, признании недействительными договоров купли-продажи по всем цепочкам собственников, признании прав отсутствующими. И не было никакого просвета в том «торжестве» справедливости ни на уровне района, ни на уровне области, ни на уровне ВС РФ.
И тут случилось чудо: районный суд отказал прокурору в иске по всем пунктам (дожали мы все-таки судью со сроком давности — 7 лет как никак прошло). Подал прокурор апелляционное представление, доводы которого повторяли позицию по иску, мы — возражения, все как обычно. В суде апелляционной инстанции представитель областной прокуратуры что-то невнятное мямлил в поддержку представления, мы высказались за обоснованность решения, коллегия ушла в «совещалку», и тут, как говорят фокусники, «тадам!» — оглашают «резолютивку»: решение суда первой инстанции отменить, дело направить в суд первой инстанции на новый пересмотр в новом составе суда. Наши чувства и мысли описывать не буду, они всем и так очевидны.
Получаем апелляционное определение, в котором указано, что основанием для отмены решения суда явилось не рассмотрение иска к двум ответчикам (кадастровому инженеру и организации, которая геодезию делала), больше ни слова, ни по доводам представления, ни по возражениям, ни по выводам суда первой инстанции по всем остальным требованиям к остальным ответчикам, то есть ничего по существу спора.
Как оказалось, судья по первой инстанции забыл во вводной и резолютивной частях решения указать на двух ответчиков, которых сам и привлек (по требованию прокурора о признании межевания незаконным), хотя по тексту решения они указаны, их позиция, а так же основания для отказа в признании межевания незаконным. Ну забыл, ну бывает, и мы моргнули этот момент (от радости видно).
И тут понеслось: дело отдали другому судье в другом районе (у нас некоторые суды в области соединены по два района), тот начал рассматривать заново. Прокурор начал впихивать в дело новые доказательства, свидетелей, специалистов, заключения, что привело к логичному решению судьи (ради чего отмена и была) об удовлетворении иска в полном объеме (и побоку сроки давности и нормы нового закона, устраняющего противоречия по лесным землям).
Только после этого (почему-то была уверенность, что решение и по второму заходу устоит) мне в голову пришла мысль, что нужно срочно, благо сроки не истекли, обжаловать апелляционное определение о возврате дела на первую инстанцию, по основаниям недопустимости возврата дела.
Подаем кассационную жалобу в облсуд и быстренько так получаем ответ за подписью весьма значимого члена Президиума, что мол есть у суда апелляционной инстанции право вернуть дело в первую инстанцию и ссылочку указывает на тоже самое Постановление Пленума ВС РФ, о котором я в жалобе писала, только текст приводит совершенно другой. Я честно говоря, опешила, когда прочитала, даже в нескольких источниках текст Постановления Пленума нашла (думала, может это я неправильно ссылку скопировала), но нет, просто судья Президиума реально и явно умышленно исказила до неузнаваемости текст Постановления Пленума.
А у нас уже апелляция назначена по второму решению и со дня на день заседание. Я очень быстро пишу очень гневную, но лаконичную кассационную жалобу и отправляю ее в ВС РФ. В апелляции заявляю ходатайство об отложении заседания до момента как жалоба дойдет до ВС РФ (у меня-то на руках только квитанция об отправке), чтобы потом приостановить рассмотрение до решения ВС РФ, ибо есть риск получить два противоположных судебных акта по одному иску. Ясное дело, отказали, как в ходатайстве, так и в удовлетворении апелляционной жалобы.
Мы сразу в кассацию облсуда. Думаю, всем ясно, за чьей подписью мы получили определение об отказе в передаче кассационной жалобы на рассмотрение Президиума. Но тут на сайте ВС РФ появилась информация, что дело наше истребовано из суда первой инстанции, и забрезжила очень слабенькая надежда, что на наши доводы обратили внимание, после чего потянулись долгие недели и даже месяцы ожидания. В этот момент мы направили кассационную жалобу в ВС РФ уже на второе (пересмотренное) решение с указанием на истребование дела и номер жалобы в ВС РФ.
И тут случилось еще одно чудо: я получила СМС из Верховного Суда РФ о дате рассмотрения моей кассационной жалобы. Ох, ребята, словами не передать мои чувства в этот момент и мои радостные вопли (благо в машине я одна ехала), я аж не сразу поняла от какого абонента сообщение пришло — набор латинских согласных букв. Ясное дело, что светила отмена злополучного апелляционного определения! Но тут мы получаем из ВС РФ отказ по второй кассационной жалобе, мол все нормально, правильно суд удовлетворил иск прокурора. Мы уж не знали, что и думать, чего ждать от ВС РФ и ждать ли вообще.
Вот и настал долгожданный день рассмотрения моей кассационной жалобы в ВС РФ. В небольшом зале судебных заседаний, куда меня пригласили, оказалось неожиданно много людей (человек десять сидели на стульях сбоку слушателями, потом оказалось, что это судьи областных и краевых судов).
Само заседание началось и проходило в обычном режиме, ничего особенного или пафосного. Я пыталась изложить коротко доводы, меня естественно прервали, задали пару-тройку вопросов, после чего все судьи обратили свое внимание на прокурора с Генеральной прокуратуры РФ. Явно бывалая, в полковничьих погонах женщина, неуверенно заявила, что возражает по доводам жалобы. Вот тут уж душа моя была вознаграждена за все те муки, что натерпелись мы от безусловных правильных прокурорских видений, когда председательствующий коллегии начал эту вполне милую женщину, как говорят, и в хвост и в гриву. А та стоит как школьница, но деваться некуда — своих не бросают, настаивает на том, что суд мог вернуть дело на первую инстанцию и все тут.
Коллегия ушла в совещательную комнату, а у нас с прокурором и слушателями завязалась беседа по нашему спору, в ходе которой я успела и на прокурора нашего районного нажаловаться (про его поход крестовый) и на судей. Минут через двадцать вышла коллегия и наступил тот момент, которого я ждала всю свою адвокатскую жизнь: апелляционное определение и все последующие судебные акты (решение по второму пересмотру и апелляционное определение по нему) отменить, дело вернуть на стадию апелляционного рассмотрения представления прокурора.
Насколько значимое для нашего гражданского дела это определение ВС РФ? Да в общем-то, не такое уж и значимое, к великому моему сожалению (впереди третий круг). Тем не менее, считаю, что с процессуальной точки зрения, это постановление очень даже полезное и вот почему.
У апелляционной инстанции, как известно, полномочий по возврату дела на первую инстанцию нет. Верховный Суд РФ в свое время разъяснил, что хоть полномочий и нет, но в исключительных случаях можно: 1) если дело рассмотрено с нарушением подсудности (то есть не тем судом); 2) если в иске отказано в предварительном судебном заседании в связи с пропуском истцом срока исковой давности (то есть без рассмотрения спора по существу в принципе). Все, больше никаких других случаев нет и быть не может, поскольку все остальные процессуальные проблемы апелляционный суд либо сам разрешает, либо возвращает дело назад в первую инстанцию до принятия его к производству для устранения препятствий рассмотрения судом апелляционной инстанции. Как в нашем случае, так для вынесения дополнительного решения в отношении тех самых двух ответчиков, про которых судья забыл написать во вводной и резолютивной частях решения.
Я намеренно не даю точные ссылки на нормы процессуального закона и Постановления Пленума, поскольку все они есть в документах, которые я прикладываю к настоящей публикации (не вижу смысла загружать статью нормативкой, переписывая жалобу или судебные акты).
Битва за решение суда первой инстанции, которым суд отказал в иске прокурору, впереди. На конец ноября назначено заседание в суде апелляционной инстанции. Как только будет результат, думаю, что продолжение этой публикации не заставит себя долго ждать.
А посему, всем огромное спасибо за терпеливое прочтение моей истории и до новых встреч на Праворубе!