По данному уголовному делу Я работал вместе с адвокатом Дмитриевым Ю.Ю. с момента возбуждения уголовного дела. Верно выбранная тактика стороны защиты, полагаю, позволила обеспечить положительный исход. Постановленным приговором остались довольны все участники процесса.
На протяжении пяти лет, дважды в неделю, по одному и тому же маршруту мой доверитель со своим работодателем осуществлял поездки за товаром в г.Новосибирск. Выезжали всегда ночью. Возвращались днем. Так было и 26 марта 2009г. Дорога знакома, как пять пальцев, погода отличная, автомобиль исправен… Ничто не предвещало чего-то особенного. Однако, Аннушка уже пролила маслице...
Местами трасса не имела искусственного освещения, что заставляло водителей время от времени переключать дальний свет фар на ближний. Данное обстоятельство, сопряженное с ослеплением моего подзащитного светом фар встречного автомобиля, не позволило своевременно заметить припаркованный ранее на дороге МАЗ с прицепом, груженый углем.
Результат взаимодействия транспортных средств можно увидеть на фотографии. Пассажир Газели погиб. Водитель — получил телесные повреждения. Лица, находящиеся в МАЗе, не пострадали.
Органы следствия вменяли моему подзащитному нарушение п.10.1, 19.2 Правил Дорожного движения, и для квалификации было совершенно безразлично, что водитель МАЗа оставил свое транспортное средство таким образом, что оно заняло половину полосы, по которой двигалось транспортное средство, находящееся под управлением моего доверителя.
К счастью защиты на стадии следствия не было проведено ни одной судебной экспертизы. Ходатайство стороны защиты о проведении по делу судебной автотехнической и инженерно-психологической экспертиз оставлено следователем без удовлетворения, что позволило стороне защиты совершать некоторые маневры на стадии судебного разбирательства.
Проведенная в ходе судебного разбирательства по ходатайству стороны защиты судебная автотехническая экспертиза наглядно продемонстрировала недоработки следствия и посеяла в деле еще больше вопросов, получить ответы на которые представлялось не так просто.
Первое, что установил эксперт, и на чем изначально настаивала защита, — это факт выступа прицепа МАЗа до момента удара на проезжую часть примерно на 1 метр. Данный факт категорически отрицался обвинением, судом и самим водителем МАЗа.
Второе, эксперт-автотехник, не смог ответить на вопрос о фактической величине времени реакции водителя, поскольку определение данного обстоятельства выходит за пределы эксперта-автотехника, о чем стороне защиты было известно изначально и что давало основание для проведения по делу еще одной экспертизы.
Ответом на третий вопрос эксперт дал намек на недоработку следствия в части непроведения следственного эксперимента (см. ответ эксперта на вопрос 3).
И, конечно же, более всего порадовал ответ эксперта-автотехника на четвертый, главный вопрос, о наличии/отсутствии у моего подзащитного технической возможности предотвратить столкновение с прицепом при условиях установленных в ответах на вопросы 1-3.
Суждение эксперта было таково: при отсутствии данных о конкретной видимости прицепа с места водителя автомобиля ГАЗ, т.е. моего доверителя, решить данный вопрос не представляется возможным.
Здесь же упомяну, что, согласно ответу эксперта на вопрос 3, данные о конкретной видимости прицепа с места водителя автомобиля ГАЗ можно установить лишь посредством проведенного следственного эксперимента в условиях, максимально приближенных к условиям происшествия, который на стадии следствия проведен не был.
Очевидно, что перед обвинением и судом появились неразрешимые вопросы: каким образом устанавливать техническую возможность избежать столкновения с прицепом, если по причине истечения времени следственный эксперимент в условиях, максимально приближенных к условиям происшествия, провести невозможно? Каким образом заканчивать уголовное дело с постановлением обвинительного приговора? Каким образом такой обвинительный приговор устоит в кассации?
Результатом положения дела стало предложение гос.обвинителем назначение уголовного наказания в виде лишения свободы с приминением ст.73 УК РФ без назначения дополнительного наказания в виде лишения права управления транспортным средством.
Замечу: еще на стадии следствия «посадка» нам была обещана железно.