Летом 2020 года ко мне обратился клиент с просьбой помочь ему в конфликте с соседом, возникшем из-за содержания крупного рогатого скота. Оказалось, что сосед клиента содержал в свободном выгуле на территории своего земельного участка, в границах сельского поселения, коров в количестве 12 штук, которые создавали невыносимые условия для проживания моего клиента в соседнем домовладении.
Как оказалось, клиент недавно купил это домовладение, и явно не собирался принимать такое положение. Терпение клиента закончилось, когда сосед в грубой форме посоветовал ему не возмущаться сложившимся сельским устоям, касающимся ведения домашнего хозяйства.
Я посчитал, что содержать 12 коров в домовладении является явным перебором, не смотря на то, что приобретаю молочную продукцию домашнего производства.
Мы с клиентом определились, что начнем с досудебного разрешения конфликта путем подачи соответствующей жалобы.
По результатам поданной жалобы в Администрацию сельского поселения, было установлено, что расстояние от помещения для содержания коров до жилого дома клиента составляет 26,5 метров, что не соответствует п.1.3 «Правил содержания домашних животных и птицы в населенных пунктах Большесальского сельского поселения Мясниковского района», утвержденных Решением собрания депутатов Большесальского сельского поселения от 11.07.2007 года №10., т.к. необходимо расстояние 30 метров для содержания вышеуказанного количества коров. В итоге собственник земельного участка был привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.4.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 г. №273-ЗС «Об административных правонарушениях» к административному штрафу в размере 5000 рублей.
Не смотря на привлечение к административной ответственности, будущий ответчик увеличил поголовье коров до 15 штук.
В связи с этим, мы с клиентом решили воспользоваться крайней мерой и подали в суд исковое заявление о запрете содержания коров на территории земельного участка.
При подаче иска в числе данных о нарушении прав истца, было только нарушение минимального расстояния от помещения для содержания коров до жилого дома истца. Однако для удовлетворения иска необходимы были данные о нарушении ответчиком санитарно-эпидемиологических норм, создающих опасность для истца.
Так, по смыслу, п.45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других прав», иски об устранении нарушения права, не связанных с лишением владения, подлежат удовлетворению, если истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Таким образом, в данном случае реальной угрозой для истца являлась неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая угроза, созданная ответчиком в связи с содержанием коров. Данную обстановку могла подтвердить только судебная санитарно-эпидемиологическая экспертиза, которая является довольно дорогостоящей и которая в итоге может дать непредсказуемые выводы.
После первого судебного заседания истец дошел до выбора, либо ходатайствовать о назначении судебной экспертизы, либо смягчать исковые требования. На этот выбор главную роль повлияло лояльное поведение ответчика, который прекратил свободный выпас коров на территории участка и поместил их в помещении для содержания коров. (Однако, допускаю, что ответчик поступил так из-за ноябрьской холодной погоды).
В связи с этим истец, на втором судебном заседании уточнил исковые требования, и просил суд запретить ответчику содержать крупный рогатый скот в количестве более 8 штук на территории земельного участка и запретить их содержать вне хозяйственного строения, в свободном выгуле на территории земельного участка.
Свои исковые требования истец обосновал согласно вышеуказанного Решения собрания депутатов Большесальского сельского поселения от 11.07.2007 года №10, где указано, что содержать домашних животных и птицу разрешается в хозяйственных строениях, в которых обозначены расстояния от помещения для содержания и разведения животных до объектов жилой застройки, в частности на расстоянии от 20 до 30 метров – коров и бычков до 8 штук.
Ответчик усмотрел в уточненном заявлении компромиссный вариант и признал уточненный иск.
В итоге суд удовлетворил иск в уточненном варианте. Стороны не обжаловали решение суда.
После вступления решения суда в законную силу, истец получил два исполнительных листа. Один на запрет содержать крупный рогатый скот в количестве более 8 штук, а второй на запрет содержать крупный рогатый скот вне хозяйственного строения.
На данный момент ответчик в зимнее время содержит всех коров в хозяйственном строении. Количество коров содержащихся там неизвестно, т.к. их не видно. Так же не известно, как поступит ответчик после потепления погоды.
Теперь у истца возникли вопросы: подавать ли исполнительные листы на исполнение, если ответчик не нарушает решение суда, или подавать после нарушения? И как поступить если ответчик нарушит решение суда через три года?