Сразу скажу, что я совсем не специалист в такого рода делах (профессионально занимаюсь только «уголовкой»). То есть, любитель, и в этом смысле ничем не отличаюсь от торгующего на рынке ИП-шника, наряду с которым мне приходится платить за себя страховые взносы в Пенсионный фонд и ФФОМС.
Дело, в котором мне пришлось защищать самого себя, выиграно исключительно за счет небольшого количества логики, здравого смысла и помощи коллег с Праворуба.
Предыстория
Мои отношения с Пенсионным фондом испортились давно, когда часть его полномочий передавалась в ФНС. Тогда они начали дурить, присылая требования об уплате каких-то космических сумм. Будучи не в силах состязаться с ними на их поле (поскольку, повторюсь, «уголовник»), я решил тупо ничего им не платить. А все разногласия урегулировать в суде (свое «фи» им при этом выразил).
Здесь, да, во мне свое слово сказал юрист. Я решил, что по каждому спорному вопросу у меня в кармане на выходе должно быть вступившее в законную силу судебное решение. Это документ. Это серьезно. Это уже не оспорят. И этим я в случае чего прикроюсь.
… чтобы это была такая бумажка, при наличии которой ни Швондер, ни кто-либо другой не мог бы даже подойти к двери моей квартиры. Окончательная бумажка. Фактическая! Настоящая!!! Броня!!! ©Пусть обращаются в суд, там и будем разбираться. С участием судьи. Ходить к ним на приемы я не буду. Однажды сходил в налоговую, и мне не понравилось: толпа ИП-шников в коридоре, разговор с каждым начинается с наезда «Почему вы налоги не платите?!», а потом чирканье (!) карандашом (!) в непонятных таблицах (!) каких-то чисел, которые (!) прям щас надо бежать оплатить. Не, не годится. Профессиональное самолюбие воспротивилось: платить готов, но не так.
История
Итак, в 2017-2018 ничего им не заплатил. В 2019 получил судебный приказ об уплате недоимки за эти годы. Там были вменяемые уже цифры, которые я с удовольствием оплатил, думая, что вопрос закрыт, и можно начать жизнь с чистого листа.
В том же 2019 эту жизнь начал — оплатил взносы за этот год.
А в 2020 опять получил судебный приказ на серьезную сумму, с которой, естественно, не согласился. И тогда налоговая обратилась в суд. ОК, будем разбираться...
Принес в суд приказ о взыскании долга за 2017-2018, квитанции об оплате его, а также взносов за 2019. Чего еще надо-то?
Ой! — сказала налоговая — нам надо разобраться. Пошли разбираться.
Ой! — сказала налоговая, разобравшись — ошибочка вышла! У нас же компьютер и считает, и пишет… Не весь долг взыскали за 2017… Поэтому деньги, уплаченные за 2019-й пошли на погашение 2017-го… А в 2019 образовалась задолженность… Но мы все исправим, уточним платежи.
Пошли мы с налоговой уточнять платежи и уточнили — расставили все по их местам: 2018 — ОК, 2019 — ОК, а в 2017 образовалась дырка (задолженность). А еще от этой задолженности есть набежавшая пеня.
А дальше налоговая сделала ход, который мне непонятен. Наверное потому, что я в этом не профессионал. Налоговая уточнила свои требования. Она больше не просила взыскать основной долг (за 2017). Только пеню.
И вот тут меня «раскорячило». Пеня была совсем небольшая, я мог бы ее оплатить. Но разве может быть пеня без долга? Как это: долга нет, а пеня есть? И если я прав в своих подозрениях, что так не бывает, то как я буду выглядеть, если соглашусь с этим безобразием и оплачу? Не засмеют ли меня? Не скажут ли с упреком: «Тыжъюрист!»
Для проверки своих подозрений обратился за советом к коллегам по Праворубу. Они наставили меня на путь и в нужном направлении расширили кругозор, в том числе по вопросам о взыскании с меня завалявшегося с 2017 года долга, с которым мне, видимо, еще придется разбираться.
Что же касается основного вопроса, может ли пеня быть без долга, чутье меня не подвело — нет, не может. Ответ на этот вопрос прямо прописан в ст. 75 НК РФ, на которую я с удовольствием сослался в своих возражениях, которые процитирую, поскольку повторно мне это на чужом для меня языке уже не написать:
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборов сроками.
В силу п. 5 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Взыскание пеней производится в том же порядке, что и взыскание недоимки. Следовательно, уплата пеней рассматривается как дополнительная обязанность налогоплательщика, исполнение которой не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога.
Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо (дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного).
Соответственно, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.
Напротив, пени не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание. Законом не предусмотрена возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено.
Дополню: обязательство по уплате пени — акцессорное (от слова аксессуар), то есть дополнительное, производное от основного.
Нет основного обязательства — нет и дополнительного. Нет долга — нет и пени.
Поскольку требование об уплате основного долга (за 2017) мне не предъявлялось, пеню требовать нельзя. И суд с этим согласился, отказав налоговому органу в удовлетворении его заявления.
P. S. Прошу прощения у профессионалов в этой области за мои возможные ошибки и неточности в изложении чужого для меня материала на чужом для меня языке.
P. P. S. Бальзамом было, когда судья, не понимая, почему цифры в заявлении налоговой «не бьются», высказала ее представителю: «Всякий раз, когда смотрю на ваши заявления, я чувствую себя полной дурой!» Уф-ф… Я не один. И правильно сделал, что решил общаться с ними через суд. А то уж и комплекс неполноценности подкрадывался.