Приветствую вас уважаемые коллеги и читатели моих публикаций!
Неоднократно в моей адвокатской практике ко мне обращались граждане, имеющие соответствующий трудовой стаж и награжденные почетными грамотами за свои трудовые достижения, с вопросом о возможности присвоения звания «Ветеран Труда».
Дело в том, что граждане обращаясь в Департамент социального развития муниципального образования в установленном порядке, ссылаясь на имеющийся у них трудовой стаж и почетную грамоту –получают отказ в присвоении звания «Ветеран Труда».
В соответствии с пп.2. п.1. ст.7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «О ветеранах», ветеранами труда являются лица:
— «награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении…………».
При этом, п.4 ст.7 указанного Закона гласит: «Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации».
В Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, порядок и условия присвоения звания «Ветеран Труда» регламентируется ст.4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 07.11.2006 г.№ 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в ХМАО-Югре, согласно которого, перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ и перечень наград утверждается Постановлением Правительства ХМАО-Югры (№ 103-П от 06 июня 2005 г).
Анализируя Федеральный закон «О ветеранах» и соответствующий Закон субъекта РФ, встает основной вопрос:
Является ли соответствующая грамота представленная гражданином ведомственным знаком отличия в труде (службе), в том смысле, в котором указанно в Федеральном законе, и которая бы давала право на присвоение звания «Ветеран Труда»?
Здесь обращаемся к отраслевым, ведомственным нормам, которые могут относить соответствующую грамоту к ведомственному знаку отличия, а могут и не относить.
Вышеуказанный Закон ХМАО-Югры от 07.11.2006 г.№ 115-оз, значительно сужает перечень «ведомственных знаков отличия за заслуге в труде(службе), при которых у заявителя появляется право на присвоение вышеуказанного звания. И этот факт нельзя назвать справедливым.
Мало какую «почетную грамоту» или «благодарственное письмо», местный закон относит к «ведомственным знакам отличия», чем пользуется Департамент социального развития муниципального образования «штампуя» повсеместно отказы в присвоении указанных званий. Вот и приходится правды и справедливости гражданам добиваться в судебном порядке.
В настоящее время, звание «Ветеран Труда» на территории ХМАО-Югры, думаю и РФ в целом, дает неплохие льготные преференции его носителю. Это и существенные льготы при оплате коммунальных услуг, и право на получение санаторно-курортного лечения за счет бюджетных средств муниципалитета и т.д.
Т.е. логика местных властей в ограничении увеличения «Ветеранов Труда», на территории субъекта весьма понятна (сдерживание нагрузки на местный бюджет).
На фоне грядущих выборов обратил внимание, что дополнительные финансовые выплаты льготные категории граждан получают в период предвыборных компаний. А вне их- получай отказы, нанимай адвокатов и иди пенсионер-ветеран в суд, искать правды.
В приложенном решении, моему доверителю удалось добиться присвоения звания «Ветеран Труда» в судебном порядке.
Благодарю за внимание.