Итак: выигрывать всё — невозможно, но… можно минимизировать риски.

С клиентом более или менее разобрались, далее:


Досудебная подготовка.

1. Подписание договора об оказании представительских услуг.


Я считаю, что  такой договор должен быть очень подробным. И написанным именно под конкретное гражданское дело.

Конечно же, необходимо иметь и некое клише из обязательных пунктов: полные данные клиента с адресом реального проживания (и регистрацией, разумеется); полные данные представителя; точное, подробное и исчерпывающее описание услуги; порядок оплаты  услуги, с указанием даты  и суммы; порядок оплаты издержек и непредвиденных издержек (внезапных экспертиз, коммандировок, почтовых расходов и т.д.); обязательства по передаче представителю всей информации по делу; обязательство по неразглашению…

Считаю необходимым подробно прописать порядок прекращения (расторжения) договора.

Обычно мой договор состоит из 6-7 страниц формата А4, с текстом Таймс12. Я передаю его клиенту за день до подписания для ознакомления.

В моём договоре предусмотрен пункт: дополнительные условия,  состоящий из пяти свободных строчек, но… я стараюсь сделать так, чтобы он не использовался.

2.Сколько брать?

Не меньше других — ибо нельзя дешевить профессию. Но и не больше — ибо скромность украшает человека.

3. Сбор информации.

Все клиенты врут, лукавят или не договаривают.

Все, без исключения! Во всяком случае, за 15 лет практики, я не встречал исключений. 

Происходит это, на мой взгляд, по нескольким причинам: многие хотят казаться лучше, чем есть на самом деле; многим есть, что скрывать; некоторые считают себя очень умными и, несмотря на обращение к специалисту, внутренне подготовили свой план; кто-то обжёгся на недобросовестных юристах и «подстраховывается»…

Бывают и другие причины, но результат один — доверитель никогда не передаст представителю всю информацию по делу честно и в полном объёме.

Надо, чтобы «клиент созрел».

Я  неизбежно трачу несколько часов своей драгоценной жизни на «допрос», для начала объяснив доверителю, что все мои вопросы (даже «щекотные») вызваны не праздным любопытством, а небходимостью. 

Все справки и документы, нужные  для дела, всегда собираю сам (если клиент не принёс их на первое свидание).  Иногда, если в этом есть нужда, встречаюсь с ответчиками и третьими лицами. 

Если есть необходимость в свидетелях, то обязательно работаю и с ними: свидетель должен быть готов сообщить всё, что нужно и не сказать ничего лишнего.

В суде свидетель даёт подписку об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу ложных показаний.  И, хотя я не помню, чтобы в Ульяновске хотя бы раз привлекли к ответственности свидетеля из гражданского процесса, я обязательно объясняю свидетелю, что и как надо говорить и не говорить.

3. Изучение практики.

Вообще-то, переговорив в первый раз с клиентом по телефону, я сразу отправляюсь на сайт суда, в чьей подсудности предполагается дело,  и просматриваю практику по схожим делам, заглядываю в собственный архив, пробегаюсь по сети, а также звоню коллегам. Если практика неутешительная — однозначно отказываюсь от дела. Деньги нужны, но репутация дороже.

4.Подача заявления — только по почте, заказным письмом (или бендеролью) с уведомлением о вручении.

Перед отправкой знакомлю клиента с содержанием заявления, подробно разъясняя ему все непонятности, а также смысл норм закона, на которые мы ссылаемся в заявлении.

В марте 2005 года я, в качестве представителя истца, участвовал в Заволжском районном суде Ульяновска в процессе, который вела Заместитель Председателя суда по гражданским делам Светлана Васильевна Атаманюк. 

Для меня это был вполне рядовой момент (за исключением того, что требования были сформулированы по только что вступившему в силу новому ЖК РФ).

Я позволил себе расслабиться и не очень хорошо подготовиться… Вах!!!

Что со мною делала судья! —  Два часа показательной порки младенца…

Она гоняла меня вдоль и поперёк и по новому ЖК, и по практике, и по общим вопросам материального и процессуального права (цитируя наизусть целые абзацы из постановлений ВС и КС).

Когда заседание закончилось, судья попросила меня задержаться и, мило улыбаясь,  сказала: «Процесс надо готовить, уважаемый представитель...»   На следующий день исковые требования моего доверителя были удовлетворены в полном объёме.

Я бесконечно благодарен судье за «науку побеждать».

В следующий раз —  о проблемах взаимоотношений представителя и доверителя в зале суда и вне... 

Да 10 12

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: veronika, Ромашко Елена, Lika, Dermometr, lexdemon, Tamazdesev, CokpaT, +еще 5
  • 26 Мая 2011, 11:44 #

    Я всегда стараюсь перед судом, настроить клиента на процесс. Объясняю как нужно себя вести, что и как, говорить. Но придерживаюсь мнения, если есть возможность не брать клиента в суд, лучше его не брать. Со свидетелями всегда проводим предварительные беседы, обсуждаем примерный перечень вопросов, которые могут быть.

    +2
  • 26 Мая 2011, 11:58 #

    «Все справки и документы, нужные для дела, всегда собираю сам (если клиент не принёс их на первое свидание). Иногда, если в этом есть нужда, встречаюсь с ответчиками и третьими лицами. „

    Вы встречаетесь с ними без клиента? А в договоре написано, что клиент Вам разрешает это делать?

    “Перед отправкой знакомлю клиента с содержанием заявления, подробно разъясняя ему все непонятности, а также смысл норм закона, на которые мы ссылаемся в заявлении.»

    Значит, каждый раз оформляется доверенность, в т.ч. с правом подачи иска? Не проще ли, чтобы иск подписывал и отправлял сам клиент? А клиент имеет копию заявления? И не было ли у Вас ситуаций, чтобы клиент предъявил претензии, что Вы написали не тот иск, который он хотел (ведь подписали его Вы)?

    +1
    • 26 Мая 2011, 22:52 #

      В договоре есть всё, что нужно для пользы дела… В доверенности — максимальные полномочия. Претензий на содержание иска не было, поскольку клиент с ним знакомится.

      +1
  • 26 Мая 2011, 12:19 #

    Серьезный подход, наверное клиенту приятно свесить ноги и сидеть ничего не собирая :)

    +1
  • 26 Мая 2011, 12:20 #

    Отличный алгоритм для начинающих юристов! Спасибо Вам!

    +3
  • 26 Мая 2011, 12:22 #

    Очень интересная статья!
    Интересно про свидетелей: «свидетель должен быть готов сообщить всё, что нужно и не сказать ничего лишнего»
    — т.е. Вы готовите специальную версию события для суда? И насколько она может отличаться от реальности?

    +4
    • 26 Мая 2011, 22:55 #

      Я привержен экзистенциализму — абсолютных истин нет, реальность — это лишь наши ощущения… А факты всегда можно толковать по-разному.

      +1
  • 26 Мая 2011, 12:23 #

    Мой юрист всегда согласовывает все заявления и действия со мной, и я считаю, что так и нужно делать. Клиент должен быть в курсе всего.

    +1
    • 26 Мая 2011, 22:57 #

      А он и в курсе, он только не должен мешаться под ногами со своими «знаниями», полученными из телепередач, типа «Суд идёт».

      +2
  • 26 Мая 2011, 12:24 #

    Мне кажется, полностью подготовить свидетеля к суду невозможно — все-таки, адвокат — не явсновидящий

    +6
    • 26 Мая 2011, 23:02 #

      Можно убедить свидетеля ответить на неудобный вопрос: «Я не знаю что сказать...»

      +1
  • 26 Мая 2011, 12:26 #

    «Что со мною делала судья! — Два часа показательной порки младенца…

    Она гоняла меня вдоль и поперёк и по новому ЖК, и по практике, и по общим вопросам материального и процессуального права (цитируя наизусть целые абзацы из постановлений ВС и КС).»

    Видимо судья не поняла, что она не в школе и не с журналом отметок в руках....

    +3
  • 26 Мая 2011, 16:28 #

    Основательная подготовка (Y)
    Обычно мой договор состоит из 6-7 страниц формата А4, с текстом Таймс12

    Интересно было-бы взглянуть :)

    +1
  • 26 Мая 2011, 20:43 #

    когда продолжение?

    0
  • 26 Мая 2011, 23:03 #

    Скоро продолжу.

    +1
  • 27 Мая 2011, 15:05 #

    «Если практика неутешительная — однозначно отказываюсь от дела. Деньги нужны, но репутация дороже.» Впринципе верно, но тут надо смотреть до какой степени «неутешительная». Если клиент, как говорится, «не прав», и суд ему должен отказать, то надо ему это доходчиво объяснить и взять деньги за соответствующую консультацию. Если же практика только лишь неоднообразная, то дело надо взять и повернуть ее (практику) в нужную для клиента сторону. По-моему только так.
    Впрочем, у меня часто бывало, что «безнадежные» дела я выигрывал, а спорные нет именно из-за нежелания суда давать правильные (не только по-моему мнению!) толкования норм в отсутствие руководящих разъяснений ВС и ВАС.

    +1

Да 10 12

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Как выиграть гражданский процесс и не поссориться с клиентом.Часть вторая» 2 звезд из 5 на основе 12 оценок.
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/