С клиентом более или менее разобрались, далее:
Досудебная подготовка.
1. Подписание договора об оказании представительских услуг.
Я считаю, что такой договор должен быть очень подробным. И написанным именно под конкретное гражданское дело.
Конечно же, необходимо иметь и некое клише из обязательных пунктов: полные данные клиента с адресом реального проживания (и регистрацией, разумеется); полные данные представителя; точное, подробное и исчерпывающее описание услуги; порядок оплаты услуги, с указанием даты и суммы; порядок оплаты издержек и непредвиденных издержек (внезапных экспертиз, коммандировок, почтовых расходов и т.д.); обязательства по передаче представителю всей информации по делу; обязательство по неразглашению…
Считаю необходимым подробно прописать порядок прекращения (расторжения) договора.
Обычно мой договор состоит из 6-7 страниц формата А4, с текстом Таймс12. Я передаю его клиенту за день до подписания для ознакомления.
В моём договоре предусмотрен пункт: дополнительные условия, состоящий из пяти свободных строчек, но… я стараюсь сделать так, чтобы он не использовался.
2.Сколько брать?
Не меньше других — ибо нельзя дешевить профессию. Но и не больше — ибо скромность украшает человека.
3. Сбор информации.
Все клиенты врут, лукавят или не договаривают.
Все, без исключения! Во всяком случае, за 15 лет практики, я не встречал исключений.
Происходит это, на мой взгляд, по нескольким причинам: многие хотят казаться лучше, чем есть на самом деле; многим есть, что скрывать; некоторые считают себя очень умными и, несмотря на обращение к специалисту, внутренне подготовили свой план; кто-то обжёгся на недобросовестных юристах и «подстраховывается»…
Бывают и другие причины, но результат один — доверитель никогда не передаст представителю всю информацию по делу честно и в полном объёме.
Надо, чтобы «клиент созрел».
Я неизбежно трачу несколько часов своей драгоценной жизни на «допрос», для начала объяснив доверителю, что все мои вопросы (даже «щекотные») вызваны не праздным любопытством, а небходимостью.
Все справки и документы, нужные для дела, всегда собираю сам (если клиент не принёс их на первое свидание). Иногда, если в этом есть нужда, встречаюсь с ответчиками и третьими лицами.
Если есть необходимость в свидетелях, то обязательно работаю и с ними: свидетель должен быть готов сообщить всё, что нужно и не сказать ничего лишнего.
В суде свидетель даёт подписку об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу ложных показаний. И, хотя я не помню, чтобы в Ульяновске хотя бы раз привлекли к ответственности свидетеля из гражданского процесса, я обязательно объясняю свидетелю, что и как надо говорить и не говорить.
3. Изучение практики.
Вообще-то, переговорив в первый раз с клиентом по телефону, я сразу отправляюсь на сайт суда, в чьей подсудности предполагается дело, и просматриваю практику по схожим делам, заглядываю в собственный архив, пробегаюсь по сети, а также звоню коллегам. Если практика неутешительная — однозначно отказываюсь от дела. Деньги нужны, но репутация дороже.
4.Подача заявления — только по почте, заказным письмом (или бендеролью) с уведомлением о вручении.
Перед отправкой знакомлю клиента с содержанием заявления, подробно разъясняя ему все непонятности, а также смысл норм закона, на которые мы ссылаемся в заявлении.
В марте 2005 года я, в качестве представителя истца, участвовал в Заволжском районном суде Ульяновска в процессе, который вела Заместитель Председателя суда по гражданским делам Светлана Васильевна Атаманюк.
Для меня это был вполне рядовой момент (за исключением того, что требования были сформулированы по только что вступившему в силу новому ЖК РФ).
Я позволил себе расслабиться и не очень хорошо подготовиться… Вах!!!
Что со мною делала судья! — Два часа показательной порки младенца…
Она гоняла меня вдоль и поперёк и по новому ЖК, и по практике, и по общим вопросам материального и процессуального права (цитируя наизусть целые абзацы из постановлений ВС и КС).
Когда заседание закончилось, судья попросила меня задержаться и, мило улыбаясь, сказала: «Процесс надо готовить, уважаемый представитель...» На следующий день исковые требования моего доверителя были удовлетворены в полном объёме.
Я бесконечно благодарен судье за «науку побеждать».
В следующий раз — о проблемах взаимоотношений представителя и доверителя в зале суда и вне...


Я всегда стараюсь перед судом, настроить клиента на процесс. Объясняю как нужно себя вести, что и как, говорить. Но придерживаюсь мнения, если есть возможность не брать клиента в суд, лучше его не брать. Со свидетелями всегда проводим предварительные беседы, обсуждаем примерный перечень вопросов, которые могут быть.
«Все справки и документы, нужные для дела, всегда собираю сам (если клиент не принёс их на первое свидание). Иногда, если в этом есть нужда, встречаюсь с ответчиками и третьими лицами. „
Вы встречаетесь с ними без клиента? А в договоре написано, что клиент Вам разрешает это делать?
“Перед отправкой знакомлю клиента с содержанием заявления, подробно разъясняя ему все непонятности, а также смысл норм закона, на которые мы ссылаемся в заявлении.»
Значит, каждый раз оформляется доверенность, в т.ч. с правом подачи иска? Не проще ли, чтобы иск подписывал и отправлял сам клиент? А клиент имеет копию заявления? И не было ли у Вас ситуаций, чтобы клиент предъявил претензии, что Вы написали не тот иск, который он хотел (ведь подписали его Вы)?
В договоре есть всё, что нужно для пользы дела… В доверенности — максимальные полномочия. Претензий на содержание иска не было, поскольку клиент с ним знакомится.
Серьезный подход, наверное клиенту приятно свесить ноги и сидеть ничего не собирая :)
Все ленивы, сужу по себе… поэтому и стараюсь всё делать сам.:)
Отличный алгоритм для начинающих юристов! Спасибо Вам!
Очень интересная статья!
Интересно про свидетелей: «свидетель должен быть готов сообщить всё, что нужно и не сказать ничего лишнего»
— т.е. Вы готовите специальную версию события для суда? И насколько она может отличаться от реальности?
Я привержен экзистенциализму — абсолютных истин нет, реальность — это лишь наши ощущения… А факты всегда можно толковать по-разному.
Мой юрист всегда согласовывает все заявления и действия со мной, и я считаю, что так и нужно делать. Клиент должен быть в курсе всего.
А он и в курсе, он только не должен мешаться под ногами со своими «знаниями», полученными из телепередач, типа «Суд идёт».
Мне кажется, полностью подготовить свидетеля к суду невозможно — все-таки, адвокат — не явсновидящий
Можно убедить свидетеля ответить на неудобный вопрос: «Я не знаю что сказать...»
«Что со мною делала судья! — Два часа показательной порки младенца…
Она гоняла меня вдоль и поперёк и по новому ЖК, и по практике, и по общим вопросам материального и процессуального права (цитируя наизусть целые абзацы из постановлений ВС и КС).»
Видимо судья не поняла, что она не в школе и не с журналом отметок в руках....
Всё ведь было «по теме»… :)
Основательная подготовка (Y)
Обычно мой договор состоит из 6-7 страниц формата А4, с текстом Таймс12
Интересно было-бы взглянуть :)
когда продолжение?
Скоро продолжу.
«Если практика неутешительная — однозначно отказываюсь от дела. Деньги нужны, но репутация дороже.» Впринципе верно, но тут надо смотреть до какой степени «неутешительная». Если клиент, как говорится, «не прав», и суд ему должен отказать, то надо ему это доходчиво объяснить и взять деньги за соответствующую консультацию. Если же практика только лишь неоднообразная, то дело надо взять и повернуть ее (практику) в нужную для клиента сторону. По-моему только так.
Впрочем, у меня часто бывало, что «безнадежные» дела я выигрывал, а спорные нет именно из-за нежелания суда давать правильные (не только по-моему мнению!) толкования норм в отсутствие руководящих разъяснений ВС и ВАС.