Однако есть некоторый «джентльменский набор», применяя который можно максимально подстраховаться от проигрыша. Набор этот совершенно персональный, никому его, естественно, не навязываю.
Часть первая. Клиент.
Считаю, что есть категории граждан, с которыми просто не стоит связываться:
1.«Профессиональные сутяжники» — они всё знают лучше Вас, но с маниакальной настойчивостью привлекают к участию в судах представителей. Делают они это, на мой взгляд, по двум причинам: предполагая, что полторы головы лучше, чем одна; и чтобы в случае проигрыша было на кого свалить вину. Я влип в такую ситуацию в прошлом году. Не зная, что гражданин сменил уже пятерых представителей в долгой борьбе за свои поруганные права, я, сдуру, угодил в шестой номер. Издевался он надо мною изощрённо! Ежедневные многотомные наставления по электронной почте, требования от меня подробнейших отчётов и планов, постоянное возникновение параллельных поручений, якобы необходимых для основного дела. При этом — почти полное игнорирование всех моих рекомендаций. Платил тоже так себе… Почему я его не бросил? Ну, потому, что взялся за гуж… В конце концов, после трёх процессов на одну тему, он меня покинул, найдя себе следующего мальчика для битья.
2.«Крутые бизнесмены»- криминальные и полукриминальные личности, наворовавшие денег и уклонившиеся от пули и тюрьмы. Их состояния сделаны по принципу трёх «Ж»: жадность, жестокость, жлобство. Они живут за гранью добра и зла, морали никакой, поэтому с деньгами обманут однозначно. С первой встречи они считают, что Вы им что-то должны, причём должны навсегда. Как правило у них есть штатные юристы, но эти ребята периодически привлекают специалистов со стороны. Для того, чтобы «кинуть» и для того, чтобы «не светиться» перед своими. Если схватят за горло, то не выпустят. Меня Бог миловал: последний раз «гасил разборку» лет пятнадцать назад, с тех пор стороной обхожу эту публику.
3.«Политики» — у них полный набор достоинств двух предыдущих категорий. На недавних выборах в Ульяновскую Городскую думу я представлял в суде кандидата от некоей партии, который хотел свести с дорожки бегуна-единоросса. Я предупредил кандидата, что это нереально — в ответ:«Тогда мотай противнику нервы». Честно «мотал» целый месяц- за 10 тыс. рублей, которые получил с большим трудом. Клиент остался недоволен. Вообще процесс был своеобразный, в ближайшее время выложу материалы по нему на сайт.
4. «Родственники и прочие одноклассники». Во-первых, с них не очень удобно брать деньги (а ведь работать бесплатно просто нехорошо), во-вторых, в случае проигрыша Вы обязательно рассоритесь. Я не отказываю «всем своим» в совете, но в суды не хожу и документы не пишу. Под разными предлогами…
5. «Маргиналы» — это счастливые люди, с удовольствием пропивающие собственную жизнь. Иногда они тоже ходят в суды, привлекая в помощники независимых юристов. Денег не заплатят, ибо их нету, но обязательно чем-нибудь нагадят — наговорив какой-нибудь ерунды.


А мне кажется, если дать понять, что ты профессионал и не позволишь собой «затыкать дыры» и вытирать об себя ноги, то эти типы клиентов остынут уже в первые пять секунд знакомства.
Помнится, работала в одной компании, там была такая градация клиентов:
1. Редкий. Позитив. Всему рад, всегда платит, на все согласен.
2. Позитив — негатив. Сначала ломается, потом соглашается и становится постоянным клиентом.
3. Негатив. Посылает, не желает общаться.
4. На четвертом пункте голос инструктора начинал всегда дрожать. Самый тяжкий тип клиента — мозго
ё… в общем, сложный тип такой: вытрепет все нервы и ничего незаплатит. Так вот, по-моему, все, что перечислено в статье — относится к четвертому пункту.По-моему, к четвертому пункту относятся многие…
я бы добавила еще одну категорию: живущие по принципу «все кругом козлы, меня обижают, а я такой хороший, нигде правды найти не могу». Уже писала в ответ на чей-то пост. Такие люди не готовы признать, что сами виноваты в том, что живут той жизнью, которой живут. Обвиняют в этом родственников, партию, правительство, кого угодно. По- моему, это уже психиатрия. Близко к первой категории, но не совсем, потому что никогда раньше не судились. И часто решение их проблемы лежит не в плоскости закона, а в элементарном изменении отношения к жизни, на что такие люди никогда не пойдут. Они хотят переделать кого угодно, только не себя. Безнадежны. ИМХО, им не помешала бы хорошая порка или принудительный общественно- полезный труд. Независимо от возраста.
А я читала, специально для такой категории америкосы уже разработали психотерапевтическую программу! Но при лечении ею людей столкнулись с тем, что заболевание передается по наследству :(
так правильно, если человек сам такой- то и дети у него не знают другой модели поведения…
Думаю, что не нужно делить клиентов на плохих и хороших, благодарных и не очень, удобных или неудобных, и.т.д.
Нужно, на мой взгляд, уметь (стремиться к этому) работать с любым человеком. При этом, не забывая, что каждый из них личность, и многие из них не такие, как мы сами, и может не такие, какими нам хочется их видеть. Но он пришел к нам за помощью. Мотивы могут быть разными, но раз пришел, мы ему нужны.
А как мы сумеем построить с ним отношения, это уже зависит только от нас самих. И если не сумеем, то винить в этом кроме себя некого…
Это как дети. Кто они?
Это наше зеркало.
В том-то и дело, что некоторым клиентам мы как профессионалы не нужны. Им нужен кто-то, на кого можно сваливать негатив. Получается, что таким людям мы навязываем юридические услуги, хотя они нуждаются в услугах психолога. И только психолога.
Поддерживаю! Многие клиенты ищут в юристе психоаналитика.
А что то про «хороших» ничего не сказано. Не было? Давайте лучше о хороших, нормальных людях.
Я стараюсь ко всем клиентам относиться одинаково, но при этом слишком близко не подпускать (избегать перехода клиентов в категорию друзей приятелей).
Обязательно перепроверять все рассказы клиента, т.к. на деле клиенты все равно стараются себя приукрасить и выгородить, а мне, для их же защиты, нужна полная информация.
Лично мне ближе позиция Натальи Руслановны — работать можно с любым клиентом, но с каждым по своему :)
Клиенты бывают разные, как впрочем, и юристы. Доверие укрепляет предоплата.
Отличная публикация! Всё верно подмечено. Жду вторую часть!
Поддерживаю Веронику Васильевну. Ничто так не укрепляет веру в человека, как 100% предоплата.
Думаю, что те самые «плохие» или «негативные» люди будут находиться рядом с «хорошими» и «позитивными» на протяжении всей нашей жизни, в связи, с чем считаю, что к каждому человеку нужно уметь найти подход! И конечно же не помешает предоплата!
С оплатой я не совсем поняла. Зачем начинать заниматься делом если Вам не заплатили? Или речь о гонораре успеха? Так его лучше предполагать и на его получение особенно не рассчитывать. Тогда и негативных эмоций будет меньше.
Размер оплаты (предоплаты) должен быть такой, за который Вы готовы вести дело под ключ. А рассчитывать только на всю оплату после выигрыша, это по меньшей мере наивно…
Полностью согласен, именно так и пытаюсь поступать, хоть и не всегда получается:)
Справедливо! Оказанная юруслуга для клиента уже ничего не стоит…
Когда дело выиграно, то естественно, начинает казаться что все было настолько просто, что и платить то не за что. Клиент (доверитель) 99% работы адвоката не видит и не может видеть…
Можно разделить всех потенциальных доверителей всего на две категории: удобный или неудобный (или проблемный) клиент. Неудобный принесет больше хлопот по делу адвокату, чем положительных моментов. Тут, главное, научиться сразу в ходе первой консультации определять этот психотип и соизмерять свои возможности с его желаниями. Иногда проще сразу отказаться! Вопрос: как избавиться? Переадресовать другому, сослаться на занятость, этику, напугать неподъемным гонораром? :)
Коллеги, оценка клиента приходит с годами работы. Если он задает Вам первым вопрос: А сколько стоит у Вас то-то? — можно дальше не продолжать общение. И конечно же предоплата сполна и до начала работы по делу. Да и еще: «клиент мой — враг мой». Лично для меня использующего эти принципы деление клиентуры на все вышеуказанные подвиды вообще не существует — все одинаковые. Но все это ни в коем случае не говорит о том, что работа по делу такого «врага» будет осуществляться спустя рукава. Он враг в другом смысле этого слова- только работа, никакой дружбы и никакого самоедства по поводу движение его дела (нервы только наши и мы их клиентам не продаем) НО НЕ ВСЕГДА ПОЛУЧАЕТСЯ, А ЖАЛЬ!
Вы совершенно правы, Анатолий Сергеевич, работа — не есть дружба. (handshake)И в третьем опусе я опишу своё видение проблемы взаимоотношений в суде и вне…