Надо быть готовым к проигрышу. Когда клиент заводит разговоры о гарантиях, сразу обрубаю: идите в Госстрах или к  Богу. Сложность в том,  что всё постоянно меняется: законодательство, правоприменительная практика, люди… 

Однако есть некоторый «джентльменский набор», применяя который можно максимально подстраховаться от проигрыша. Набор этот совершенно персональный, никому его, естественно, не навязываю. 


Часть первая. Клиент. 

Считаю, что есть категории граждан, с которыми просто не стоит связываться:

1.«Профессиональные сутяжники» —  они всё знают лучше Вас, но с маниакальной настойчивостью привлекают к участию в судах представителей. Делают они это, на мой взгляд, по двум причинам: предполагая, что полторы головы лучше, чем одна; и  чтобы в случае  проигрыша было на кого свалить вину. Я влип в такую ситуацию в прошлом году. Не зная, что гражданин сменил уже пятерых представителей в долгой борьбе за свои поруганные права, я, сдуру, угодил в шестой номер. Издевался он надо мною изощрённо! Ежедневные  многотомные наставления по электронной почте, требования от меня подробнейших отчётов и планов, постоянное возникновение параллельных поручений, якобы необходимых для основного дела. При этом — почти полное игнорирование всех моих рекомендаций. Платил тоже так себе… Почему я его не бросил?  Ну, потому, что взялся за гуж… В конце концов, после трёх процессов на одну тему, он меня покинул, найдя себе следующего мальчика для битья.

2.«Крутые бизнесмены»- криминальные и полукриминальные личности, наворовавшие денег  и уклонившиеся от пули и тюрьмы. Их состояния сделаны по принципу трёх «Ж»: жадность, жестокость, жлобство. Они живут за гранью добра и зла, морали никакой, поэтому с деньгами обманут однозначно. С первой встречи они считают, что Вы им что-то должны, причём должны навсегда.  Как правило у них есть штатные юристы, но эти ребята периодически привлекают специалистов со стороны.  Для того, чтобы «кинуть» и для того, чтобы «не светиться» перед своими. Если схватят за горло, то не выпустят. Меня Бог миловал: последний раз «гасил разборку» лет пятнадцать назад, с тех пор стороной обхожу эту публику.

3.«Политики» — у них полный набор достоинств двух предыдущих категорий.  На недавних выборах в Ульяновскую Городскую думу я представлял в суде кандидата от некоей партии, который хотел свести с дорожки бегуна-единоросса. Я предупредил кандидата, что это нереально —  в ответ:«Тогда мотай противнику нервы». Честно «мотал» целый месяц- за 10 тыс. рублей, которые получил с большим трудом.  Клиент остался недоволен.  Вообще процесс был своеобразный, в ближайшее время выложу материалы по нему на сайт. 

4. «Родственники и прочие одноклассники». Во-первых, с них не очень удобно брать деньги (а ведь  работать бесплатно просто нехорошо), во-вторых, в случае проигрыша Вы обязательно рассоритесь. Я не отказываю «всем своим» в совете, но в суды не хожу и документы не пишу. Под разными предлогами…

5. «Маргиналы» — это счастливые люди, с удовольствием пропивающие собственную жизнь. Иногда они тоже ходят в суды, привлекая в помощники независимых юристов. Денег не заплатят, ибо их нету, но обязательно чем-нибудь нагадят — наговорив какой-нибудь ерунды.

Да 8 8

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Lika, Ромашко Елена, fedorovskaya, lawer-soldatenkov, Морохин Иван, veronika, Стрижак Андрей, terrazini, shumilova, Бозов Алексей, daevseev, Блинов Анатолий, Tamazdesev, +еще 3
  • 25 Мая 2011, 19:04 #

    А мне кажется, если дать понять, что ты профессионал и не позволишь собой «затыкать дыры» и вытирать об себя ноги, то эти типы клиентов остынут уже в первые пять секунд знакомства.

    +4
  • 25 Мая 2011, 19:55 #

    Помнится, работала в одной компании, там была такая градация клиентов:

    1. Редкий. Позитив. Всему рад, всегда платит, на все согласен.

    2. Позитив — негатив. Сначала ломается, потом соглашается и становится постоянным клиентом.

    3. Негатив. Посылает, не желает общаться.

    4. На четвертом пункте голос инструктора начинал всегда дрожать. Самый тяжкий тип клиента — мозгоё … в общем, сложный тип такой: вытрепет все нервы и ничего незаплатит. Так вот, по-моему, все, что перечислено в статье — относится к четвертому пункту.

    +9
    • 25 Мая 2011, 19:56 #

      По-моему, к четвертому пункту относятся многие…

      +3
  • 25 Мая 2011, 20:07 #

    я бы добавила еще одну категорию: живущие по принципу «все кругом козлы, меня обижают, а я такой хороший, нигде правды найти не могу». Уже писала в ответ на чей-то пост. Такие люди не готовы признать, что сами виноваты в том, что живут той жизнью, которой живут. Обвиняют в этом родственников, партию, правительство, кого угодно. По- моему, это уже психиатрия. Близко к первой категории, но не совсем, потому что никогда раньше не судились. И часто решение их проблемы лежит не в плоскости закона, а в элементарном изменении отношения к жизни, на что такие люди никогда не пойдут. Они хотят переделать кого угодно, только не себя. Безнадежны. ИМХО, им не помешала бы хорошая порка или принудительный общественно- полезный труд. Независимо от возраста.

    +5
    • 25 Мая 2011, 20:15 #

      А я читала, специально для такой категории америкосы уже разработали психотерапевтическую программу! Но при лечении ею людей столкнулись с тем, что заболевание передается по наследству :(

      +4
  • 25 Мая 2011, 22:16 #

    Думаю, что не нужно делить клиентов на плохих и хороших, благодарных и не очень, удобных или неудобных, и.т.д.
    Нужно, на мой взгляд, уметь (стремиться к этому) работать с любым человеком. При этом, не забывая, что каждый из них личность, и многие из них не такие, как мы сами, и может не такие, какими нам хочется их видеть. Но он пришел к нам за помощью. Мотивы могут быть разными, но раз пришел, мы ему нужны.
    А как мы сумеем построить с ним отношения, это уже зависит только от нас самих. И если не сумеем, то винить в этом кроме себя некого…
    Это как дети. Кто они?
    Это наше зеркало.

    +4
  • 26 Мая 2011, 01:41 #

    А что то про «хороших» ничего не сказано. Не было? Давайте лучше о хороших, нормальных людях.

    +2
  • 26 Мая 2011, 05:12 #

    Я стараюсь ко всем клиентам относиться одинаково, но при этом слишком близко не подпускать (избегать перехода клиентов в категорию друзей приятелей).
    Обязательно перепроверять все рассказы клиента, т.к. на деле клиенты все равно стараются себя приукрасить и выгородить, а мне, для их же защиты, нужна полная информация.
    Лично мне ближе позиция Натальи Руслановны — работать можно с любым клиентом, но с каждым по своему :)

    +3
  • 26 Мая 2011, 05:34 #

    Клиенты бывают разные, как впрочем, и юристы. Доверие укрепляет предоплата.

    +2
  • 26 Мая 2011, 05:45 #

    Отличная публикация! Всё верно подмечено. Жду вторую часть!

    +1
  • 26 Мая 2011, 08:27 #

    Поддерживаю Веронику Васильевну. Ничто так не укрепляет веру в человека, как 100% предоплата.

    +2
  • 26 Мая 2011, 08:56 #

    Думаю, что те самые «плохие» или «негативные» люди будут находиться рядом с «хорошими» и «позитивными» на протяжении всей нашей жизни, в связи, с чем считаю, что к каждому человеку нужно уметь найти подход! И конечно же не помешает предоплата!

    +2
  • 26 Мая 2011, 09:12 #

    С оплатой я не совсем поняла. Зачем начинать заниматься делом если Вам не заплатили? Или речь о гонораре успеха? Так его лучше предполагать и на его получение особенно не рассчитывать. Тогда и негативных эмоций будет меньше.
    Размер оплаты (предоплаты) должен быть такой, за который Вы готовы вести дело под ключ. А рассчитывать только на всю оплату после выигрыша, это по меньшей мере наивно…

    +4
    • 26 Мая 2011, 09:25 #

      Полностью согласен, именно так и пытаюсь поступать, хоть и не всегда получается:)

      +1
    • 26 Мая 2011, 09:28 #

      Справедливо! Оказанная юруслуга для клиента уже ничего не стоит…

      +2
      • 26 Мая 2011, 09:31 #

        Когда дело выиграно, то естественно, начинает казаться что все было настолько просто, что и платить то не за что. Клиент (доверитель) 99% работы адвоката не видит и не может видеть…

        +2
  • 26 Мая 2011, 09:27 #

    Можно разделить всех потенциальных доверителей всего на две категории: удобный или неудобный (или проблемный) клиент. Неудобный принесет больше хлопот по делу адвокату, чем положительных моментов. Тут, главное, научиться сразу в ходе первой консультации определять этот психотип и соизмерять свои возможности с его желаниями. Иногда проще сразу отказаться! Вопрос: как избавиться? Переадресовать другому, сослаться на занятость, этику, напугать неподъемным гонораром? :)

    +3
  • 26 Мая 2011, 10:44 #

    Коллеги, оценка клиента приходит с годами работы. Если он задает Вам первым вопрос: А сколько стоит у Вас то-то? — можно дальше не продолжать общение. И конечно же предоплата сполна и до начала работы по делу. Да и еще: «клиент мой — враг мой». Лично для меня использующего эти принципы деление клиентуры на все вышеуказанные подвиды вообще не существует — все одинаковые. Но все это ни в коем случае не говорит о том, что работа по делу такого «врага» будет осуществляться спустя рукава. Он враг в другом смысле этого слова- только работа, никакой дружбы и никакого самоедства по поводу движение его дела (нервы только наши и мы их клиентам не продаем) НО НЕ ВСЕГДА ПОЛУЧАЕТСЯ, А ЖАЛЬ!

    +2
  • 26 Мая 2011, 11:26 #

    Вы совершенно правы, Анатолий Сергеевич, работа — не есть дружба. (handshake)И в третьем опусе я опишу своё видение проблемы взаимоотношений в суде и вне…

    +3

Да 8 8

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Как выиграть гражданский процесс и не поссориться с клиентом. Часть первая» 1 звезд из 5 на основе 8 оценок.
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/