Адвокат Константин Барановский указывает на то, что правовой основой выдачи служит также Европейская конвенция о выдаче осужденных лиц, а сам процесс перевода осужденного производится после вступления в силу приговора по заявлению осужденного.
В случае перевода, как отмечает заместитель председателя Коллегии адвокатов «Вашъ Юридический Поверенный» Владислав Капканов, российская сторона будет обязана исполнить решение французского суда в полном объеме.
Адвокат, сотрудник Центра содействия международной защите Анна Ставицкая, сообщила РАПСИ о том, что на Захарову будут распространяться российские правила условно-досрочного освобождения. «Тогда необходимо будет провести аналогию права, установив, к какой категории относится преступление, за которое Захарова была осуждена. Скорее всего, оно будет отнесено к преступлению средней тяжести или тяжкому. В первом случае Захарова сможет выйти на свободу через год, во втором — спустя полтора года», — полагает Ставицкая.
В том, что при условно-досрочном освобождении в случае с Захаровой необходимо сопоставление французского и российского законодательства, и поиск аналогии права, уверен и Барановский, поскольку регулирующая выдачу Конвенция написана с употреблением общих терминов. «Если французское законодательство предусматривает возможность условно-досрочного освобождения, то и у нас оно будет возможно», — полагает адвокат.
Анна Ставицкая, в свою очередь, не исключает, что может появиться возможность для восстановления сроков давности и обжалования приговора.
Попробуем и мы предложить возможные варианты дальнейшего развития событий. Российский суд в соответствии со статьей 472 УПК РФ должен будет разрешить вопросы, связанные с исполнением приговора французского суда, и вынести либо постановление о признании и об исполнении приговора суда иностранного государства, либо постановление об отказе в признании приговора суда Франции.
В случае вынесения российским судом постановления о признании и об исполнении приговора суда французского государства в нем будет, в частности, описано преступление, в совершении которого Наталья Захарова признана виновной и указана статья Уголовного кодекса РФ, предусматривающая ответственность за совершенное преступление. Судя по всему, речь будет идти о части 2 статьи 167 УК РФ («Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества путем поджога»). Указанная статья предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет. (Согласно статье 15 УК РФ это преступление признается преступлением средней тяжести.) После этого российский суд укажет в постановлении вид и срок назначенного наказания, отбытый срок и срок наказания, которое осужденная должна отбыть в Российской Федерации, его начало и окончание, вид исправительного учреждения.
Нам представляется, что в законе нет препятствий для признания российским судом назначенного наказание условным (статья 73 УК РФ). Возможно, как нам кажется, и назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление (статья 64 УК РФ). Суд при этом может ограничиться даже фактически отбытым наказанием. Если этого не произойдет, то условно-досрочное освобождение к Наталье Захаровой может быть применено после фактического отбытия не менее одной трети срока наказания, то есть не менее 1 года (с учетом, конечно, уже отбытого срока во Франции).
По нашему мнению, возможна и ситуация, когда российский суд вынесет постановление об отказе в признании приговора французского суда в связи с истечением срока давности. Согласно статье 78 УК РФ срок давности по преступлениям средней тяжести равен 6 годам со дня их совершения. Если приговор французского суда состоялся еще в июне 2006 года, то преступление совершено раньше и, возможно, 6 лет со дня его совершения уже истекли.
Контрдовод, что течение срока давности было пристановлено, в нашем случае не может быть признан, потому что от российского суда Наталья Захарова не уклонялась. Понятно, что если российский суд вынесет постановление об отказе в признании приговора французского суда, то Наталья Захарова будет немедленно освобождена. Дай Бог!