Однако, внутренних средств правовой защиты, предоставляемых государством пребывания иностранцам (соотечественников), подчас бывает недостаточно. Не всегда оказывается эффективными (на пример стран Балтии), обращение в международные органы, с регулируемыми международными договорами, с учетом ограниченного числа государств, участвующих в этих международных договорах, а также характера средств для восстановления нарушенных прав физических лиц, которыми располагают эти органы.
«Определение дипломатической защиты», в действующем конвенционном международном праве не существует определения дипломатической защиты. Исследователи международного права по-разному определяют данный институт. Согласно определению, данному В.В. Епифановым [1], «дипломатическая защита-это предъявление государством претензий другому государству, когда последнее, нарушив нормы международного права, наносит ущерб физическому или юридическому лицу, обладающему гражданством или национальностью государства-истца, и этот ущерб не возмещается внутренними средствами правовой защиты государства-ответчика». В 1915 году Е.М. Бочард писал: «Дипломатическая защита по своей природе есть международный процесс, заключающий в призыве одного государства к другому исполнить обязательства одного перед другим, вытекающие из их взаимных прав и обязанностей [2].
Следует отметить, что дипломатическая защита — это защита государством своих граждан и юридических лиц без применения силы, путем переговоров по отношению других государств и международных и региональных организаций, в случае причинения вреда этим гражданам и юридическим лицам.
Институт дипломатической защиты при двойном гражданстве на примере стран СНГ. Около 30 млн. соотечественников, которые оказались по разным причинам и в разные исторические периоды за пределами Российского государства. Судьбы этих людей разные, но Отечество у них одно [3], из них 1.5 млн. граждане Российской Федерации.
Однако, по инициативе Российской Федерации 23 декабря 1993 года на ашхабадской встрече Б.Н.Ельцина с С. Ниязовым между РФ и Туркменистаном был заключен Договор о двойном гражданстве. С. Ниязов торжественно вручил туркменский паспорт Президенту России. А также через два года 7 сентября 1995 года был ещё заключен договор между Российской Федерации и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства. Оба договора содержат идентичное правило: лиц, состоящих в гражданстве с обеих сторон, вправе пользоваться защитой и покровительством каждой из сторон. Защита и покровительство для этих лиц в третьем государстве представляются стороной, на территории которой они постоянно проживают, либо по их просьбе другой стороной, гражданство которой они также имеют.
Белов А. А. пишет в этой связи: «Конституция России выдвигает иные, нежели отсутствие двойного гражданства, требования: "Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет (ч. 2 ст.81)» [4]. Такое же положение содержится в Конституции Таджикистана и Туркменистана. Отсюда можно сделать вывод, что на конституционном уровне лица с двойным гражданством имеют право стать Президентом.
Однако, в национальном законодательстве все по-другому. Например, в соответствии с ч. 7 ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ О государственной гражданской службе Российской Федерации. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае: «наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации». Конечно (в настоящее время не предусмотрено) в рамках СНГ у России нет такого договора. А в законодательствах Туркменистана и Таджикистана такого ограничения нет. Как мы видим из проведенного анализа, в соответствии с ч. 7 ст. 16 в этом случае на практике применяется Федеральный закон, а не Конституция?! Тогда можно сказать, что более 10 тысяч наших русскоязычных (соотечественников), которые имеют двойное гражданство (Таджикистана и Туркменистана), не имеют права работать в госструктурах Российской Федерации.
Следует отметить, что в отношении дипломатической защиты лиц с двойным гражданством в сфере межгосударственных отношений возникают определённые трудности. Первая из проблем состоит в том, что дипломатическая защита государством своего гражданина будет мало эффективной против государства, гражданством которого это лицо также является. Прямое указание на необходимость такого отказа содержится в ст.4 Гаагской конвенции, регулирующей некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве 1930 года. Вторая проблема двойного гражданства обусловлена отсутствием определенности в правовом положении лица его имеющим, когда оно находится на территории третьего государства. Оно не может не считаться с тем, что индивид, имеющий два гражданства, фактически является гражданином одного государства. Нельзя оспаривать наличие другого гражданства, приобретенного на основании законов, не противоречащих международному праву.
В этом случае эффективное решение возникшего вопроса представляется возможным в применении принципа эффективного гражданства. В некоторых случаях власти государства пребывания считаются с гражданином того государства, с которой бипатрид имеет наиболее прочную связь. Однако установить гражданину прочную связь в международном праве достаточно сложно.
К сожалению, оба вышеназванных международных договоров недостаточно проработаны в плане аспекта дипломатической защиты, а также аспекта правового статуса лиц с двумя гражданствами на структуры государственных органов государств-участниц вышеназванных договоров. Считаю, что эта проблема тоже потребует проработки в рамках Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом РФ и других компетентных органов государств-участников Содружества Независимых Государств.
В достижении целей, указанных в начале статьи, автор дал определение дипломатической защиты и вывел обозначение проблемы, которые возникают при определении оснований для применения дипломатической защиты, однако их невозможно раскрыть в одной статье. Вышеуказанная проблематика будет разработана в дальнейших работах автора.
1. Белов А. А.Международно-правовые аспекты двойного гражданства. М.: 2002.с. 98.
2. Епифанов В.В. Правовые аспекты дипломатической защиты физических и юридических лиц: Автореф. дисс. канд. юр. наук. Москва, 2000.
3. Borchard E.M., The Diplomatic Protection of Citizen Abroad of The Low of International Claims (1915). — Р. 354, citing Blain, Secretary of State.
4. МИД РФ http://www. mid. ru
Первоисточника и даты публикации: http://www.dvgu.ru, viperson.ru