Каждое следственное действие представляет собой известное вторжение в сферу охраняемых законом прав и интересов, поэтому оно может быть проведено лишь при наличии определенной цели и достаточного основания для его проведения. Для большинства следственных действий цель производства названа самим законом.
При выборе, какое именно следственное действие должно быть произведено, следователь должен анализировать имеющиеся у него данные и на основании закона, с учетом рекомендаций, выработанных в следственной тактике, решать, в какой последовательности и какое именно следственное действие произвести. В тех случаях, когда производство следственного действия связано с вторжением в сферу конституционных прав граждан, закон требует вынесения мотивированного постановления, гарантией законности которого служит получение на его проведение санкции от прокурора или судебного решения.
Однако, если дело находится в производстве начинающего следователя, его «самостоятельность» при расследовании дела напрямую зависит от мнения его старших коллег по цеху, это в лучшем случае, в худшем, когда следователь идет на поводу оперативных работников имеющих, как правило, свое видение УПК и тогда появляются такие «доказательства», которые ставят под угрозу не только законность следственных действий, но и законность возбуждения уголовного дела. (нарушение УПК при проведении следственных действий, в особенности при изъятии и упаковки вещественных доказательств, привлечение штатных понятых, необоснованное задержание лиц и т.п.
Подобные ляпы следователей, во многом помогают в защите и в дальнейшем служат если не основанием для прекращения уголовного преследования, то как минимум переквалификации на менее тяжкую статью УК РФ или вынесением приговора, которым клиент остается довольным.