Каждая проблема имеет решение.
Единственная трудность заключается в том, чтобы его найти.
Эвви Неф
Итак, уважаемые коллеги и пользователи портала «Праворуб», предлагаю для анализа и критики судебную часть дела, о котором речь идет последовательно, начиная ВОТ ОТСЮДА, а затем ЗДЕСЬ. Кто ознакомился в приложениях к ранее сделанным публикациям, скорее всего, имеет представление о той правовой позиции, которую я пытался донести до суда в защиту интересов своего доверителя.
Состоит она в следующем. Диспозиция ч.3 ст. 12.21.1 КОАП РФ дословно звучит так:«Движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 20, но не более 50 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 20, но не более 50 процентов без специального разрешения ».
Лично я понимаю, что смысл правонарушения состоит не просто в движении указанных в статье категорий транспортных средств по дорогам нашей необъятной Родины, а в движении без специального разрешения. То есть, транспортное средство изначально, до выезда в рейс, должно быть заведомо тяжеловесным или заведомо крупногабаритным, но никак не должно стать таковым в пути.
Из этого обстоятельства, по моему скромному мнению, у субъекта, имеющего отношение к движению такого транспортного средства, вытекает обязанность получить в установленном порядке специальное разрешение еще до того, как это самое движение начнется.
Как следствие, объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 12.21.1 КОАП РФ, состоит в неполучении специального разрешения. А субъективная сторона — это прямой умысел субъекта привести транспортное средство в движение по дорогам, не получая специального разрешения при наличии возможности и оснований к его получению.
Отсюда водитель попадает, если ведет такое транспортное средство, заведомо зная, что он должен иметь специальное разрешение, предприниматель или юридическое лицо – если отдает распоряжение о начале движения такого транспортного средства. Но если транспортное средство по своим техническим характеристикам соответствует установленным стандартам, а груз не является неделимым и может быть размещен в пределах габаритов транспортного средства, то обязанности получить специальное разрешение не возникает.
То есть, для привлечения субъекта к административной ответственности по данной норме юридически значимым и подлежащим доказыванию является наличие оснований для получения специального разрешения, а не сам факт движения транспортного средства, точность измерительных приборов, соблюдение порядка производства измерений при весогабаритном контроле и т.д.
Если груз, размещенный в пределах габаритов стандартного транспортного средства, вследствие ненадежности крепления или ненадлежащего качества дорог был смещен и габариты транспортного средства изменились, это не может квалифицироваться по ч.3 ст. 12.21.1 КОАП РФ. Здесь имеет место другой состав, предусмотренный ст. 12.21 КОАП РФ и только для водителя-экспедитора. Именно это произошло в рассматриваемом случае, и исчерпывающим образом доказано по делу письменными материалами.
Как видят это суды? Кировский районный суд г. Саратова считает, что
Ссылка заявителя жалобы на то, что превышение габаритов транспортного средства возникло в связи с перемещением груза, судом не принимается во внимание в качестве доказательства отсутствия вины в совершении вменяемого заявителю административного правонарушения, поскольку, (Внимание!) как установлено в ходе расследования измерения габаритов автомобиля произведено в соответствии с действующим законодательством»Это лучшее из состоявшегося судебного акта! Потом еще мой доверитель должен был организовать и контролировать перевозку таким образом, чтобы исключить нарушение требований закона. И возможность у него для этого имелась, но мер достаточных принято не было, и еще там много чего интересного в части оценки доказательств.
Ну и как же без «коронки» по поводу того, что доводы жалобы сводятся к переоценке доказательств, что само по себе не является основанием для отмены актов. В общем, как-то так! На мой взгляд, позиция суда основана на неприкрытой подмене необходимых для правильной квалификации юридических понятий.
Следуя логике суда, мой доверитель или руководители иных юридических лиц – перевозчиков грузов, потенциальных субъектов рассматриваемого правонарушения, должны лично сопровождать каждую фуру, чтобы, упаси Господь, она по дороге не превратилась в крупногабаритную или тяжеловесную.
А что же думает по этому поводу Саратовский областной суд? Моя позиция, как Вы понимаете, осталась неизменной. Смотрим, и видим, что оказывается юридически важно для правильного разрешения дела то, что водитель не отрицал факт управления автомобилем с нарушение допустимых габаритов.
Не менее важно, что измерения габаритов проводились в его присутствии и он не возражал против результатов измерений. А если принять во внимание, что сам предприниматель, то есть моей доверитель, так же не оспаривает факт движения автомобиля с превышением габаритов, вина безусловно доказана.
Да, еще интересное, оказывается «доказательств невозможности соблюдения предусмотренных законом норм и правил, предупредить нарушение водителем габаритов автомобиля, установленных нормативно-правовыми актами и (Внимание!) возникших в результате неправильной транспортировки груза, суду не представлено».
Блин, да никто и не оспаривал ни самого факта нарушения, ни результатов измерений! Даже про «косяки» в документах ни слова не написал в жалобах. Зачем все это анализировать? А где же по существу жалоб, про специальное разрешение, про необходимость, обязанность и возможность его получить. Где оценка этих доводов? Увы! Два суда тщательно уклоняются от анализа правонарушения с точки зрения права. Интересно, что скажет КСОЮ?
Мое стойкое убеждение, что суды покровительствую МУГАДН, способствуют формированию порочной административной практики, которая, с одной стороны полузаконно решает задачи пополнения бюджета, с другой – открывает для сотрудников административного органа коррупционные возможности для поборов на дорогах с водителей и в отношении юридических лиц (предпринимателей) перевозчиков при проведении административного расследования.
Как-никак, а ч.3 ст. 12.21.1 КОАП РФ предусматривает ответственность в виде штрафа от 350 000 до 400 000 рублей. Мой доверитель намерен сохранять свою позицию вплоть до Верховного Суда РФ. Во всяком случае, пока придерживается этой линии. Если не изменит своих намерений, я буду продолжать его защищать.
Есть определенный план, в том числе и по созданию «параллельной вибрации», связанной с наличием коррупционной составляющей, может быть придание огласки или что-то еще… Думаю, еще не все возможности по этому делу исчерпаны. Но по факту, на сегодняшний день это дело в числе моих процессуальных поражений.