На днях ко мне пришел гражданин, намеревавшийся приобрести автомобиль с пробегом из Японии, воспользовавшись при этом услугами компании, оказывающей услуги по оказанию помощи в приобретении таких автомобилей – во всяком случае именно так они себя позиционировали.
Внимательно изучив, не только предложенный гражданину к подписанию договор, но и ряд иных, аналогичных договоров, по которым работают такие организации, а также проанализировав определенный массив информации, относящегося к данному виду бизнеса, сопоставив соотношение рисков, как объективного, так и субъективного характера для потребителей к гипотетической финансовой выгоде при покупке, пришел к выводу, что приобретение автомобиля таким способом требует еще большей осмотрительности, чем приобретение автомобиля более привычным путем, например, через объявления на известных сайтах.
В связи с последними изменениями на автомобильном рынке, что явилось следствием известных событий, появляется все больше предложений с предложениями по оказанию помощи в подборе и приобретении автомобилей из Японии и Кореи, в которых авторы этих предложений, не забыв похвалить себя, а, нередко, раскритиковав конкурентов, рассказывают о финансовой составляющей приобретения этих автомобилей (причем, далеко не все), упуская не менее важную часть – правовую, а именно нюансы отношений, регулируемых договорами, заключаемых ими с потребителями их услуг.
Если человек решился на покупку автомобиля через посредника из Японии, то он должен, хотя бы, представлять себе алгоритм приобретения автомобиля таким путем, с учетом особенностей проведения аукционов, включая умение «читать» аукционный лист, а также представлять себе размер всех расходов, из которых только точно рассчитанной может быть только сумма ввозной таможенной пошлины и сумма вознаграждения агенту.
Отсюда понимание — в договоре с агентом не может быть указана окончательная сумма сделки, ее можно лишь поставить в некие ценовые границы. Это связано и с колебаниями курса йены, доллара и евро по отношению к рублю, и к расходам по Японии – чем дальше аукционная площадка, тем выше расходы. Да и само участие в аукционных торгах подразумевает торг по возрастающей.
На примере одного из договоров, размещенных в открытом доступе, попробуем разобраться – какие именно обязательства принимают на себя такие организации, их ответственность и какие риски возникают у потребителей предлагаемых услуг. Все договоры, с которыми мне пришлось ознакомиться в процессе подготовки настоящей публикации относились к одному виду договоров – договоров агентирования. Немного теоретических знаний, без которых будет трудно проанализировать содержание взятого для примера договора.
Агентирование, реализуемое в агентском договоре заключается в том, что «одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала». (ч.1 ст. 1005 ГК РФ). При этом имеет значение, действует ли агент от своего имени, или от имени принципала, поскольку в первом случае, при совершении сделок с третьими лицами права и обязанности приобретает агент, а во втором – принципал.
Соответственно, в первом случае отношения между принципалом и агентом возникают отношения, вытекающие из договора поручения, а во втором – из договора комиссии. Следует иметь ввиду, что, если договор поручения подразумевает совершение только юридических действий (ч.1 ст. 971 ГК РФ), то договор комиссии позволяет совершать, как юридические, так и фактические действия.В частности, к фактическим действиям относятся:
1) Анализ аукционов с наиболее привлекательными для Принципала предложениями, включая сокращение расходов при перемещении приобретенного автомобиля до порта погрузки;
2) Сбор информации об автомобиле, наиболее соответствующим требованиям Принципала и приобретения его по возможно выгодной цене;
3) Ведение переговоров с аукционными менеджерами, и т.д..
В комментируемом примере договора
Агент обязуется совершать от своего имени, но за счет Принципала юридические и иные действия, связанные с приобретением для последнего в Японии транспортного средства (запчастей), а Принципал обязуется уплатить Агенту вознаграждение за выполнение этого поручения.
Соответственно, на данный договор распространяются отношения, вытекающие из договора комиссии (гл.51 ГК РФ), поэтому стороны в таком договоре именуются, как комитент (лицо – в чьих интересах должны быть совершены определенные юридические действия); и комиссионер (лицо, обязанное эти действия осуществить).
В данном случае агент (комиссионер) может совершать не только юридические, но и фактические действия, например, кроме вышеперечисленных, доставка автомобиля в лабораторию для получения СБКТС (свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства) без которого ввезенный на автомобиль не может быть получен, пожалуй, самый важный документ – ЭПТС (электронный паспорт транспортного средства).
Но об этом ниже. Пока разберемся, какие именно обязательства агент – далее будем использовать именно это определение – принимает на себя, заключая такой договор.
— после получения предварительной оплаты от Принципала (п. 3.1. настоящего Договора) приобрести в Японии с аукциона транспортное средство, учитывая все пожелания Принципала, оговоренные в Приложении № 1;
— непосредственно перед поступлением транспортного средства на территорию РФ уведомить Принципала о размере и сроке предстоящих платежей;
— принимать меры к охране прав Принципала на его транспортное средство, находящееся у Агента;
— сохранять коммерческую тайну, содержащуюся в данных, предоставляемых Принципалом;
— в случае предварительной договорѐнности с Принципалом, застраховать транспортное средство за счет средств последнего;
— представить таможенному органу документы и дополнительные сведения, необходимые для таможенного оформления транспортного средства;
— обеспечить уплату таможенных и иных платежей, предусмотренных Таможенным Кодексом ЕАЭС, в отношении транспортного средства, приобретаемого для Принципала;
— сообщать Принципалу по его требованию все сведения о ходе исполнения поручения;
— совершать иные действия, необходимые для приобретения транспортного средства и таможенного контроля, в качестве лица, обладающего полномочиями в отношении приобретаемого транспортного средства;
— приобрести и установить оборудование ЭРА-ГЛОНАСС за счет Принципала, если это предусмотрено действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации на момент таможенного оформления приобретаемого транспортного средства;
— предоставить Отчѐт Агента, являющийся неотъемлемой частью настоящего Договора;
— после полной оплаты транспортного средства Принципалом, а также расходов, связанных с его транспортировкой и таможенным оформлением, передать транспортное средство Принципалу.
Интересно, что ни в этом договоре, ни в аналогичных ему, я не встретил упоминания о том, как именно обрабатываются персональные данные Принципала, включая срок их хранения. Если внимательно вчитаться в условия договора, то становится понятным, что обязательства Агента сформулированы весьма неопределенно, и, буквально по каждому абзацу возникают вопросы о толковании каждого из них.
Между тем, устное разъяснение Агентом – что же именно он подразумевал, принимая на себя то, или иное обязательство, вряд ли удовлетворит человека, заплатившего за приобретенный автомобиль от одного миллиона рублей. Вопросы начинаются с первого же абзаца, относящихся к обязательства Агента.
Например, понять, что же включает в себя предварительная оплата, их текста данного договора невозможно, но можно предположить, что 15.000 руб., указанные в п.3.1. рассматриваемого договора, рассматриваются в качестве предоплаты за услуги, оказываемые Агентом Принципалу. Этот вывод можно сделать из анализа п. 5.1. Договора, в соответствие с которым«За исполнение поручения по поиску и приобретению транспортного средства по настоящему Договору Принципал оплачивает Агенту вознаграждение, которое включено в гарантийную сумму, изначально уплаченную Принципалом на счет Агента».
Можно лишь догадаться, что «гарантийная сумма», и есть та самая предоплата. Вот такие противоречия в определениях часто являются одними из оснований для конфликтов при толковании отдельных условий договоров. Обязательно нужно оговорить возможность возврата этого «гарантийного» взноса, если по каким-то причинам – например, поиск нужного вам автомобиля затянулся на неопределенное время, и вы решили отказаться от покупки.
Очень важный этап – процедура торгов; вам должны быть представлено не только пара фотографий автомобиля, с учетов ваших требований, но и ссылка на сайт аукциона, на котором продается данный автомобиль – вот где вам понадобится умение «читать» аукционный лист – никогда не доверяйте полностью незнакомым, тем более, когда речь идет о таких серьезных делах, как покупка автомобиля.
Вообще, следует иметь ввиду, что судебная практика исходит из того, что заявление стороны договора о необходимости согласования какого-либо условия означает, что такое условие является существенным для данного договора. Необходимо отметить, что договор не может быть признан недействительным на том основании, что не согласованы его существенные условия. Такой договор является незаключенным.
Отсюда вывод – все обязательства агента (комиссионера), должны быть максимально конкретизированы, тем более, что алгоритм приобретения автомобиля на аукционе в Японии давно отработан и при добросовестном исполнении агентом (комитентом) своих обязательств возможные проблемы могут быть связаны, в основном, с объективными причинами, например, задержка судна по погодным условиям, перегруженность склада временного хранения, куда поступают прибывшие из Японии автомобили, и т.д.
Настаивайте на предоставлении вам полной информации, поскольку обман может таиться и в предоставлении вам ее в искаженном виде, например, об аукционной стоимости автомобиля, в сторону ее завышения, и о завышении расходов по Японии. Требование о предоставлении информации касается и процедуры таможенного оформления ввезенного автомобиля, в частности, информация о сумме обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, т.н., «депозите».
Не думаю, что будет разумным согласие на таможенное оформление на жителя Дальнего Востока под тем предлогом, что в этом случае пошлина будет уплачена в льготном размере – это тот самый случай, когда кажущаяся экономия может обернуться большими проблемами, поскольку, в этом случае, и ЭПТС, соответственно, право собственности, будет оформлено на иное лицо. В комментируемом договоре в части отношений при таможенном оформлении имеются противоречия – так, непонятно, каким образом Агент собирается обеспечить уплату таможенных и иных платежей…, если, читаем в ином пункте – «Для таможенного оформления транспортного средства на территории РФ Принципал самостоятельно оплачивает таможенную пошлину в отделении банка по квитанции, выдаваемой таможенным органом. Во избежание дополнительных расходов, связанных с простоем транспортного средства на складе временного хранения, таможенная пошлина должна быть оплачена Принципалом не позднее 3-х дней с момента получения квитанции на оплату».
То есть, обязательства, принимаемые на себя Агентом (комиссионером), должны быть выполнимыми и не создавать впечатление некой «бурной деятельности», оплачиваемую из кармана потребителя. Особо следует отметить отчет комиссионера, о котором в комментируемом договоре упомянуто как-то вскользь – судебная практика исходит из того, что отсутствие отчета комиссионера не освобождает комитента от уплаты комиссионного вознаграждения при наличии документального подтверждения сдачи-приемки работ.
Поэтому, при заключении договора, не будет лишним настоять на том, чтобы акт сдачи-приемки не только подтверждал факт передачи автомобиля, но и содержал в себе отчет агента (комиссионера) с приложением всех подтверждающих документов о понесенных расходах, например, расходы, связанные с помещением автомобиля на склад временного хранения, расходы на услуги таможенного брокера, и т.д.
Естественно, в рамках одной публикации невозможно рассказать обо всех тонкостях отношений, возникающих их договоров агентирования в связи с приобретением автомобиля не только из Японии, но из других стран, поэтому рекомендую перед тем, как заключить такой договор, предварительно проконсультируйтесь с теми, кто поможет вам разобраться в финансово-правовых хитросплетениях договорных отношений и сэкономить ваши деньги.
Адвокат Андрей Юрьевич Николаев
+7 901 5437518