Несколько лет назад в нашем городе появилось несколько станций технического обслуживания автомобилей под брэндом «ФИТ-СЕРВИС», и какое-то время я регулярно обслуживал свою машину именно в этой компании, поскольку расположение станций было довольно удобным, цены умеренные, сроки и качество вполне приемлемые.
Однако, и на старуху бывает проруха — одно из посещений СТО «ФИТ-СЕРВИС», разом подорвало моё доверие к этой компании, а последующие судебные разбирательства и выводы судей трёх инстанции, заставили усомниться не только в качестве юридического образования «служителей фемиды», но и в работоспособности всей судебной системы.
Впрочем, обо всём по-порядку:
В ноябре 2019 года, я пригнал свой автомобиль в СТО «ФИТ-СЕРВИС» для плановой замены масла в двигателе, которая была выполнена быстро и без нареканий, а в качестве бонуса проведена диагностика ходовой части и мне были выданы рекомендации по её обслуживанию.
Не откладывая это дело в долгий ящик, просмотрев список рекомендаций, уточнив наличие и стоимость используемых запасных частей, а так же необходимое время на выполнение всех работ, я со спокойной душой записал себя и супругу, автомобилю которой тоже требовалась сезонная замена масла, на очередное обслуживание через неделю, то есть в следующую субботу.
Приехав в назначенный день и время, я спокойно сдал свой автомобиль, а так же автомобиль супруги приёмщику СТО, ещё раз уточнил время готовности, и поскольку меня заверили, что вся работа займёт не более 2,5-3 часов, отправился с супругой в ближайший торгово-развлекательный центр чтобы скоротать время ожидания.
Вернувшись к назначенному времени (13:00) для приёмки своего автомобиля, я был поставлен перед фактом неготовности моего автомобиля, и приёмщиком был назван новый срок выполнения работ — 16:00 часов 16.11.2019 года, то есть ещё через 3 часа.
Однако, по прибытии к вновь назначенному времени для приёмки своего автомобиля, я вновь был поставлен перед фактом того, что работы по техническому обслуживанию не выполнены и мне было предложено подождать выполнения работ до понедельника (18.11.2019) или оплатить приобретение дополнительных запасных частей на сумму около 13 000 р., что не было предусмотрено предварительными рекомендациями и условиями договора.
На мой вопрос: «как же вы целую неделю готовились но так и не приготовились», приёмщик стал что-то лепетать о том, что у них гранаты не той системы на складе не оказалось подходящих сайлентблоков, а по-случаю выходных, они могут купить только рычаги в сборе, что конечно дороже, зато быстрее и проще.
Поскольку у меня не было никакого желания переплачивать и потакать нерадивым ремонтникам, я позвонил по телефону «горячей линии» сети СТО «ФИТ-СЕРВИС», и сообщил о нарушении сроков выполнения работ, а так же предупредил о своём намерении обратиться в суд с иском о защите прав потребителей.
Удивительно, но на следующий день (в воскресенье), необходимые сайлентблоки всё-таки нашлись, и я, предварительно вручив приёмщику письменную претензию, забрал свой автомобиль со станции, с задержкой более чем на сутки против первоначально обещанного.
Ответ, точнее отказ на претензию, был вполне ожидаемым, хотя и удивил оригинальностью аргументации:
«Время проведения работ в документах не отражается и не согласовывается...»
Вот так вот, просто и без затей, генеральный директор ООО «ФИТ-Кемерово», Абузяров Н.Х., «обнулил» статьи 27 и 28 Закона РФ «О защите прав потребителей», предусматривающие установление сроков выполнения любых работ и ответственность за их нарушение.
Усомнившись в правоте Николая Хабибуловича Абузярова и его советников, и (зря) понадеявшись на собственные знания закона, а так же помощь Светланы Александровны Шабалиной, я (легкомысленно) решил поискать правды в суде.
К сожалению, судебное разбирательство у мирового судьи Долженковой Н.А., как впрочем и в апелляции у судьи Маковкиной О.Г., да и в кассации у судьи Чуньковой Т.Ю., я не могу назвать ни законным, ни обоснованным, ни даже сколько-нибудь логичным, а поведение стороны ответчика добросовестным.
В прилагаемых процессуальных документах профессионалы найдут множество интересных моментов, но на некоторых мне хотелось бы обратить внимание коллег:
заведомо зная о претензии потребителя, и указывая в своём ответе на претензию о наличии у него записей всех разговоров с клиентами, ответчик «не сохранил» и не представил суду ни внутренних видеозаписей процесса приёмки автомобиля и оформления заказа, ни нескольких телефонных разговоров, которые могли бы подтвердить правоту заказчика. В суд была представлена запись только того разговора, в котором менеджер сообщал о готовности автомобиля.
вместо видеозаписей приёмки автомобиля, на которых было бы видно и слышно согласование времени готовности, ответчик привёл в суд лжесвидетеля, который конечно пытался поддерживать версию своего работодателя, но «проколося» на элементарном вопросе, что зафиксировано в протоколе судебного заседания.
судьи трёх инстанций, совершенно точно зная о необходимости, в силу закона, согласования сроков выполнения работ, посчитали, что отсутствие такого согласования в наряд-заказе, хотя эта графа была намеренно вымарана ответчиком из типовой формы, не является нарушением прав потребителя.
суды первой и апелляционной инстанции, не моргнув глазом, сослались на «Положение о ГАРАНТИЙНОМ обслуживании легковых автомобилей и мототехники. РД 37.009.025-92» (утв. Приказом Департамента автомобильной промышленности Минпрома РФ от 01.11.1992 N 43), «случайно» пропустив в названии документа слово ГАРАНТИЙНОМ, которое неприменимо в рассматриваемом деле, поскольку техническое обслуживание автомобиля истца проводилось за пределами гарантийного срока и не являлось являлось гарантийным.
в данном деле следовало применять совершенно иной нормативный акт — Постановление Правительства РФ от 11.04.2001 N 290 (ред. от 31.01.2017) «Об утверждении Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств», согласно пп. «е» п. 4 которых, до потребителя, в обязательном порядке должны были быть доведены сведения о сроках выполнения заказов, что исполнителем (ответчиком) сделано не было, а судьи предпочли этого «не заметить».
Вот так и оказался «сапожником без сапог», хотя для себя лично я сделал простой вывод — я больше не доверяю обслуживание своего автомобиля «фит-сервису», поскольку вокруг полно более порядочных, приличных и надёжных компаний, которые все работы выполняют качественно и в срок, а в случае возникновения спора не прячут изобличающие их доказательства, не выставляют лжесвидетелей, а исправляют собственные ошибки и заботятся о своей репутации.