…В ходе судебного следствия, подсудимым был заявлен отвод одновременно всем участникам процесса: суду, секретарю, прокурору и защитнику. Заявленный отвод рассмотрен судом одновременно в отношении всех, включая себя… А что так можно было?
Порядок рассмотрения одновременного отвода согласно УПК РФ
В соответствии с ч.1 ст. 64 УПК РФ при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 61 и 63 УПК РФ, участниками уголовного судопроизводства судье может быть заявлен отвод.
Также уголовно – процессуальным законом предусмотрено право на заявление отводов государственному обвинителю, секретарю судебного заседания и адвокату.
Заявленные отводы подлежат разрешению в порядке, установленном ст. ст. 65, 66, 68 – 72 УПК РФ.
Согласно ч.6 ст. 65 УПК РФ, если одновременно с отводом судье заявлен отвод кому-либо из других участников производства по уголовному делу, то в первую очередь разрешается вопрос об отводе судьи.
Таким образом, законом прямо предусмотрен порядок рассмотрения нескольких одновременно заявленных отводов, включая отвод суду.
Судом первой инстанции этот порядок был нарушен.
В первую очередь суду следовало разрешить вопрос об отводе судьи. Далее в отношении остальных участников. Однако, в нарушение требований ч.6 ст. 65 УПК РФ вопрос об отводе государственного обвинителя, секретаря судебного заседания и адвоката был разрешен одновременно с вопросом об отводе судьи.
То есть, не констатировав в установленной уголовно-процессуальным законодательством процедуре (в совещательной комнате) легитимность судьи (возможность принимать легитимные решения по делу), председательствующий одновременно разрешил вопрос об отводе государственного обвинителя, секретаря судебного заседания и адвоката.
Таким образом, отвод указанным лицам надлежащим образом разрешен не был.
Нарушение права на защиту
Участвующий в деле адвокат по назначению К.В.И. по мотивам отвода суда свою позицию со М.К.С. не согласовал, оставил разрешение отвода на усмотрение суда.
Данное выступление адвоката оставлено судом без какой-либо оценки, между тем указанные действия (бездействие) адвоката свидетельствуют о необеспечении оказания подзащитному лицу эффективной юридической помощи, что для суда не могло не быть очевидным, но оставлено без всякого внимания и процессуального реагирования.
Отсутствие заявления с чьей-либо стороны об оказании адвокатом ненадлежащей помощи не освобождает суд от обязанности принятия по собственной инициативе всех предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер в случае явного невыполнения защитником своих функций.
Приведенные обстоятельства, в своей совокупности, свидетельствуют о существенном фундаментальном нарушении судом при рассмотрении дела норм уголовно-процессуального закона, что безусловно повлияло на его исход, поскольку тем самым нарушены принципы состязательности, равенства сторон, обеспечения права обвиняемого на защиту и справедливое судебное разбирательство.
Таким образом, приговор был отменен, а дело направлено на новое рассмотрение.