На днях я узнал, что, т.н., «брендовые» вещи из чистой кожи итальянского и другого ныне недоступного буржуйско-европейского производства, оказывается, можно было купить за бесценок. Но не спешите с вопросами о контактах этих удивительных продавцов, пока не дочитаете историю до конца.
Все, как обычно – телефонный звонок и вопрос о возможности защиты прав потребителей за некачественный товар, как говорится – ничего не предвещало…
Но в процессе разговора и последующем ознакомлении «переписки с друзьями», начали выявляться такие подробности, что я просто не могу не поделиться ими со своими коллегами и прочими интересующимися вопросом гражданами.
Итак, дано – лет 5-6 назад, сколько точно времени прошло с даты покупок, потенциальная доверительница не припомнит, она, в несколько заходов, приобрела с десяток ремней, якобы, из чистой кожи, несколько дамских сумочек, по уверениям продавцов из того же материала, причем все от именитых брендов.
Точного количества приобретенного и цены за каждую единицу товара дама тоже не запомнила.
Кроме забывчивости относительно количества приобретенного и даты приобретения, меня смутила общая цена покупок, составлявшая чуть более 30.000 руб.
В процессе самого тщательного «разведопроса» мне удалось вытянуть информацию, что за единицу этого брендово-кожаного великолепия было заплачено, примерно, 2-3 тыс. рублей, что, согласитесь, уже наводит на некоторые раздумья о понимании покупателем своих последствия действий.
Чеков на продукцию, разумеется, не сохранилось, а подтверждением факта покупки – только ярлык на одной из единиц всего приобретенного.
Когда через шесть-семь месяцев после приобретения выяснилось, что все приобретенное, во-первых, совсем не брендовое; во-вторых, совсем не кожаное; в-третьих, сделанное, скорее всего, трудолюбивыми мигрантами в условиях глубокого подполья, соответственно, пришедшее в полную негодность, возник вопрос – а что делать?
Вы правильно поняли – в суд никто не пошел, зато были написаны жалобы в полицию, в прокуратуру и Роспотребнадзор.
С содержанием ответов можно ознакомиться в ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей», а также из Информации Роспотребнадзора «О возврате приобретенного в магазине товара при отсутствии чека», поскольку тексты ответов полностью совпадали с выдержками, как из Закона, так и Информации Роспотребнадзора.
Вот с такими исходными данными мне и предлагалось поработать, что делать мне не хотелось по целому ряду причин:
- Далеко;
- Перспективы удачного исхода более, чем туманны.
- Судебные издержки (я не про свое вознаграждение) несопоставимы с суммой иска – только гипотетическая товароведческая экспертиза станет весьма недешевым мероприятием.
Про временные потери я уж и не говорю.
- Фраза: «Я тут проконсультировалась и мне сказали…» — всегда отбивала у меня всякую охоту к дальнейшему общению с произнесшим ее.
Но, кроме перечисленных причин, были еще такие, как пропуск срока исковой давности, поскольку с момента обнаружения недостатков товара прошло более двух лет, а срок службы этих товаров не был установлен, следовательно, в силу абз.2 ч.1 ст.19 Закона «О защите прав потребителей», иск должен был быть заявлен в течение двух лет после того, как «брендовые» приобретения начали рассыпаться.
Следующая причина, вытекающая из вышеуказанной, заключается в том, что я не представляю, как должно выглядеть исковое заявление, в котором могут содержаться такие фразы: «примерно в таком-то году, приобретено, не очень помню какое имущество, приблизительно за такую-то цену».
Да, выход из создавшейся ситуации есть – безотносительно к проблеме доверителя обратиться с заявлением в полицию от нескольких граждан с требованием о возбуждении уголовного дела по ст. 180 УК РФ, естественно, указав на факты приобретения ими, якобы, брендовых товаров из качественных материалов.
Полагаю, дальнейший ход мысли коллегам понятен…
Но в данном случае я очень хорошо понимал, сколько времени у меня займет весь этот процесс, к тому потенциальный доверитель, судя по всему, собирался и далее с кем-то советоваться и консультироваться, а я, знаете ли, не привык работать по чужим лекалам.
Поэтому, коллеги, иногда, выслушав горестный рассказ о бедствиях потенциального доверителя, не поленитесь прочитать, хотя бы часть объективной информации об изложенных устно событиях – «мастер за посмотреть денег не берет» — а вот узнать истинную подоплеку услышанного очень полезно, поскольку экономит время на дальнейшее общение с тем, кому может помочь только чудо, а мы, материалисты, в чудеса не очень верим…
Адвокат Николаев Андрей Юрьевич
+7 901 5437518; e-mail: qvirit@mail.ru