Сегодня речь пойдет об одном ловком «процессуальном» трюке исполненным судебной системой.
Предыстория:
В один из районных судов города Тюмени, с учетом определения подсудности Верховным Судом РФ, поступило уголовное дело по ст. 159 УК РФ в отношении гражданина А.
Через некоторое время в г. Тюмень было направлено второе дело в отношении гражданина А., В. и Г. по ст. 111 УК РФ, в котором потерпевшая Б. являлась свидетелем в деле по ст. 159 УК РФ.
При этом граждане А., В. и Г. находились под стражей в СИЗО города иного региона, (где проводилось предварительное следствие), и принимали участие в судебных заседаниях по ВКС.
По ходатайству защиты дела были соединены в одно производство.
В связи с имеющимися заболеваниями у гражданина А. и содержанием его в больнице ФКУ, судебные заседания по ВКС постоянно срывались, то по техническим причинам, то по вине сотрудников ФСИН, то из-за плохого самочувствия гражданина А., то из-за ограничения времени, выделенного на ВКС.
Попытки начать судебное следствие на протяжении трех месяцев не увенчались успехом.
В этой связи судом было принято решение об этапировании граждан А., В. и Г. в СИЗО г. Тюмени. При этом гражданин А. был согласен и не возражал. Граждан В. и Г. этапировали сразу, а вот с гражданином А. было не все так просто. Он находился на медицинском обследовании на предмет наличия заболевания, препятствующего содержанию его под стражей.
Проходил обследование сторонних врачей по записи, и долгое время ему не могли согласовать дату проведения МРТ головы, точнее дату все время переносили, о чем периодически сообщали председательствующему. При этом, сведений о том, что гражданин А. не может принимать участие в судебных заседаниях в связи с тяжелой болезнью, суду предоставлено не было.
Прошло еще почти два месяца, терпение у судьи видимо закончилось, и суд исполнил ловкий «процессуальный» трюк.
Суть фокуса:
Председательствующий, с целью соблюдения разумных сроков уголовного судопроизводства, на основании п.3 ч.1 ст. 208 УПК РФ и ч.3 ст. 253 УПК РФ выделил уголовное дело в отношении гражданина А. по ст.111 и 159 УК РФ в отдельное производство и приостановил до появления реальной возможности участия в судебном заседании подсудимого. Уголовное дело в отношении граждан В. и Г. рассмотрел в общем порядке и вынес обвинительный приговор.
Выделенное дело в отношении гражданина А. передали другому судье для рассмотрения по существу, в котором граждане, обвиняемые В. и Г. (соучастники, подсудимые, осужденные) стали вдруг свидетелями по одному и тому же обвинению.
Мог ли суд так «раскромсать» дело на части?
Я считаю, что нет. И вот почему:
Требования ст. 208 УПК РФ регламентируют основания приостановления предварительного следствия следователем, но никак не регламентирует приостановление судебного разбирательства судом, в связи с чем, ссылка суда первой инстанции на применение положений этой статьи является незаконной.
Суд первой инстанции, выделяя в отдельное производство и приостанавливая производство в отношении одного из подсудимых, в частности гражданина А., по такому основанию, как «до появления реальной возможности участия в судебном заседании подсудимого», руководствовался ст. 253 УПК РФ.
Вместе с тем, требования ст. 253 УПК РФ не содержит таких оснований, как «выделить» и «до появления реальной возможности участия в судебном заседании подсудимого».
Положение ч.3 ст. 253 УПК РФ содержит только два основания приостановления производства в отношении одного из подсудимых:
- Если подсудимый скрылся, за исключением случая, указанного в ч.4 ст. 253 УПК РФ
- В случае его психического расстройства или иной тяжелой болезни, исключающей возможность явки подсудимого.
Как следует из материалов уголовного дела, гражданин А. не скрывается, находится под стражей, постановление о розыске суд не выносил. От явки в суд гражданин А. не уклонялся. Психическим расстройством гражданин А. не страдает. Иной тяжелой болезни, которая бы препятствовала участию гражданина А. в судебном заседании, судом не установлена. В деле имеются медицинские документы о том, что подсудимый принимать участие в судебных заседаниях может. Наличие же проведения редких плановых медицинских процедур в условиях содержания под стражей не препятствует участию гражданину А. в судебных заседаниях, а его явка в судебное заседание зависела исключительно от действий сотрудников УФСИН и технической возможности ВКС.
Таким образом, если вышеуказанных оснований (ч.3 ст. 253 УК РФ) в деле нет, то согласно буквальному толкованию положений ч.1 ст. 253 УПК РФ — При невозможности судебного разбирательства вследствие неявки в судебное заседание кого-либо из вызванных лиц, возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видео-конференц-связи, суд выносит определение или постановление о его отложении на определенный срок. То есть речи о возможности ВЫДЕЛЕНИЯ судом материалов уголовного дела в отдельное производство в отношении одного из подсудимых по одному делу, где все они проходят соучастниками, законом не предусмотрено.
Апелляционная инстанция
Была подана апелляционная жалоба. Письменных возражений на жалобу от прокуратуры не поступило, но в суде они конечно возражали.
Суд, отвергая доводы защиты и признавая решение суда первой инстанции законным, указал, что:
…суд в постановлении привел предусмотренные законом основания, установленные п.4 ч.1 ст. 238 УПК РФ, а ссылка суда на положения ч.3 ст. 253 УК РФ не противоречит закону в своей взаимосвязи с п.4 ч.1 ст.238 УПКРФ. Ссылка суда на ст. 208 УПК РФ не свидетельствует о незаконности принятого судом решения и не ставит под сомнение вывода суда по существу.
Вот оно чё, Михалыч! (© «Наша Раша»)
Вместе с тем, согласно п.4 ч.1 ст. 238 УПК РФ, Судья выносит постановление о приостановлении производства по уголовному делу в случае, когда место нахождения обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в судебном разбирательстве отсутствует.
Опять же про возможность (законность) ВЫДЕЛЕНИЯ дела в отдельное производство ни слова. Только приостановление!
Разоблачат ли фокус в кассации? Ваше мнение, уважаемые коллеги…
* титульное изображение сгенерировано нейросетью под моим руководством.