Полагаю, никого не нужно убеждать в том, что, когда государству срочно требуется пополнить бюджет, одним из способов такого пополнения может стать очередная кампания с каким-нибудь очередным злом.
В описываемой в данной публикации ситуации таким злом стало отсутствие маркировки «Честный знак» на электронных сигаретах, и борьба с ним в виде проведения оперативно-розыскного мероприятия «проверочная закупка», как начало злоключений предпринимателя, позволившего себе реализацию такого товара.
Прежде всего – что такое маркировка «Честный знак»? Эта маркировка постепенно внедряется в России с 2026 г. и декларируется, как способ выявления и блокирования контрафактной продукции, а также, по мнению законодателя, помогает потребителю убедиться в подлинности товара.
Маркировка «Честны знак» похожа на QR-код и представляет собой двухмерный матричный код DataMatrix— уникальный идентификатор товара.
Ответственность за отсутствие маркировки «Честный знак» на электронных сигаретах, при существующем «творческом» подходе правоохранителей, позволяет им реализовать свои самые смелые фантазии – судите сами: если по ч.2 ст.12.15 КоАП HA за продажу товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае если, такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а также хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
А вот ч.4 той же статьи предусматривает, что за оборот алкогольной продукции или табачных изделий, табачной продукции или никотинсодержащей продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, штраф на граждан возрастает от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц — от одного миллиона до одного миллиона пятисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
А ведь есть еще и уголовная ответственность по ст. 171.1 УК РФ, если эти правонарушения составили крупный размер, который начинается от суммы, превышающей сто тысяч рублей.
Представляете, как можно разнообразить и без того нескучную жизнь отечественного предпринимателя?
И вот здесь для адвоката есть, над чем поработать; прежде всего, давайте разберемся – а являются ли электронные сигареты табачной и никотиносодержащей продукцией?
О законности проведения ОРМ «проверочная закупка» мы поговорим немного позже – там тоже есть масса интересных моментов.
Понятие «табачное изделие» содержится в Техническом регламенте Таможенного союза на табачную продукцию, утвержденном Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12.11.2014 № 107.
В нем, в частности, сказано: ««табачное изделие» — продукт, полностью или частично изготовленный из табачного листа и (или) других частей табачного растения в качестве сырья, приготовленный таким образом, чтобы использовать его для курения».
Табачной же продукцией, согласно тому же Регламенту, является табачное изделие, упакованное в потребительскую упаковку.
Поскольку табачное изделие предназначено для курения, разберемся и с этим понятием.
Курением табака, согласно п.2 ч.1 ст.2 ФЗ от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции», считается использование табачных изделий в целях вдыхания дыма, возникающего от их тления.
Хотя действующее законодательство и не содержит понятие «электронная сигарета», по мнению специалистов Правового департамента Минздрава России, электронные сигареты не могут расцениваться в качестве табачных изделий (Письмо Минздрава России от 29.04.2013 № 24-4-7000984 (Об электронных сигаретах).
Поэтому можно утверждать, что, т.н., «электронные сигареты» не являются табачными изделиями.
Однако, остается открытым вопрос об ответственности за реализацию электронных сигарет без маркировки, как никотинсодержащей продукции.
Под никтотинсодержащей продукцией понимаются изделия, которые содержат никотин (в том числе полученный путем синтеза) или его производные, включая соли никотина, предназначены для потребления никотина и его доставки посредством сосания, жевания, нюханья или вдыхания, в том числе изделия с нагреваемым табаком, растворы, жидкости или гели с содержанием жидкого никотина в объеме не менее 0,1 мг/мл, никотинсодержащая жидкость, безникотиновая жидкость, бестабачная смесь для нагревания, порошки, смеси для сосания, жевания, нюханья, и не предназначены для употребления в пищу (за исключением медицинских изделий и лекарственных средств, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, пищевой продукции, содержащей никотин в натуральном виде, и табачных изделий);
(п.3 ч.1 ст.2 ФЗ от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции»).
Поэтому, единственным основанием для привлечения гражданина, юридического лица по ч.4 ст. 15.12 КОАП РФ является реализация ими электронных сигарет, предназначенных для употребления никотинсодержащих смесей при отсутствии маркировки.
Если же в состав смеси никотин не содержится, либо, содержится в концентрации менее 0,1 мг/мл, ответственность наступает по ч.2 ст. 15.12 КОАП РФ.
Теперь поговорим, как чаще всего предприниматели «попадаются» в эту ловушку.
Ко мне все чаще стали обращаться предприниматели, в отношении которых проводилась, т.н., «проверочная закупка», в ходе которой у них изымались электронные сигареты без маркировки «Честный знак».
Определимся сразу – «проверочная закупка» является оперативно-розыскным мероприятием, в ходе которого проводится закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (ч.7 ст.8 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).
Это значит, что ОРМ «проверочная закупка» может проводится только, если имеются основания считать, что лицо участвует в незаконном обороте, например, наркотических или психотропных веществ, а также приспособлений для их потребления.
Разумеется, электронные сигареты, свободный оборот которых не ограничен – отсутствие маркировки еще не делает их запрещенными к обороту, или ограниченно оборотоспособными — никак не могут являться.
Перечень предметов и веществ, оборот которых ограничен, например, установлен Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 (ред. от 18.02.2025) «О мерах нетарифного регулирования».Следовательно, можно говорит, что проведение ОРМ «проверочная закупка» в отношении товаров, оборот которых на территории РФ не ограничен, является незаконным. Соответственно, незаконным является и изъятие этих товаров, в данном случае электронных сигарет.
Проверочная закупка проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с чего и начинается подготовка к проведению закупки (ч. 8 ст. 8 Закона об ОРД).
Однако, в последнее время, все чаще встречаются случаи, когда такое постановление до проведения проверочной закупки не выносится, а если и выносится, то «задним числом».Поэтому, при вызове предпринимателя для получения от него объяснения по результатам проверочной закупки, оперативные сотрудники всячески препятствуют возможности ознакомления с материалами проведенного ОРМ.
Если экономный предприниматель решил посетить оперативников, естественно, по их вызову без адвоката, он, хотя бы, в качестве условия получения от него объяснения, может потребовать ознакомить его, как минимум, с актом результатов проверочной закупки и снятия с него копии. Правда, и в этом случае, предприниматель вправе отказаться от каких-либо объяснений, поскольку опрос является одним из видов оперативно-розыскного действия, а закон не возлагает на граждан принимать в них участие, либо содействовать их проведению.
Требование об ознакомлении с материалами проведенной проверочной закупки нужно заявлять письменно – отказ в возможности ознакомления является дополнительны доводом, подтверждающим нарушение прав лица, привлекаемого к ответственности.
Что же касается самого ОРМ «проверочная закупка», то с полной уверенностью можно говорить о недопустимости данного доказательства, как полученного с нарушением закона.
Поскольку привлечение к уголовной ответственности по ст. 171.1 УК РФ тоже имеет свои нюансы, об этом – в следующий раз.
Адвокат Николаев Андрей Юрьевич? +7 901 5437518


Если экономный предприниматель решил посетить оперативников, естественно, по их вызову без адвоката... Уважаемый Андрей Юрьевич, можно сразу переходить к выводам и последствиям — если «экономный предприниматель» посетить оперов без адвоката, то он станет ощутимо беднее, и помочь ему потом, будет значительно сложнее и дороже.
Уважаемый Иван Николаевич, вспоминаются слова старой песни: «потом мне будет худо, но это ведь потом»:)
Уважаемый Андрей Юрьевич, «сегодня уварую, а там трава не расти». В Ростове, каждый год ловят блюстителей дорог, и кажется в этом году все научены, не будет посадок. Ан нет, здравствуйте… мы снова к вам…
Уважаемый Иван Николаевич, однозначно, да!
Уважаемый Андрей Юрьевич, очень актуальная тема Вами затронута! К сожалению, предприниматели склонны слишком доверять «доброжелательным» оперативникам, и мысли своевременно обратиться к адвокату у них не возникает, что закономерно влечет возбуждение уголовных дел по ст. 171.1 УК РФ.
Уважаемый Александр Александрович, у тех, кто читает публикации на «Праворубе» возникает, но начинается внутренняя борьба между разумом и жадностью, которые приходят к компромиссу — заплатить за консультацию, а уж дальше самому, вооружившись знаниями:)
Уважаемый Андрей Юрьевич, как предполагаю, общая картина будет следующей:
сначала полицейские посещают предпринимателя, проводят некие действия. Административка их не очень интересует, вот этими самыми ОРМ будут закупать табачные изделия, это будет поводом к изъятию всего товара.
У кого размах шире, добьются информации склада поставщика. Естественно, этот склад тоже туда же.
В своё время, в начале нулевых (ст.146 УК) цепочка тянулась от лоточника — продавца DVD диска и заканчивалась эта история каким-то складом.
Уважаемый Вадим Иванович, пока цель несколько иная — собрать денег по-максимуму — штрафы там совершенно конские.
Уважаемый Андрей Юрьевич, большое спасибо за интересную публикацию! В ближайшее время постараюсь рассказать о таком деле, над которым работали всей нашей коллегией! В деле было много захватывающих поворотов, так как первоначально СК было возбуждено дело по ст. 238 УК РФ, а это далеко не шутки.
Уважаемый Владимир Юрьевич, было бы очень интересно — на практике ст. 238 УК РФ попалась только один раз.
Ну вот, экономный предприниматель пошёл в тайгу… на опрос к оперативникам — без адвоката, с открытым сердцем и наивной верой в справедливость. Думал, костёр погреет, чай попьёт, пару слов скажет — и обратно в город.
А в тайге, как известно, без проводника — ни шагу. Особенно если вокруг человеки с корочками. Да и топографические карты (а в нашем случае — адвокатские знания) лучше бы с собой иметь.
Хорошо хоть догадался попросить показать акт проверочной закупки и сделать с него копию — это уже почти как достать компас. А право молчать — это вообще как залезть на дерево и переждать бурю: полезно, законно и нередко спасает.
Так что, как показывает практика, в тайгу без адвоката — только если вы грибник, а не фигурант.
Пришли мы, как-то с доверителем по просьбе опера. Говорит, что мы должны дать правдивые «показания», иначе «посадют». Доверитель — женщина. И не успел я слово сказать, как она набрав воздух в лёгкие, вижу хочет выдать на гора, как убили Джона Кеннеди. Успеваю закрыть ей рот руками, обмениваюсь дежурными фразами с опером и прощаемся. Если не пришла, то на улице тебя бы отловили, и в отделении ты всё рассказала бы… А дальше — уголовное дело или нет…
Уважаемый Андрей Юрьевич, Вы подняли очень важный вопрос о маркировке электронных сигарет и ее юридических последствиях. Действительно, применение маркировки «Честный знак» на товарах, включая никотиносодержащую продукцию, становится все более актуальным в России, особенно в свете борьбы с контрафактной продукцией и обеспечения безопасности потребителей.
Как вы правильно отметили, ответственность за отсутствие такой маркировки может быть довольно серьезной, включая значительные штрафы и даже уголовную ответственность за крупные объемы продаж контрафактных товаров. Это создает дополнительные риски для предпринимателей, которые занимаются реализацией электронных сигарет и аналогичных товаров.
Что касается квалификации электронных сигарет как табачных изделий, это вопрос действительно требует внимательного рассмотрения. В соответствии с существующим законодательством термин «табачное изделие» относится к продуктам, содержащим табак. Однако электронные сигареты содержат никотин, который может быть получен не только из табака, но и синтетически. Это создает правовую неопределенность и возможность для разного рода интерпретаций.
Поскольку маркировка «Честный знак» призвана защищать потребителей и поддерживать честный рынок, я полагаю, что дальнейшая юридическая проработка таких понятий, как «табачные» и «никотиносодержащие» изделия, будет важной задачей для законодателей и юристов.
Вы затронули также темы углубленного анализа законности оперативно-розыскных мероприятий, таких как «проверочная закупка». Это важный аспект, который может повлиять на правовые позиции предпринимателей и их защиту в случае административных или уголовных дел.
Любая Ваша статья это как мини курсовая работы с академическим анализом! Спасибо что пишете!
Уважаемый Михаил Меликович!
Нам всё больше разъясняют и разъясняют, а разъяснить не могут. Всё больше норм и законов, в которых и адвокат с юристом разобраться не может. Принтер запущен! Остановить его сможет только «разум». Но вот только вопрос: что значит разум?
Написать на коробочке, что это сигареты, на экране телевизора — что курить запрещено, фильм с ограничением до 16 лет. А если не написать, что будет?
Вот сейчас обсуждают вопрос о сохранении персональных данных и всё, что с этим связано. Полный бред. Как пожар тушить пирогами. Мне кажется, это нужно остановить — до добра не доведёт перепечатывание норм из законов в локальные акты.
Зачем адвокату в соглашение указывать, что «адвокат» обязан сохранить адвокатскую тайну? В законе данная норма есть, её никто не отменял. Так зачем адвокату ещё и в соглашении переписывать эти «слова»? Да ещё тут же передать сведения об обработке данных в некий реестр, который непонятно как хранится, и кто за это будет отвечать, и кто будет возмещать ущерб, который мне будет причинён?
Вопросы, вопросы…