1. Первая встреча
Это была женщина средних лет (назову ее Аленой), очень скромная, с тихим голосом, заметно нервничавшая в незнакомой для нее обстановке.
Прибыв к этому месту по назначению дознавателя, я попросил у последнего время для общения с доверителем.
В ходе беседы я выяснил, что мой доверитель не разбирается ни в патронах, ни в оружии и, в целом, живет очень мирной жизнью, воспитывая ребенка без мужа. Она провожала дочь и вдруг в сумке ребенка сотрудники безопасности при проверке на интроскопе увидели патроны.
«Дело ведь прекратили еще в…, а теперь я снова здесь», — растерянно сообщила она.
По итогам беседы я предложил так и сообщить для протокола (она уже подозреваемая по ч.1 ст. 222 УК РФ!), что она не понимала, что патроны были боевые, с оружием никогда не работала + допросить свидетелей и т.д., и т.п.
2. Допрос подозреваемой
Алена согласилась действовать в предложенном мной направлении, но в ходе допроса сотрудники полиции стали уговаривать ее признать вину, обещая судебный штраф и отсутствие судимости.
Данные попытки мной пресекались: я объяснил Алене, что судебный штраф лишь призрачная вероятность, а дознаватель заинтересован передать дело в суд и снять с себя ответственность.
Алена сначала погрузилась в раздумья, а потом громко разрыдалась. Чувства взяли вверх и, решив, что лучшим вариантом будет признание вины, она сделала этот выбор. Я два раза пытался уточнить ее позицию, но, как известно, адвокат не может действовать против интересов доверителя. Кроме того, я не присутовал при изъятии боеприпасов и не мог знать все детали, а общую картину установил со слов доверителя… Признали вину.
Вместе с тем, в протокол по моему настоянию внесли фразу: "не имела умысла на транспортировку боеприпасов".
3. Мытарства следствия
Перед передачей дела в суд прокурор обратил внимание на указанный выше фрагмент и вернул дело дознавателю.
Несмотря на внезапно возникшую возможность вставить палки в колеса обвинения, Алена сообщила, что готова все исправить, лишь бы… побыстрее… и забыть как страшный сон.
4. Суд
К первому судебному заседанию доверитель внесла пожертвование в благотворительный фонд, помогающий бойцам СВО, приготовила документы о своем финансовом состоянии, а также отношение к предъявленному обвинению.
Несмотря на свою скромность, она твердо выразила отношение к предъявленному обвинению и попросила о назначении судебного штрафа.
При этом, она сообщила, что готова его уплатить, но просила не назначать высокий размер штрафа, так как обременена кредитным обязательством.
В свою очередь адвокат заявил 2 ходатайства:
- — о прекращении дела по малозначительности;
- — о прекращении дела с назаначением судебного штрафа (ст. 25.1 УПК РФ)
5. Приговор
Несмотря на понимание в глазах судьи, приговор был вынесен обвинительный с ограничением в определенных действиях.
Учитывая высокую должность Алены и занятия ее ребенка, ограничения, установленные судом, по факту означали, что Алена должна сидеть дома после работы, не являться на корпоративы и, тем более, на выступения ребенка и, упаси Бог, ее увидят в городских парках на государственные праздники.
6. Апелляция
После оглашения приговора Алена пребывала не в меньшем шоке, чем на первом допросе.
«Андрей, получается у меня теперь есть судимость и я не могу по праздникам выходить из дома?», — спросила она.
Что тут можно было ответить?
«Алена, я считаю, надо обжаловать! Вы согласны?», — спросил я
«Конечно! Это несправедливо», — ответила она.
Я направил апелляционную жалобу, сделав акцент на малозначительность и основания для назначения судебного штрафа.
7. Отмена приговора
В Московском областном суде я подробно изложил все обстоятельства, сделав акцент на том, что муж осужденной принес патроны в дом за 10 (!) лет до момента их обнаружения в чемодане дочери. Обратил внимание судьи и на обстоятельства воспитания дочери, и на тот факт, что моя доверитель вообще никогда не взаимодействовала с оружием.
Кроме того, мы обратили внимание суда на представленные доказательства того, что Алена готова и способна оплатить судебный штраф и на то, что наши чаяния не были приняты судом первой инстанции во внимание.
Апелляция услышала нас, отменила приговор и назначила судебный штраф в размере 5000 рублей.
P.S.: Титульное фото для публикации взято из открытых источников по ссылке https://news.rambler.ru/...ostymi-patronami-na-ucheniyah/


Уважаемый Андрей Анатольевич, безусловно, в сложившейся ситуации Вы сделали всё возможное для защиты своей доверительницы, но для меня всегда остаётся загадкой готовность некоторых обвиняемых признавать то, что им навязывается следователем в качестве «меньшего зла», представляемого чуть ли не как спасение... (smoke)
О том, как в обществе формируются такие соглашательские настроения и к чему они могут привести, очень хорошо разобрано тут: Праворуб: Уголовное судопроизводство в "Окне Овертона"
Уважаемый Иван Николаевич, благодарю Вас за комментарий и высокую оценку моей работы!
Полностью с Вами согласен: для меня это столь же удивительно, и очень печально.
Видимо, играет свою роль страх, паника, желание поскорее выбраться из неприятной ситуации.
Не могу в этой связи не процитировать вывод известного исследователя и врача Алена Бомабара, к которому он пришел после своего известного плавания на надувной лодке по Атлантическому океану: "Жертвы легендарных кораблекрушений, погибшие преждевременно, я знаю: вас убило не море, вас убил не голод, вас убила не жажда! Раскачиваясь на волнах под жалобные крики чаек, вы умерли от страха".
Думаю, эти слова могут быть адресованы как призыв и многим из тех людей, в отношении которых начинается или продолжается обвинительная деятельность, особенно, если они не имели умысла на совершение того, что им вменяется. Нужно бороться!
Уважаемый Андрей Анатольевич ! В апелляционном определении есть такое: «Изложенные в суде апелляционной инстанции доводы прокурора апелляционного отдела Неумойчева В.Н. о необходимости изменения приговора в части назначенного наказания не могут быть удовлетворены.»
А что хотел прокурор в части изменения наказания?
Уважаемый Владимир Александрович, благодарю за интерес к публикации и вопрос!
Прокуратура просила суд изменить приговор и уточнить наименование муниципального образования Московской области, в границах которого подлежат исполнению установленные судом ограничения. По сути, формальность.
Уважаемый Андрей Анатольевич, хорошая работа и отличный результат, поздравляю Вас! :)
Уважаемая Елена Анатольевна, благодарю Вас!