Право на судебное обжалование решений, действий (или бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц  относится к числу конституционных, на что прямо указано в статье 46 Конституции РФ.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Так говорится в ст.18 Конституции РФ.
Данные положения должны быть известны любому абитуриенту, поступающему на юридический факультет, не говоря о профессионалах права.

В практике по административным делам мне и моим коллегам всё  чаще приходится сталкиваться с нарушением прав граждан на обжалование постановлений и решений органов власти, что выражается в неверном указании (или не указании) в резолютивной части правоприменительного акта на срок  и порядок обжалования.
 
Согласно п.7 ч.1 ст.29.10 Кодекса РФ об АП, в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны  срок и порядок обжалования постановления.
Согласно ч.2 ст.30.7 Кодекса РФ об АП, решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 настоящего Кодекса, т.е срок и порядок его обжалования.
 
Одно из нарушений обеспечения права на обжалование сводится к указанию на разъяснение срока и порядка обжалования постановления (решения), предусмотренного ч.1 ст.30.3 Кодекса РФ об АП, а не указание самого порядка и срока обжалования.  Данное нарушение – есть классика постановлений, вынесенных по административным делам инспекторами ГИБДД.
 
В судебных постановлениях (решениях) встречается указание неверного срока и порядка обжалования.
Так, резолютивная часть судебного постановления может содержать сведения о десятидневном сроке обжалования без упоминания начала течения данного срока с момента вручения или получения копии постановления, хотя данное обстоятельство имеет существенное значение при исчислении срока обжалования.
 
Более чем загадочное указание мировым судом срока и порядка обжалования постановления довелось встретить совсем недавно в одном административном деле по ч.4 ст.12.15 Кодекса РФ об АП. Так в резолютивной части постановления мировым судом было приведено следующее: «постановление может быть обжаловано в Заводский районный суд г.Кемерово в течение 10 суток, а лицом в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в тот же срок с момента получения постановления».
К какой статье Кодекса РФ об АП содержится норма с таким содержанием, мне не известно.
 
В судебных решениях, вынесенных по результату рассмотрения жалобы на постановление  несудебного органа, встречается указание районного суда на окончательность решения и невозможность  его обжалования вообще, однако решение, вынесенное по результату рассмотрения жалобы на постановление несудебного органа, подлежит обжалованию в порядке, установленном статьями 30.2 — 30.8 Кодекса РФ об АП, т.е. в течение в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения (см. Письмо Верховного Суда РФ от 20.08.2003 N 1536-7/общ.).
 
Нормы Кодекса РФ об АП предусматривают возможность обжалования вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов (ст.30.12 Кодекса РФ об АП), т.е. возможность надзорного обжалования. Однако встретить разъяснение данного права удается лишь в единичных правоприменительных актах.
 
Имеются примеры отсутствия указания на вообще какой-либо порядок и срок обжалования решения, вынесенного по результату рассмотрения  жалобы.
 
Вполне естественно, что нарушение требований, предъявляемых нормами п.7 ч.1 ст.29.10, ч.2 ст.30.7 Кодекса РФ об АП, относительно указания в правоприменительном акте на срок и порядок его обжалования не может оставаться без внимания со стороны защиты. В связи с чем в жалобах на постановления (решения) в качестве довода, служащим основанием для признания обжалуемого акта незаконным, защита утверждает о нарушении права на обжалование, заключающегося в неверном указании в резолютивной части акта срока и порядка его обжалования.
 
Оценивая данный довод, суды вышестоящих инстанций полагают, что указание неверного срока и порядка обжалования не является препятствием к обжалованию, в случае подачи жалобы в срок и в порядке, предусмотренном законом, в связи с чем обжалуемое постановление (решение) остается в силе при отклонении и других доводов жалобы.
 
Изучение обзоров судебной практики позволяет сделать вывод о  том, что обстоятельство неверного разъяснения или не разъяснения срока и порядка обжалования может признаваться судом в качестве уважительной причины пропуска срока на обжалование и основанием для восстановления процессуального срока (например, «Бюллетень судебной практики Свердловского областного суда по делам об административных правонарушениях (второй квартал 2010 г.; „Информационный бюллетень судебной практики Архангельского областного суда по делам об административных правонарушениях за первый квартал 2010 года“; Определение Челябинского областного суда от 12.10.2010 по делу N 7-671/2010).
Однако обстоятельства причины пропуска срока на обжалование является оценочной категорией, в связи с чем суды не всегда признают указанные выше причины пропуска срока уважительными, отказывая в его восстановлении.
 
Получается парадоксальная ситуация, при которой конституционное право на обжалование решений органов государственной власти, нарушается самим же органом, чей смысл деятельности, согласно ст.18 Конституции РФ, есть права и свободы человека и гражданина.

Обеспечение же соблюдения данного права лишено судебной защиты, поскольку правоприменительные акты, содержащие неверный срок и порядок его обжалования, не подлежат отмене по доводу об их незаконности в связи с неверным разъяснением права и порядка обжалования постановления (решения).

В этой связи практика указания неверного срока и порядка обжалования порождает убежденность правоприменителя в безнаказанной возможности нарушения права на обжалование.
 
Принимая во внимание, что подобные процессуальные  нарушения не являются редкостью, можно предположить об умышленном нарушении правоприменителем процессуальной нормы с целью сократить количество поданных жалоб. 

Документы

Вы можете получить доступ к документам оформив подписку на PRO-аккаунт или приобрести индивидуальный доступ к нужному документу. Документы, к которым можно приобрести индивидуальный доступ помечены знаком ""

1.Письмо ВС РФ

Автор публикации

Адвокат Стрижак Андрей Валерьевич
Кемерово, Россия
ДТП, ущерб, семейные, жилищные, договорные споры, уголовные дела, другое.
тел.+7-950-273-3649

Да 16 17

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Более 20 участников...
  • 16 Мая 2011, 08:02 #

    Желание облегчить себе жизнь у судей и сотрудников правоохранительных органов часто перекрывают Конституцию. Мне кажется, многие уже привыкли этот документ… не замечать

    +1
    • 16 Мая 2011, 08:12 #

      Так, зачем Конституция?! У них ведь есть ведомственные инструкции, за нарушение которых наступает ответственность, а за нарушение Конституции — ничего.

      +5
  • 16 Мая 2011, 08:03 #

    Мне кажется, если когда-нибудь взяться и прописать Конституцию в соответствии с нашей реальностью (не ту, утопичную, которую имеем), то это будет ужасный документ.

    0
  • 16 Мая 2011, 08:05 #

    Наверное, чтобы исправить указанные Вами оплошности, в ВС РФ должно накопиться достаточное количество жалоб.

    +3
  • 16 Мая 2011, 08:08 #

    У меня и многих моих коллег давно сложилось ощущение, что в ВС РФ никто жалобы не читает вообще.  Иногда пишут в стандартных ответах: обратился Петров, отказать же Сидорову.

    +5
    • 16 Мая 2011, 10:46 #

      Это Вы верно заметили — очепятки в судебных актах встречаются с пугающей регулярностью, т.к. свидетельствуют о том, что судьи даже не всегда сами читают то, что подписывают, а секретари и помощники усиленно пользуют шаблоны.

      Вот и получается: мы им про Фому, а они нам про Ерёму.

      Иногда просто диву даешься, как судьи умудряются вообще не замечать некоторых аргументов, обволакивая их стандартными формулировками типа: «нет оснований не доверять», или «на законность решения не влияет»…

      Сказка. Причем, чем дальше — тем страшнее…

      +6
  • 16 Мая 2011, 08:08 #

    У нас в законодательстве много таких «чернух дыр». Иногда приходишь к мысли, что они сделаны законодателями сознательно.

    +3
  • 16 Мая 2011, 08:12 #

    Очень многие пользуются тем, что не у всех граждан есть возможность отстаивать свои права в суде. И это зачастую связано с низкой платежеспособностью населения — без профессионального адвоката что-то доказать невозможно. Такой замкнутый круг создан сознательно: сидите, ешьте-пейте за сериалами, но только никуда не лезьте — вам же будет дороже.

    +6
    • 16 Мая 2011, 08:14 #

      На самом деле граждане довольно часто по собственной глупости попадают в ситуации, из которых не удается выпутаться даже с помощью квалифицированного юриста. Одна из моих следующих публикаций будет как раз на эту тему.

      +1
  • 16 Мая 2011, 08:16 #

    Ну о чем Вы говорите, какие конституционные нормы могут быть? Некогда ими заниматься — вон работы сколько!

    +3
  • 16 Мая 2011, 08:25 #

    У каждой народности или религии есть некое идеальное представление об устройстве мира. У нас, наверное, это Конституция. Только почему она названа официальным документом…

    +7
  • 16 Мая 2011, 08:39 #

    Любопытная ситуация — действия нельзя признать недействительными потому, что они уже произведены. Что-то вроде — ну что мы теперь поделаем? Хотя, как мне кажется, когда суд высшей инстанции отклоняет такие требования, то это обычная «защита мундира».

    +5
  • 16 Мая 2011, 08:56 #

    Во всей учебной, научной литературе пишут, что главным источником (не зависимо от предмета) является Конституция РФ, которая имеет высшую юридическую силу, а так же что права и свободы граждан, которые как описано в ст. 18 Конституции определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
    А вот если представить ситуацию, в которую попал обыкновенный человек, не имея юридического образования… да он и представления, не имеет, что должно быть указано, в решении (постановлении). И в результате человек от своей неосведомленности пускает данную ситуацию на самотек, и вроде все довольны…

    +4
  • 16 Мая 2011, 09:04 #

    Действительно, не у каждого есть возможность отстаивать свои права в суде(и не только из-за финансового фактора), и правоохранительные органы этим пользуются. Но мне в таком случае интересно, куда смотрят Высшие органы власти, если данные инциденты не единичны? Ведь это действительно является нарушением — не указание сроков и пр. Тогда зачем нам вообще нужна Конституция, если даже те, кто имеет непосредственное влияние на содержание Конституции РФ, не хотят соблюдать ее?

    +3
  • 16 Мая 2011, 09:55 #

    А чиновники наши действуют по принципу «а Васька слушает, да ест». Если бы правосудие как-то их наказывало, а не просто указывало.

    +3
    • 16 Мая 2011, 12:14 #

      Слуги правосудия действуют точно также — уж их точно никто не накажет!

      +3
  • 16 Мая 2011, 12:32 #

    Согласен с тем, что сроки и порядок обжалования зачастую умышленно не указываются в надежде, что жалоба на незаконное решение подаваться не будет. Любопытно, возможны ли для судьи-нарушителя санкции хотя бы ввиде дисциплинарной ответственности?

    +3
  • 16 Мая 2011, 12:32 #

    Абсолютно правильная статья. Хотелось бы чтобы этой проблеме уделялось как можно больше внимания. Ну а адвокатам нужно подробнее разъяснять законодательство совим клиентам.

    +3
  • 16 Мая 2011, 12:49 #

    В моей практике Областной суд отменял решение Центрального суда (по административному делу), единственное основание для отмены, это «пунктик» в решении, что обжаловать его можно в течение 10 дней с момента вынесения!!! Одно жаль, мне очень надо было чтобы решение это устояло, но… Зато все законно.

    +4
  • 16 Мая 2011, 13:45 #

    Решения мировых судей очень часто грешат процессуальной небрежностью, особенно это касается судебных приказов, поскольку такие документы штампуются в конвейерном порядке, без проведения судебного заседания. Между тем, по общему правилу, скрупулёзное соблюдение процедуры является одной из гарантий законности.

    +4
  • 16 Мая 2011, 13:59 #

    Спасибо, Андрей Валерьевич! Вы мне открыли глаза на прецедентное право, т.е. его катастрофическое отсутствие в российском законодательстве. Теперь я понимаю и осознал, что прецедентное право является гарантом и реализацией норм конституционного права. Т.е. практическое закрепление на конкретных делах, конкретных правовых норм конституционных норм общего характера. Тем самым, прецедентное право — есть гарант конституции. А как у нас? Прецедентного права нет, а гарант конституции — президент. Т.е. властвует не закон, а человеческий фактор. Вот такой вот пазл сложился у меня после прочтения данной статьи.

    +3
  • 16 Мая 2011, 14:32 #

    Ну, прецедент потихонечку пролезает… например, через применения судами аналогии права. Плохо, что он не закрепляется в практике… и законодательно.

    +1
  • 16 Мая 2011, 16:55 #

    А мне вот интересно, есть ли хоть один пункт в Конституции, который в нашей стране соблюден?

    -2
  • 16 Мая 2011, 17:40 #

    Наши граждане попадают в затруднительные ситуации, скорее по незнанию или же по нежеланию что-либо знать, чем по глупости, хотя и последняя формулировка не лишена смысла. Думаю, что именно пассивная позиция самих граждан и ведёт к подобной недобросовестной судейской практике.

    +2
    • 16 Мая 2011, 18:04 #

      так и есть. Я считаю, что лицо, имеющее, например, право управления ТС, должен знать ПДД и нормы Кодекса РФ об АП, предусматривающие ответственность в области дорожного движения. А лицо, например, имеющее лицензию на хранение оружия, должно знать правила оборота оружия и нормы Кодекса РФ об АП, предусматривающие ответственность за их нарушения.
      В моей практике встречаются случаи, когда граждане вообще ничего не знали и ни о каких правилах и Кодексах не слышали. В связи с чем у них и появлялись проблемы с правоохранительными органами.

      +1
  • 16 Мая 2011, 21:39 #

    В Украине власть пошла ещё дальше. На официальных сайтах размещают нормы, признанные Конституционным судом неконстуционными, выдавая их за действующие.

    +3
  • 17 Мая 2011, 01:00 #

    Хорошая статья, после прочтения встает вопрос — мы живем в правовом государстве?, или власти упорно не замечают правовой беспредел- вроде юристы, или там все(headbang)

    +3

Да 16 17

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «О проблематике судебного контроля соблюдения нижестоящими судами конституционного права на обжалование» 3 звезд из 5 на основе 17 оценок.
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/

Похожие публикации