У нас родилась идея снять… фильм (не художественный), записать его на DVD и использовать его для заинтересованных в данной тематике. В съёмках разумеется принимает участие как автор текстов, так и команда создателей. На что обратить внимание и что учесть, чтобы защитить права всех участников, и, тем более, их не нарушить ни до, ни после создания DVD.
Ответ
Основным законом для применения в Вашем случае является UrhG т.е. Закон о авторском праве и других подобных правах в Германии. В нем регулируются права всех участников, создателей и правовладельцев, которые нужно отдельно учитывать, так как конечный продукт является лишь совокупностью прав каждого участника и лишь «техническим носителем» произведения, операции с которым заранее должны быть оговорены и зафиксированы в договорах участников.
Прежде всего, нужно помнить, что авторское право как таковое согласно § 29 UrhG непередаваемо, передаются лишь права пользования авторским материалом и кроме авторского права существует так же т.н. «личностное право участника».
Различать так же нужно статус каждого участника и то, какую он имеет трактовку в UrhG. Так как участников в производстве DVD изначально много, нужно знать, кто кем является во всём процессе и соответственно какими правами обладает, не говоря уже о том, какие заключены между участниками договоры и с каким содержанием или какие договоры обязательно должны иметь письменную форму.
Для примера лишь некоторые «персонажи», которым закон приписывает определённые права.
Начинается вся цепочка защиты авторских прав с автора уже существующего произведения, будь то книга, учебник, роман или даже доклад. Такое уже существующее и тем более опубликованное произведение требует особого разрешения его автора на «экранизацию», что заложено в § 88 UrhG. Поскольку автор может быть заинтересован как в экранизации, так и в конечном продукте, его права могут быть закреплены особым видом договора с тем, кто является автором фильма или его продюсером.
Автор фильма и продюсер фильма могут являться в свою очередь различными правообладателями, т.е. различными лицами (юридическими или физическими), т.е. эти статусы в немецком праве не идентичны.
Так, автором могут быть режиссёр, оператор, монтажёр, но не автор сценария, музыки к фильму и т.д., то есть не авторы уже ранее существующих произведений, а те, кто внёс в производство свой особый креативный вклад, соответствующий определению § 2 UrhG.
Продюсер фильма не обозначен особым определением закона, но определяется различными прецедентными решениями и практикой. Им является тот, кто обеспечивает организационно-экономическую сторону создания произведения, т.е. финансирования, личной организации, контроля, участия при заключении договоров на своё имя, несение ответственности и т.д.
Права продюсера так же защищены в § 94 UrhG но ограничиваются или расширяются различными факторами, как например фактор времени до и после начала съёмок.
Каждый из авторов имеет так же возможность отзыва уже переданных им прав пользования самим авторским материалом, что обеспечивает § 41, 42 UrhG. Именно поэтому нужно вовремя позаботится о письменном оформлении передаваемых каждым участником прав пользования своим произведением или участием продюсеру.
Не вдаваясь в подробности статуса других правообладателей, участвующих в производстве, сам процесс можно разделить на следующие основные этапы:
1. Разработка материала, при котором могут заключаться договоры с авторами материалов, авторами сценария, создателями персонажей или примеров, образов и т.д.
2. Производство, при котором обычно заключаются договоры заказа или подряда, финансирования, договоры со всеми участниками и сопродюсерами, режиссёрами и авторами музыки, актёрами, дикторами и т.д.
3. Реализация, где особую роль играют лицензионные договоры, договоры о прокате, производстве копий (DVD), договоры о лизинге или продаже, проката или публикации, а так же договоры о трансляции (ТV, спутниковую, показ в «замкнутых» системах) и т.д.
Разумеется, на каждой стадии желательно сопровождение всего процесса правового оформления отношений всех участников одним и тем же юристом, если существует единый план выхода на рынок Вашего продукта.
Кроме того, после прохождения всего этого процесса, необходим контроль за отслеживанием и санкциями при возможных обхождениях авторских, лицензионных и других прав нелегальными или пиратскими действиями. На современном уровне развития техники и вседоступности интернета, правовая поддержка быстро приобретает международный характер и требует глобального правового подхода.


Вывод напрашивается сам собой: без опытного в этих вопросах адвоката никак не обойтись.
Это получается, что при съемке документального фильма, в случае появления идеи (например, использовать для съемок стул и стол определенного цвета), можно оформить на нее авторское право и получать доход? Неплохая возможность подзаработать наверное! Главное, чтобы гонорары превышали расходы на адвоката :)
Виталий, спасибо за статью, очень познавательная! Меня интересует вот какой вопрос: на сколько часто возникают ситуации, нарушающие авторские права и как часто их разрешение доходит до судебного порядка?
Виталий, возник вопрос: А вот эти три этапа (разработка материала, производство, реализация) как-то прослеживаются в нормах права, и если прослеживаются, то в каких и каким образом? (Дело в том, что подобное появляется во многих «исследовательских» видах деятельности, у нас, например, подобное я находил в государственных стандартах по проектированию зданий). Спасибо! Материал интересный и полезный!
Каждый из авторов имеет так же возможность отзыва уже переданных им прав пользования самим авторским материаломИнтересно, как это можно сделать на практике?
Если фильм уже снят, а тем более вышел в прокат (или DVD в продажу) то, в случае «отзыва» переданных прав одним из актеров, будет разрушено всё произведение. Кто в таком случае возместит убытки продюссера, а как быть с планируемой прибылью?
Все вопросы хороши,
Отвечаю от души:
Владиславу Александровичу:
1. Этапы служат для того что бы «не упустить» закрепление того или иного право пользования тем или иным материалом или трудом. И это очень грубое и поверхностное деление этапов, т.к. с количеством участников и используемых трудов и каждый этап может делиться далее, как «ветки», в которых выясняются и закрепляются отношения с правовладельцами.
В законе UrhG находятся «следы» этих этапов, «пунктиром» обозначенные для юриста, сопровождающего весть процесс. Так, если предусматривается использование музыки, то это урегулированно в определённом разделе UrhG (готовой, на заказ, из архивов и т.д.), если планируется трансмиссия по спутнику, нужно знать на какие страны и где передающая «станция» — это в отдельном разделе UrhG, если планируется создание «персонажей» для мерчандайзинга (производства кукл, игрушек, макетов) и это – в отдельном разделе UrhG. Например не договорившись о «персонажах» с художником на этапе 1, договариваться с ним на этапе 3, когда фильм «получит успех» — в разы дороже… упустив в договоре на этапе 1 момент передачи прав на перевод успешный фильм может так и остаться только с субтитрами...
Все вопросы хороши,
Отвечаю от души:
Алёне Евгентвне:
2. Об этом у нас есть специальный журнал в этой области права, где регулярно печатаются наиболее известные и часто прогнозируемые судебные прецеденты. Он архивирован и по ключевым словам можно найти любой нужный прецедент того или иного вида нарушения, их сотни, так просто ответить нельзя. Журнал ежемесячный, страниц 30....
Все вопросы хороши,
Отвечаю от души:
Знатоку Dragon
3. В области кино продюсер защищён (от отзывов после создания продукта «фильм») и действия этих норм (по отзыву) отменяется определённым положением UrhG с учётом моментов ДО и ПОСЛЕ начала съёмок. Это (отменение) в свою очередь может стать недействительным в случаях нарушений продюсером т.н. личностных прав или «дискредитации» или нарушения договоров. Это очень тонкая материя.