Вопрос

Хочу с посоветоваться по поводу смены поставщиков газа и электроэнергии. Я нашла сайт, на котором по исходным данным осуществляется сравнение тарифов на газ и свет (http:… )  внесла свои данные (потребление газа… кВ, эл-во… кВ в год). Получается, что в год можно сэкономить до ХХХ евро на газе и до ХХХ евро на электричестве, т.е. около ХХХ евро в год. Правда, пока не знаю, можно ли иметь по газу и эл-ву разных поставщиков. Настрой к смене решительный, но опыта такого нет. Соседка тоже хочет поменять поставщиков. Если будет несколько свободных минут времени, было бы интересно профессиональное мнение. Вроде бы все понятно, но вдруг есть на что обратить внимание. Заранее спасибо!

Ответ

1. Прежде всего следует обратить внимание на порталы-сравниватели цен. Если вспомнить недавний скандал-разоблачение таких порталов который отгремел в Германии относительно цен на телефонные тарифы или страховые полисы несколько лет назад, то уже только поэтому результат одного сравнения следует сравнить с другим результатом сравнения другого портала и не полагаться на результат лишь одного портала-сравнивателя.

Как помним, суть скандала была в том, что некоторые компании так тесно сотрудничали с програмным обеспечением и алгоритмом якобы нейтральной сравнивающей компании, что это заинтересовало снчало конкурентов, затем журналистов и в последствии даже органы прокуратуры.

Как бы там ни было, потребитель должен знать, что переход от одного к другому поставщику не должен длиться более 3 недель, что закреплено в Законе об Энергообеспечении (Energiewirtschaftsgesetz), а именно в § 20a EnWG.

Началом отсчёта этого срока считается т.н. «регистрация» нового потребителя у поставщика. Разумеется поэтому и всё общение на «этапе перехода» должно фиксироваться письменно.

2. Несмотря на то, что потребитель сравнивает обычно только цены, важными являются позиции сравнивания: «действие договора» Vertragsdauer, «срок расторжения» Kündigungsfrist, «продление» Verlängerung, а так же содержание условий работы с клиентом AGB и наличие гарантий и иных «инструментов».

Это типичные позиции, которые потребитель «в упор не видит», но которые становятся предметом больших разочарований после года/двух «привязки» к новому поставщику (будь то энергия, будь то телефон, интернет, страховка и т.д., принцип в большинстве случаев тот же).

Обычно в первый год смена поставщика — это действительно большая экономия, но как раз в первый/второй год за 2-3 месяца до истечения договора может меняться цена и потребитель (ослеплённо счастливый низким тарифом) забывает расторгнуть договор согласно условиям (за месяц, два или три до конца года).

Даже несмотря на то, что поставщик обычно письменно сообщает об изменениях тарифов, а некоторые даже прямо указывают в таком письменном сообщении на право расторжения договора при изменении цен. Почти все договоры содержат статью об «автоматическом продлении» действия договора в случае нерасторжения его потребителем в тот или иной срок до окончания действия договора.

Результат: договор продлевается на 12, а то и все 24 месяца автоматически и обычно это заложено в условиях, которые мало кто внимательно читает. Но в таком случае к оплате — уже новая цена и выше чем у предыдущего или у альтернативного или у т.н.«обязательного поставщика». А расторгнуть затем после такого «забытого» продления можно только за месяц, два, три  до конца «нового» года потребления в соответствии с положениями AGB.

Вот так и «навёрстывают» упущенное от первого/второго года все компании, которые действительно на первое время привлекли хорошими ценами или бонусами после года пользования тарифом, или скидками для тех, кто «выдержит» целый год минимального тарифа.

Это был пример только по одной возможности разочарований и самый распространённый и известный из судебной практики с поставщиком-банкротом, который «незаметно» сообщал своим потребителям о повышении цены в виде посылки брошюры (см. ном. акт. Az.: 5 U 112/11 суда г. Берлин).

3. В принципе, сама цена, как сравниваемая составляющая — ничего не значит, т.е. она может иметь значение только на год/два. Главное – это условия договора, их нужно изучать индивидуально и самостоятельно. Вот один из «вопросов для размышления»: почему в условиях почти всех поставщиков «бонус» для нового потребителя оплачивается после года и вычитается из расчёта за первый год потребления энергоносителя?

Ответ прост: потому, что потребителя ставят перед ложным выбором, создавая ему иллюзию выбора, т.е. продлить договор и получить напр. -100 евро в виде «бонуса», или расторгнуть договор (своевременно, что нужно соблюсти согласно AGB), искать и переходить к другому поставщику услуги, теряя при этом бонус в 100 или более евро и т.д. Вывод прост: чем больше размер предлагаемого бонуса – тем больше иллюзия выбора, в которую втягивают потребителя и тем больше шанс как на продление договора, так и на повышение цены незадолго до срока его возможного расторжения.

Психология разбалованного «ложными выборами» потребителя срабатывает бесперебойно, и в этом случае он выбирает обычно «продолжение» договора. Тем самым обычно потребитель не осознавая того, соглашается с казались бы «мизерным» повышением цены на 0,0002 евро за единицу измерения, имея перед глазами обещанный «за преданность» бонус в напр. 100 евро.

Тем самым потребитель обрекает себя как на повышение цены, которой компания компенсирует себе и бонус и низкие цены первого «года-ловушки», так и на отсутствие возможности расторжения или иными «привязками», которые содержатся в мелком тексте AGB.

4. Поскольку указанное выше — это один из «уже старых трюков», в условиях многих компаний даже внесено понятие «гарантия неизменности цены» на протяжение года, а то и двух. Такая гарантия разумеется должна для компаний чем-то компенсироваться. Если такая «гарантия» присутствует – следует искать далее «механизм её компенсации».

Обычно его видно невооружённым глазом и казалось бы связи с гарантией такой механизм  неимеет. Выражается такой компенсаторный механизм каким либо «единоразовым взносом» или «предоплатой за полгода», что легко объяснить потребителю в виде необходимости «взаимности» и «доверия в ваше постоянство».

Одним из ярчайших примеров работы таких механизмов является ещё одно известное в среде потребителей нашумевшее банкротство поставщика энергоносителей, компании  F....xStrom AG  и её многочисленных подразделений, которое буквально в июле 2013 года было объявлено судом по банкротствам. Цены у компании были разумеется наилучшими (т.е. самыми низкими по результатам всех «сравнений по числам и чужим алгоритмам»), но условия компании предусматривали предоплату определённой суммы, возврат или зачёт которой после известных событий до сих пор является предметом судебных исков.

Экономить на энергоносителях разумеется нужно, но инструментом и объектом экономии должна быть не только «погоня за низкой ценой» в виде алгоритма её сравнивания, а анализ всех предлагаемых условий взаимоотношений сторон, внимательное и подробное изучение любого мелкого шрифта со всеми «сносками», «звёздочками», ссылками и прочим типичным видом «информирования», а так же с учётом уже имеющегося негативного опыта миллионов разочарованных потребителей.

Словом, как говорил один персонаж из «Бриллиантовой руки» на вопрос «… а что?..» — «Газеты читать надо...». Ну а сегодня, можно просто следить за новыми публикациями серии «О чём...». ___________________________________________________________________
V.Haupt, V.Haupt & Partner, Hannover, +049-511-1613948 — о немецком праве на русском.

Да 12 12

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Морохин Иван, rudkovskaya, Sheriff, Климушкин Владислав, vithaupt, dedush
  • 13 Августа 2014, 05:20 #

    Замечательная статья — очень интересный взгляд на последствия «свободного» выбора, который на самом деле формируется под воздействием всепроникающей рекламы, часто завуалированной под «независимые» сравнения, которые на самом деле не так уж независимы и объективны. 

    Почему-то вспомнился старый анекдот: 
    Две группы студентов-медиков, проводили исследование средней длины члена, и у одной группы результат получился 15 см, а у другой 25 см. 
    Когда стали выяснять причины такого существенного расхождения, то выяснилось, что первая группа проводила ЗАМЕРЫ, а вторая ОПРОС ;)

    +7
  • 13 Августа 2014, 06:40 #

    Уважаемый Vitaliy Haupt, спасибо за то, что знакомите нас с интересными моментами немецкого права и юриспруденции! Действительно любопытные методы объегоривания населения, причем всё выглядит законно, поскольку условия прописаны в договоре.

    Чтож, напоминание внимательно читать договор и не вестись на бесплатный сыр в мышеловке — никогда не будет лишним!

    +6
  • 13 Августа 2014, 09:42 #

    Очень интересное регулирование, я вот не представляю себе, как я могу у себя дома поменять поставщика электроэнергии или тепла — сетевая инфраструктура-то одна единственная, и переподключиться к другому поставщику я физически не могу.

    +5
  • 13 Августа 2014, 15:16 #

    Именно о многоквартирных домах, где проживают в основном арендаторы и идёт речь. Продолжая тему, собщу, что в каждом городе Германии есть т.н. «обязательный» и основной (полугосударственный) поставщик в виде ХХХ Stadtwerke AG, который обеспечивает всю инфраструктуру и сервис для всего города и региона. Все остальные — лишь компании, которые находятся с такими «основными» поставщиками в договорных отношениях, на основе которых  осуществляют расчёты между собой, формируют свои цены, осуществляют «закупки» сырья и его взаимозачётов, а так же берут на себя иногда некоторый сервис. Словом, принцип один для всех поставщиков: трубы и провода (электро или телефонные) никто не «перекладывает» и не «перенаправляет», всё остаётся как обычно, но по «желанию» законодателя, который несколько лет назад «либерализировал» рынок и дал потребителю «право выбора» (или его иллюзию), впустив на рынок как реальных, так и «бумажных» поставщиков, любой гражданин может выбирать между «электроэнергией» и «электричеством», между «газОм» и «газАм». В реальности для потребителя происходит лишь смена «брошюр» с ценами и адресом компании, смена того, от кого он получает счёт, и условий, по которым осуществляется отношения с поставщиком. Вот и всё.
    ↓ Читать полностью ↓

    История: Как-то решил директор провинциального рынка «увеличить оборот» и поднять цены для арендаторов «прилавков». В округе есть лишь один фермер-садовод со своими яблоками, и все яблоки одного сорта и прилавок на рынке у него один. Кто иных яблок хочет, тот в соседнюю округу ехать должен, на рынок неидёт и так не только с яблоками. Сели, директор рынка и этот фермер, выпили и договорились: фермер закупает яблоки у других фермеров и других сортов, везёт их на рынок, ставит своих продавцов, а все доп.расходы оба делят пополам, доп.места для «новых яблок» директор даст бесплатно. «А какой мне толк» — спросил фермер, «Так ты ж на моём рынке, где цены за место втрираза вырастут и народу прибавится — главным будешь». «А зачем, я и так у тебя единственный тут со своими яблоками». «Дурень, ты сезон чужие яблоки сам повозишь, а потом, когда к нам все с других округ полезут, тебе они же и возить будут, и те, кто от нас к ним за их яблоками ездил, теперь просто к нам ходить будут, уловил?» «Нет, зачем же мне конкуренция, которую я же сам себе и создам?» «Дурень, кто себе конкурренцию создаёт, тот её и контролирует, а кто что-то контролирует, тот и хозяин положения, а положение в нашем случае — это цена. Вот её то мы и сможем на моём рынке манипулировать. Ну, теперь понял?» «Нет, нехочу я манипулировать, как продавал, так и буду продавать»- сказал фермер.
    Прошел сезон, рынок вдруг заполнился всеми сортами и яблок и других фруктов, цена за прилавок повысилась, у фермера на этом рынке меньше стали покупать, покупают у других, а за прилавок платит он теперь больше. И начал фермер за свой счёт возить яблоки в другие округи, и цену пришлось поднимать и расходы повысились и убытки уже есть.
    Приходит к нему директор рынка и спрашивает: «Ну что, ты хотел честной конкуренции? Вот теперь и плати больше за прилавок, вози яблоки за тридевять земель, терпи другие сорта. Нехотел манипулировать другими, теперь они манипулирую тобой и твоими яблоками. Я ж тебе предлагал...».
    Узнаёте?

    +5
  • 13 Августа 2014, 18:23 #

    Уважаемый Vitaliy Haupt, как всё знакомо.
    Не ожидал, что в Германии так «веселят» людей.

    Вспомнил, из старого анекдота:
    — «новый русский» барабанит пальцами по столу и
    отирает непроизвольную испарину. — Черт, не пойму где ты меня кидаешь?

    +3

Да 12 12

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «О чём спросил один сосед, плативший много за газ и свет. Отрывки вопросов и ответов в Германии. Часть 96.» 2 звезд из 5 на основе 12 оценок.
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/
Эксперт Лизоркин Егор Владимирович
Пятигорск, Россия
+7 (960) 228-1228
Персональная консультация
Независимый эксперт по наркотикам. Рецензирование экспертизы наркотиков. Помощь адвокатам в оспаривании экспертиз наркотических средств. Выезд в суд любого региона страны.
https://lizorkin.pravorub.ru/
Адвокат Фищук Александр Алексеевич
Краснодар, Россия
+7 (926) 004-7837
Персональная консультация
Банкротство, арбитражный управляющий: списание, взыскание долгов, оспаривание сделок, субсидиарная ответственность. Абонентское сопровождение бизнеса. Арбитраж, СОЮ, защита по налоговым преступлениям
https://fishchuk.pravorub.ru/

Похожие публикации

Продвигаемые публикации