Для минимизации расходов на телефонные переговоры многие жители Германии пользуются т.н. «дешевыми кодами» т.е. услугами телекомпаний, которые предлагают стоимость связи во много раз меньше стандартных при звонках зарубеж или на мобильный телефон.

Эти «коды» печатаются как в прессе так и на различных порталах в интернете. Их пользователями могут быть как малообеспеченные слои населения напр. студенты или пенсионеры, так и компании, нуждающиеся в постоянной и недорогой связи.

Обратилась пенсионерка, которая годами пользовалась одним и тем же кодом для переговоров с родственниками зарубежом по цене  2,6 сентов в минуту.
 

Вопрос:

После плучения очередного счёта за телефон с ужасом обнаружила, что обычный разговор с дочерью по коду оказался стоимостью в… евро (трёхзначная цифра), хотя ранее разговор такой же продолжитльности всегда стоил в пределах 2-3 евро. Что делать это ошибка?

Ответ:

В Вашей проблеме Вы не одиноки. Подобными случаями занимаются многие общества потребителей и адвокаты, специализирующиеся на области права электронных телекоммуникаций.
 
Суть проблемы состоит в том, что компания оказывает услуги т.н. «call-by-call» при которых она может регулярно изменять свои тарифы. При этом часто распространённое мнение о том, что автоматическое проговаривание цены тарифа для абонента перед началом разговора является обязательным – неверно. 

Во многих случаях, когда абонент не слышит привычного ему ранее текста «Ваш разговор стоит 2,5 центов в минуту»  означает, что компания поменяла тариф и рекомендуется его уточнить, т.к. он может быть изменён напр. на 95 сентов за минуту.
 
В различных случаях адвокат такого абонента выбирает различную стратегию в действиях против «услужливой» компании.
 
В некоторых случаях имеет смысл руководствоваться положением Гражданского Кодекса о т.н. «незаконном ростовщичестве» (см. § 138 BGB Wucher) где,  повышение привычной потребителю цены на более чем 150% может считаться таковым.
 
В иных случаях комания может не соблюдать т.н. общие принципы состоятельности и стабильности договорных условий в потребительском праве, на что обычно ориентирован потребитель как договорной партнёр. Cама этимология и значение термина «абонент» предусматривает продолжительности пользования услугой и стабильность отношений договорных партнёров.
 
В сегодняшнем технизированном мире нельзя забывать и о людях, которые не владеют интернетом, а черпают нужную им информацию из газет и иной периодики. Ссылки компании на тарифы, опубликованные на странице интернета, таким образом, могут в подобных случаях быть недостаточной формой информирования потребителя или даже частично его дискриминацией по возрасту или физическим возможностям.
 
Опубликованные цены в одном номере газеты должны по идее сохранять свою стабильность до выхода следующего номера этой газеты, если такая публикация инициирована самой компанией. Смена тарифа без его акустического отображения перед оказанием услуги в промежутке между публикациями – может стать хорошим аргументов для защиты абонента.
 
Учитывая постоянное развитие судебной и прецедентной практики в этих вопросах невозможно выбрать одну единственно правильную стратегию или дать верную рекомендацию. Нужно расматривать конкретный случай с подробностями о компании, об абоненте, о виде тарифа и его присутствии в том или ином виде, а так же момент и размер его увеличения.
 
Первое, в чём Вам поможет профессионал права – это своевременно опротестовать счёт как неверный, затребовать его подробную расшифровку и временные рамки действия тарифов или в более сложных случаях – затребовать техническую проверку сетевой компании согласно положениям § 45 i TKG (Закона о телекоммуникациях).

Подобная проверка – дорогостоящее мероприятиe, на которое компании не всегда согласны, но к которому их обязывает норма закона при необходимости доказательства оказания телекоммуникацоинной услуги в прошлом.  В любом случае – контакт с компанией и требование разъяснения подробностей тарифов и конкретной услуги неизбежен.

Автор публикации

Юрист Vitaliy Haupt
Ганновер, Германия
Германия: правовые, разъяснительные, экспертные, процессуальные, договорные и языковые вопросы немецкого права на русском языке. Для компаний и частных лиц.

Да 7 7

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Морохин Иван, legalalliance, Климушкин Владислав, Vitaliy Haupt, Lika, Бозов Алексей, +еще 2
  • 31 Мая 2012, 15:37 #

    Весьма интересная и прямо скажу, непривычная для меня, ситуация, т.к. даже установленный в мобильном телефоне Skype, позволяет общаться с любым городом и страной в разы дешевле, чем нам предлагают «традиционные» операторы связи.

    Однако с правовой точки зрения, я поддерживаю автора публикации в том, что подобные счета можно и нужно оспаривать, т.к. предъявление требования об оплате постфактум, без доказательств надлежащей информированности абонента о действительной цене услуги, является явным ростовщичеством (я восхищен наличием такого закона в Германии!) и противоречит базовым принципам цивилистики и презумпции добросовестности всех участников гражданских правоотношений.

    +2
  • 31 Мая 2012, 15:47 #

    В Германии по Skype с телефона поговорить «в разы» дешевле не получится, поскольку мобильный интернет хоть и повсеместный, но во-первых, весьма дорогой, а во-вторых, сильно лимитирован (по тарифу «анлим», например, всего 5 мегабайт в месяц). Так что первый разговор по Skype станет и последним в этом месяце. Статья Виталия весьма актуальна для Германии и поучительна лично для меня. Спасибо.

    +2
    • 31 Мая 2012, 15:53 #

      Неужели в Германии так мало мест со свободным доступом к Wi-Fi? — даже у нас, практически в любом кафе доступ свободен, и я разговариваю с коллегами без проблем.

      +1
      • 31 Мая 2012, 16:12 #

        Свободного доступа к wi-fi нет вообще. Наши кафе и операторы связи в этой части более продвинуты по отношению к потребителю. Отсутствие свободного доступа к сети обусловлено, как мне поясняли, заботой об авторских правах. Дабы не качали все, что ни попадя. Этим же, кстати, объясняется и лимитирование мобильного интернета. А скачивание через торренты вообще уголовно-наказуемое деяние. Вот так вот.

        +2
        • 31 Мая 2012, 16:18 #

          Вот это для меня неожиданно… (smoke)
          А я как-то привык к юго-восточно-азиатскому комфорту, и даже бывая за границей, никогда особо не ограничивал себя в телекоммуникации…
          Действительно, век живи — век учись 8-|

          +1
          • 31 Мая 2012, 16:28 #

            Знакомый купил крутой телефончик на Андроиде, приехал в ФРГ и… ни разу не смог позвонить. Заблокировали сразу, так как ИМЕЙ телефона оказался «левым». Болле того, его так заблокировали, что он вообще не смог звонить в принципе, пришлось весь телефон перепрошивать.

            +2
          • 31 Мая 2012, 16:33 #

            да уж, а два живи — два учись… ;)
            Ввиду последних новостей о том, что ЕС на Германию  подало в суд за нереализацию в своём загонодательстве условий и принципов соблюдения тайны электронной коммуникации, а так же нашумевший осенью прошлого года скандал с секретными службами, которые шпионят и массово загружают на РС троянские программы — пользование общественными интернетами в коммуникации с клиентами или хранение на таком РС каких либо документов — напоминает гильятину с меховой каёмкой для «удобства» и подставкой для кофе.

            +3
  • 31 Мая 2012, 16:38 #

    Получается, из Германии лучше никуда дальше своего района не звонить? Бедные европейцы!

    +2
    • 31 Мая 2012, 16:42 #

      Ну почему же, просто «глядеть нужно в оба», а вернее «слушать в оба»...

      О низком тарифе Вам громко и отчётливо скажут ДО разговора, а вот о высоком - будут слушать, что скажите Вы… при том ПОСЛЕ длинного разговора...;)

      +2
    • 31 Мая 2012, 19:32 #

      Нет, не так все плохо. Просто все продумано до мелочей. Например, звонки между абонентами одного оператора бесплатны по всей стране. То есть отсутствует понятие «внутресетевого роуминга». Стационарный интернет действительно безлимитный, но… только ADSL (по телефонной линии) и только с контрактом не менее, чем на два года. Зато при переезде забираешь его с собой и подключаешь в новую квартиру без проблем. Основная проблема, о которой говорится в статье Виталия, касается именно международной связи. Внутри страны — проблем практически нет.

      +2
      • 01 Июня 2012, 05:23 #

        Спасибо за объяснения. Но расстроили проблемы именно с международной связью: получается, что людям, уехавшим по каким-то причинам в Германию (на заработки, например) практически невозможно связаться с семьей в России — т.к. это дорого…

        +1
  • 31 Мая 2012, 18:06 #

    Такие действия телекоммуникационных компаний я расцениваю как мошенничество и по мимо гражданской и административной ответственности для компаний, должна быть индивидуальная уголовная ответственность для тех руководителей которые отдают указания жульничать с тарифами без заблаговременного информирования каждого потребителя.

    +2
    • 03 Июня 2012, 14:44 #

      Поскольку почти все компании имеют корпоративную форму GmbH, личная ответственность руководителя или учредителя разумеется ограничена, не говоря уже об уголовной, которая предусматривает наличие т.н. субъективного состава престепления по потношению к конкретному лицу, что разумеется отсутствует при наличии сотен и тысяч пользователей, неизвестных, неидентифицированых и подтверждающих своё «довольство» услугами в виде автоматической оплаты. Уголовная ответственность за «обманную схему» возможна, но её активное приследование из-за стоимости процесса (адвоката-обвинителя) бессмысленна. Не исключаю того, что многие «обманутые» абоненты подают заявления в прокуратуру или полицию, но скорее всего после показаний и отговорок подозреваемого процесс не возбуждается, о чём заявителю даже не сообщат.

      +2
  • 01 Июня 2012, 17:08 #

    При всём моём большом уважении к Сергею Александровичу и Виталию, боюсь, что проблема изложена не совсем точно. У меня есть несколько знакомых, проживающих в Германии. Звонят в другие страны и пользуются Скайпом без ограничения, десятками минут (женщины). Никогда не почувствовал даже попытки сократить время разговора. Не очень тактично, но поинтересуюсь суммами счетов. Что-то не так.

    +1
    • 01 Июня 2012, 19:55 #

      Изложена одна, специфическая и конкретная проблема, к которой лишь в комментариях упомянули «скайп» и она ни коем образом не обобщается на всех живущих в Грмании и звонящих зарубеж.
      Разумеется проблемы в случае с Вашими знакомыми может и не существовать, если они пользуются заявленным им заранее тарифом и регулярно его проверяют или пока не наткнулись на недобросовестную компанию.

      +3
      • 01 Июня 2012, 21:08 #

        Вступить в этот разговор меня побудила реакция Лики. Посмотрите, как Вы её перепугали (думаю, что не её одну!).
        «Получается, из Германии лучше никуда дальше своего района не звонить? Бедные европейцы!»
        "… получается, что людям, уехавшим по каким-то причинам в Германию (на заработки, например) практически невозможно связаться с семьей в России — т.к. это дорого…".
        А недобросовестные компании были, есть и будут везде и всегда. Клиент в любой сфере должен поинтересоваться досье того, с кем собирается иметь дело, даже при обращении к адвокату.
        Вот мои знакомые (не в Германии) внесли в мебельный магазин задаток 1000 долларов (реклама понравилась), через две недели поинтересовались сроками получения, а им в ответ: «Магазин обанкротился!;(». Не связь и не в Германии.

        +2
        • 03 Июня 2012, 14:48 #

          valery, речь идет о мобильном интернете. То есть использование Skype с телефонного аппарата (а не с компьютера) через сотового оператора. Через «стационарное» подключение (дом, офис) проблем нет. Вы неправильно уловили смысл статьи Виталия и моих комментариев.

          +1
          • 04 Июня 2012, 01:59 #

            Спасибо, что Вы пояснили, т.к. предыдущая информация была подана так, что вызвала непонимание, почти панику не только у меня, но и у очень понимающих людей. Вот так и осложнились бы российско-германские отношения.

            +1
  • 01 Июня 2012, 23:30 #

    Все больше и больше люблю Китай!

    +1
    • 02 Июня 2012, 14:21 #

      Поддерживаю Вас, я тоже.

      Никогда не мог даже себе представить, что из Китая буду получать заказы на экспертизу по немецкому авторскому праву в кинематографии и мультипликации.

      Даже никогда не считал эту страну «рынком сбыта» моих знаний и возможностей.

      Казалось бы, какое дело китайцам до немецкого авторского права… но они мудрее любого европейца, который с задранным носом изымает китайские  подделки на междуародной выставке в Германии, считая, что этим местным «административным актом» удержит тысячелетнюю традицию Китая копировать лучшее и избавляться от хучшего…

      +3
    • 02 Июня 2012, 14:55 #

      Согласен. Как ни странно, но периодически ко мне обращаются за консультациями граждане КНР, сам не единожды бывал в Китае, и нам есть чему у них поучиться…

      +2

Да 7 7

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «О чём прилежный абонент спросил в критический момент (в Германии). Отрывки вопросов и ответов в Германии. Часть 71.» 1 звезд из 5 на основе 7 оценок.
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/

Похожие публикации