Действующее налоговое законодательство наделяет налоговые органы весьма обширными полномочиями в сфере получения информации  о хозяйственной деятельности налогоплательщиков, одним из основных мероприятий налогового контроля, применяемых налоговыми инспекциями является истребование документов и информации, путем направления соответствующих требований и поручений.

Некоторые аспекты правого регулирования данного вида полномочий налоговых органов мы осветим в настоящей статье.

В соответствии  со ст. 31 НК  (Налогового Кодекса) РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронном виде, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

Налоговый кодекс предусматривает, что документы могут быть истребованы как  в  рамках проведения налоговой проверки:
должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы (ст. 93 НК  РФ).
Так и за рамками налоговой проверки:
должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию). (Ст. 93.1 НК РФ).

Рассмотрим каждый их этих вариантов.

1.) Истребование документов в рамках проведения налоговой проверки:

В соответствии со ст. 93 НК РФ, требование о предоставлении документов может быть направлено только лицом, осуществляющим налоговую проверку в рамках проведения этой налоговой проверки.
В соответствии со ст. 87 НК РФ, налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:
1) камеральные налоговые проверки;
2) выездные налоговые проверки.

В соответствии со ст. 88 НК РФ,камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Минфин России в Письме от 15.04.2010 N 03-02-08/24 сообщает, что указанный в п. 2 ст. 88 НК РФ срок камеральной проверки является максимальным. Кроме того, как отмечается в Письме Минфина России от 18.02.2009 N 03-02-07/1-75, поскольку НК РФ не предусмотрено продление камеральной налоговой проверки, следовательно, максимальный срок ее проведения установлен в три месяца со дня представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета).

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 17.11.2009 N 10349/09 по делу N А40-53471/08-118-252 указал на то, что в установленный для проведения камеральной налоговой проверки трехмесячный срок налоговый орган обязан осуществить проверочные мероприятия в отношении принятой им налоговой декларации.

Таким образом, налоговым законодательством прямо предусмотрено, что срок камеральной налоговой проверки ограничен тремя месяцами с момента предоставления налогоплательщиком соответствующей декларации, в течении которых и могут быть  проведены контрольные мероприятия (в том числе и истребование документов).

В соответствии  со ст. 89 Налогового кодекса РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев. За это время сотрудниками налоговой службы должны быть  проведены все мероприятия налогового контроля.

Проведение мероприятий налогового контроля за рамками срока выездной проверки в некоторых случаях приводит к тому, что полученные в ходе этих мероприятий доказательства признаются недопустимыми (п. 4 ст. 101 НК РФ).
Согласно пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам.

Соответственно, требования о предоставлении документов, направленные налоговыми органами за пределами срока проведения камеральной, либо выездной  налоговой проверки, при отсутствии решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, принятого в соответствии с п. 6 ст. 101 Налогового кодекса РФ  являются незаконными.

Пунктом 7 ст. 88 НК РФ предусмотрено, что при проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено данной статьей Кодекса или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено Кодексом. Таким образом, налоговый орган при проведении камеральной проверки вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы  только в случаях, предусмотренных ст.  88 Налогового Кодекса.

Перечень таких случаев установлен пунктами 6, 8, 9, 11 ст. 88 НК РФ:
  •   документы, подтверждающие право налогоплательщиков на налоговые льготы
  •   документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.
  • документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов
  •  при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц участника договора инвестиционного товарищества сведения о периоде его участия в таком договоре, о приходящейся на него доле прибыли (расходов, убытков) инвестиционного товарищества.
  • при проведении камеральной налоговой проверки по консолидированной группе налогоплательщиков
Согласно п. 12 ст. 89 НК РФ при проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст. 93 НК РФ.
В соответствии со ст. 93 НК РФ, требование о представлении документов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если указанными способами требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней (20 дней — при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков) со дня получения соответствующего требования.

Если налогоплательщик не представил истребуемые документы, или представил их не в установленные сроки, то это признается налоговым правонарушением, что влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ (двести рублей за каждый не представленный документ). Кроме того, в данном случае должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, имеет право произвести выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ (п. 4 ст. 93 НК РФ).

В ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица. Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращаемых впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы (п. 5 ст. 93 НК РФ).

2.) Истребование документов  за рамками проведения налоговой проверки

Если налоговая проверка не проводится, но у налоговых органов возникает необходимость получения информации относительно конкретной сделки, то должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.

На основании ст. 93.1 НК РФ налоговые органы могут истребовать любые ранее не представлявшиеся документы по конкретной сделке. Перечень документов, которые налоговый орган вправе истребовать в порядке ст. 93.1 НК РФ, законодателем не ограничен. При этом в ст. 93.1 НК РФ нет ограничений на получение информации вне проверки и по периоду, к которому относится данная информация.

В п. 3 ст.  93.1 НК РФ установлено, что налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет письменное поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).

При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации). А при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие ее идентифицировать.

Судебная практика исходит из того, что в данном случае является обязательным указание в поручении об истребовании документов (информации) на получение информации по конкретной сделке  сведений, позволяющих идентифицировать эту сделку.  В случае если требование о предоставлении документов (информации) не содержит указаний на конкретную сделку, относительно которой истребуется информация, такое требование  является незаконным. (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.03.2010 N А56-41688/2009, Определение ВАС РФ от 11.06.2010 N ВАС-7438/10).

Истребование документов является чрезвычайно важным правомочием налоговых органов и одним из самых эффективных мероприятий налогового контроля, как по  частоте использования, так и с позиции получения необходимой налоговым органам информации. Налогоплательщикам следует с особенным вниманием подходить к вопросу предоставления документов налоговым органам, поскольку далеко не всегда требования налоговых органов являются законными и подлежащими исполнению.

Да 17 17

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Elizaveta, Морохин Иван, Шабалина Светлана, Шерин Александр, Дмитрий Николаевич, kapitan-flint, Климушкин Владислав, Цыганков Владимир, Marusia, Местная Лика, Гляк Денис, +еще 3
  • 24 Января 2012, 06:13 #

    Уважаемый Александр Сергеевич, спасибо за познавательную статью! Так намного понятнее чем на лекции в универе :)

    +4
  • 24 Января 2012, 06:36 #

    Статья конечно очень содержательная и подробная, но воспользоваться некоторыми инструментами и возможностями НК, неподготовленному налогоплательщику будет весьма проблематично.

    В частности, многие ИФНС практикуют всевозможные «совещания» и «комиссии» с вызовом руководителя и главного бухгалтера налогоплательщика, которым «предлагают» представить оправдательные документы по якобы «сомнительным» сделкам.

    На этих совещаниях и комиссиях — «бабских трибуналах» — налогоплательщиков «пропесочивают», пытаясь убедить в том, что его обязанность не просто платить законно установленные налоги, а в том, чтобы платить их как можно больше, вне зависимости от результатов хозяйственной деятельности.

    Однако, реальной целью этих «комиссий» является сбор данных для составления плана первоочередных налоговых проверок, в ходе которых истребуются все те же документы, которые уже были представлены налоргу на совещании (которое не является мероприятием налогового контроля), и если налогоплательщик взбрыкнет, и откажется изготавливать копии документов повторно, его ждёт штраф, причем законный.

    +8
    • 24 Января 2012, 07:04 #

      Вот уж точно сказано: «бабский трибунал» (Y)
      Кроме нервотрёпки, все эти «разборы» ничего не дают, и рассчитаны на особо пугливых директоров и бухгалтеров, которым промывают мозги, требуя повышения прибыльности (т.е. налога на прибыль) с предприятия, не говоря как получить саму прибыль.

      +4
    • 24 Января 2012, 08:17 #

      Эх! Была в организации у одного мужика просто супербаба для бабского трибунала. Она как коробочку откроет, так за окном сразу все автомобили к обочине прижимались — водители думали, что спецтранспорт с сиреной приближается. Причём могла таким голосиной беспрерывно полтора часа выговаривать. Остановить её нипочём нельзя было. А случай чего предъявляла справку, что стоит на учёте в ПНД. Мы это чудо «арендовали» на всякие «пропесочные» мероприятия. Но, потом её уже полгорода стало знать, даже через турникеты пускать перестали…

      +2
  • 24 Января 2012, 06:55 #

    Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев
    И где критерии «исключительности», которые позволяют налоговикам мешать работе фирмы в три раза дольше, чем положено? По моему, это слишком «резиновая» статья — почва для злоупотреблений. 

    +6
    • 24 Января 2012, 07:22 #

      Об этом еще будет :) Но если коротко, то основания продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев устанавливаются  Приказом ФНС России(!!!) от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/892@, при этом, после его изучения можно сделать вывод, что перечень оснований для принятия решения о продлении срока проведения выездной налоговой проверки не является исчерпывающим и зависит от конкретных обстоятельств.
      Так что совершенно верно, статья «резиновая».

      +7
      • 24 Января 2012, 13:45 #

        Спасибо за статью — действительно много нового для себя узнала.
        А «резиновых» статей у нас в законодательстве ещё мно-о-ого :P

        +1
  • 24 Января 2012, 07:09 #

    Данная статья лишний раз подтверждает тот факт, что зачастую налоговый орган требует у налогоплательщиков, представить документы (информацию) не имея на то законных оснований.

    +3
  • 24 Января 2012, 07:27 #

    Спасибо за отличную статью, и особенно за примеры и ссылки на прецеденты — очень полезно!

    +2
  • 24 Января 2012, 09:36 #

    Мне показалась достаточно интересной вторая часть публикации по разъяснению истребования у хозяйствующего субъекта документов за рамками проведения налоговой проверки. Полагаю, что разъяснение Александра Сергеевича об обязательной идентификации конкретной сделки научит предпринимателей отстаивать свои права на заведомо необоснованные запросы.
    Спасибо за предоставленный материал.

    P.S. Во всяком случае, было бы также не плохо напомнить предпринимателям, что небрежно представленные по запросу ИФНС сведения и документы — это одно из ключевых оснований для выявления налогового правонарушения, которого могло бы и не быть, при надлежащем оформлении ответа на запрос.

    +4
    • 24 Января 2012, 09:53 #

      Совершенно верно, Владимир Михайлович. В подавляющем большинстве случаев требования налоговых органов не позволяют идентифицировать сделку, к сожалению, как правило, налогоплательщики предпочитают «не связываться» и предоставляют незаконно запрашиваемую информацию.

      +2
  • 24 Января 2012, 17:03 #

    Огромнейшее спасибо! Теперь действия налоговиков мне более понятны!

    +1
  • 29 Августа 2012, 09:11 #

    Добрый день. А чем можно объяснить действия налоговиков при направлении ими в кредитную организацию требования о предоставлении информации в отношении физического лица, в связи с проведением ВНП?

    0
  • 29 Августа 2012, 10:00 #

    Статья интересная. 
    Вообщето вне рамок проверок документы истребоваться не могут!!!
    В части 1 статьи 93.1 и значится истребование в рамках проверки!!! Этим она и отличается от части 2 статьи 93.1 НК РФ.

    Жаль не раскрыт вопрос об истребовании документов по 93.1 НК РФ во время приостановления проверки. Александр Сергеевич Ваша позиция совпадает с позицией озвученной ВАС РФ  в проекте разяснений от 13.09.2011г?

    0

Да 17 17

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Истребование документов налогоплательщика, как инструмент налогового контроля» 3 звезд из 5 на основе 17 оценок.

Похожие публикации