I. История проблемы.
Порочная муниципальная политика, направленная на сохранение «любой ценой» прежних сил и средств муниципального жилищно-коммунального комплекса, с «косметическим» изменением их организационной формы;
недопущение на рынок жилищно-коммунальных услуг новых игроков;
противоправное уклонение от исполнения статьи 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» – производства капитального ремонта дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда;
неправомерная передача в 2004 году в управление тысячи многоквартирных домов специально созданным «карманным» ЗАО;
неправомерное уклонение от проведения конкурса в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
навязанный через муниципальные структуры договор управления домами с «карманными» ЗАО,
породили негативные последствия, которые, если не принять срочные меры, могут стать необратимыми.
II. «Наказание собственностью»
В основе приватизации, передачи квартир из муниципальной (государственной) собственности в частную собственность потребителей, лежит система связанных, зависимых и обуславливающих друг друга норм права. Подчеркну, правовая система приватизации квартир защищает право человека на достойное жилище и исключает фактически наступившее «наказание человека собственностью».Приведу основные системообразующие нормы приватизации квартир:
1. Сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, которая является длящимся обязательством муниципалитетов и прекращается только надлежащим исполнением.
2. Сохранение за муниципальными унитарными предприятиями обязательства «до поры, до времени» обслуживать и ремонтировать дома в соответствии с императивными нормами, а не по своему усмотрению.
3. Обязанность организаций, действующих в сфере услуг ЖКХ, соблюдать соответствующие императивные нормы.
4. Обязанность муниципалитетов устанавливать такой размер платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, который обеспечивает содержание и ремонт общего имущества в соответствии с требованиями законодательства.
5. Обязанность государственных жилищных инспекций осуществлять в интересах потребителей услуг ЖКХ контроль (надзор) за соблюдением первых трёх правил. Наделение государственных жилищных инспекций полномочиями на государственно-правовое принуждение нарушителей прав потребителей услуг ЖКХ.
Вполне себе разумная и сбалансированная правовая система:
— Квартиры и общее имущество многоквартирного дома переходят в частную собственность потребителей.
— Установлены обязательные (императивные) правила, соблюдение которых должно защитить права и интересы потребителей услуг ЖКХ.
— Определены субъекты, обязанные исполнять правила оказания услуг потребителям в сфере ЖКХ.
— Определён государственный орган исполнительной власти, который обязан:
1) день и ночь стоять на страже интересов потребителей услуг ЖКХ;
2) обеспечивать государственно-правовым принуждением надлежащее качество услуг ЖКХ;
3) не допускать разрушение домов, перешедших в собственность потребителей.
В действительности мы получили «саботаж» муниципальной власти, которая:
1) не исполняет требования закона о капитальном ремонте дома, о содержании и ремонте «до поры, до времени» общего имущества дома;
2) не обеспечила необходимые условия для возникновения и развития рынка услуг ЖКХ и не провела конкурсы на право управлять домами;
3) фактически создала «кормушку» (из карманов потребителей) и приставила к ней прежние структуры ЖКХ, косметически изменив их юридическую форму (из ЕМУП в ЗАО), но не содержание;
4) поддерживает режим «дефицита» и «распределителей» в сфере услуг ЖКХ, позволяющий по своему усмотрению и в интересах узкого круга лиц перераспределять деньги, поступающие от потребителей услуг ЖКХ;
5) путём распространения мифов и стереотипов, вводит потребителей в заблуждение относительно правовой действительности в сфере услуг ЖКХ;
6) не осуществляет в интересах потребителей услуг ЖКХ полномочий, предусмотренных нормами потребительского права.
Государственные жилищные инспекции, вместо предусмотренной законом превенции (предупреждения) нарушения прав потребителей в сфере ЖКХ, работают в режиме ожидания жалоб от потребителей и передачи их «на рассмотрение и принятие мер» безответственным лицам.
В сознании потребителей злонамеренно насаждаются мифы и стереотипы, в том числе:
— о том, что теперь сами потребители несут бремя содержания своих многоквартирных домов, умалчивая о ч. 2 ст. 210 ГК РФ — Гражданского кодекса Российской Федерации: «если иное не установлено законом или договором»;
— о том, что один из потребителей услуг ЖКХ в многоквартирном доме не вправе требовать устранения недостатков услуги по содержанию и ремонту общего имущества дома в полном объёме;
— о том, что регулярная уборка подъездов, мытьё стен и окон не положена, поскольку общая цена услуги в платёжной квитанции уменьшена на 5 процентов (надо же такое придумать?!);
— о том, что жилищная инспекция работает только по жалобам и не вправе чаще, чем один раз в три года, проверять деятельность юридических лиц, оказывающих потребителям услуги в сфере ЖКХ.
III. Что делать?
Во-первых, добиться от администрации города исполнения ею обязательства по капитальному ремонту дома, возникшего в момент приватизации квартиры, если на этот момент дом нуждался в капитальном ремонте. Это необходимо для того, чтобы снизить затраты на содержание и ремонт дома в будущем.Во-вторых, добиться от действующей управляющей компании исполнения ею обязательства по оказанию услуги по содержанию и ремонту дома, соответствующей законодательству.
В-третьих. Если люди хотят заключить договор управления с иным лицом (ТСЖ, предприниматель, иные хозяйствующие субъекты), необходимо прежде решить вопрос о прекращении действующего договора управления в порядке, установленном статьями 450-453 Гражданского кодекса Российской Федерации).
РЕЗЮМЕ: Людям надо объяснить, что:
1. Общее имущество дома от крыши до земельного участка находится в их долевой собственности и, следовательно, разумная цель разумных людей – сохранить дом от разрушения и приведения его в негодное состояние.
2. Людям разумно не ставить вопрос о том, куда делись наши деньги, а требовать устранения недостатков в уже оплаченной нами услуге по содержанию и ремонту общего имущества дома и приведения дома в состояние, соответствующее законодательству.


Уважаемый Григорий Яковлевич, поддерживаю Ваше мнение:
Людям разумно не ставить вопрос о том, куда делись наши деньги, а требовать устранения недостатков в уже оплаченной нами услуге по содержанию и ремонту общего имущества дома и приведения дома в состояние, соответствующее законодательству. К сожалению, большинство потребителей услуг ЖКХ, особенно счастливые владельцы новых, и относительно благополучных квартир в новостройках, редко задумываются о распределении обязанностей по содержанию своих домов, а большинство жильцов старых хрущёвок, привыкли к своему ущемлённому положению и смирились с ним.
Я надеюсь, что Ваши публикации позволят многим гражданам пересмотреть своё отношение к этим проблемам, и дадут хороший ориентир в борьбе за соблюдение собственных прав.
Есть в Украине роскошный адвокат — Таня Монтян. Она большая матершинница и умница. У нее есть сайтег Инфопорн. Таня Монтян совершенно уникальная личность — она со товарищи пытается пробить в Укране закон о формализации прав собственности. Чудесная вещь! Такой закон принят в Эстонии и Грузии, проблем много ушло. А еще она сделала подарок всем нам — перевела с английского на украинский книгу нобелевского лауреата Элинора Энстрома «Управление общим». Читать на украинском уже легко, но можно и перевести с украинского:)
Так вот, Элинор Энстром не зря получил Нобеля по экономике — он все для всех придумал. Читай, да делай!
Я уточню, Элинор Остром — женщина, 7.08.1933-12.06.2012. Лауреат Нобелевской премии по экономике в 2009 году с формулировкой «за исследования в области экономической организации», став первой женщиной, получившей премию в этой номинации, и т.д.
Класс! Жаль только что Вы про это сразу не написали. А счас уже и не поправишь:(
Нобелевского лауреата можно чититать и на русском. Скачать можно здесь — http://www.irisen.ru/books/izdannye/upravlyaya-obshchim-evolyutsiya-institutov-kollektivnoy-deyatelnosti.html
Спасибо за шикарные разъяснения! (Y)
Несите их (разъяснения) Людям, Sheriff!:)
Очень интересный взгляд на «замыленную» тему, и совершенно правильное развенчивание мифов, насаждаемых самими сотрудниками ЖКХ и муниципалитетов, приученных только требовать бесконечные субсидии из бюджетов, но ничего не делать.
противоправное уклонение от исполнения статьи 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» – производства капитального ремонта дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фондаПоддерживаю Ваше мнение. (Y) Затронутая тема очень актуальна и в настоящее время, т.к. наймодатели вообще не производять капитального ремонта жилищного фонда.
«т.к. наймодатели вообще не производять капитального ремонта жилищного фонда.»
Наймодатели, Марк Дмитриевич, являются равными среди равных собственников помещений в многоквартирном доме (сособственниками общего имущества дома) и, следовательно, являются заказчиками, а не исполнителями услуг по эксплуатации, содержанию и ремонту общего имущества дома.
Принудить наймодателя к проведению капитального ремонта может не просрочивший «приватизатор» квартиры, который докажет, что на момент приватизации общее имущество дома нуждалось в капитальном ремонте. Вот!
Я считаю, что на самом деле проблема кроется в том, что людям просто лень заниматься этим вопросом, ведь многие знают о том, как все должно быть, однако, требуется масса времени и сил, чтобы отстоять свое право. Именно благодаря нашей лени, коммунальщики «живут припеваючи».
Светлана Александровна, так мы и пытаемся сделать эту проблему доступной (!!) как для простого обывателя, так и для практикующих юристов. Обучить навыкам защиты своих прав, показать матрицу. Что бы не было атмосферы «секретности» и архисложности тайных знаний. Скажу по секрету — это одна из будущих тем Григория Яковлевича, которую, думаю скоро — будем сначала обсуждать в курилке или студклубе. Проговорился таки. (giggle)
«Именно благодаря нашей лени, коммунальщики «живут припеваючи».»
Также, Севтлана Александровна, как в 90-е годы, когда Сбербанк в одностороннем порядке снизил ставку по годовым депозитам (с 46 до 21), газеты опубликовали мою победу в Чкаловском суде (судья Лейман) и образец искового заявления, но «наша лень» обеспечила банку колоссальную экономическую победу над нашими кошельками.
Проблема ещё и в потере культуры собственности. Вот давно уже у юристов в отношении недвижимости используется термин «титул», который означает всю историю приобретений и пользования, то есть всю историю собственности. Попалась как-то мне дореволюционная книга по организации строительного дела и я с удивлением узнал, что «титул» включал так же полное техническое описание с регламентами содержания, текущего и капитального ремонта. Если в нём было написано «в цоколе использован кирпич пяточный», то вслед за этим было написано, что этот кирпич требует определённого присмотра и ухода в определённые периоды времени. А сейчас какой сложный объект недвижимости не возьми, так нет такого регламента.
«А сейчас какой сложный объект недвижимости не возьми, так нет такого регламента.»
Это не так, Владислав Александрович!
Услуга по содержанию и ремонту нашего дома должна соответствовать:
— Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003 № 5176);
— Правилам содержания общего имущества, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491;
— Государственному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия» (принят Постановлением Госстандарта РФ от 19 июня 2000 г. № 158-ст, с изм. и доп. от 22 июля 2003 г.);
— Государственному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения» (Утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 21 февраля 1994 г. № 34. Дата введения — 1 июля 1994 года).
Согласен. Но есть ещё обязанность принимать инструкцию по управлению общей собственностью, а эта обязанность не исполняется!
— ст.39 и 156 ЖК РФ
— Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. №491
— Приказ Минрегиона России от 01.06.2007
Не понял, коллега, Ваши замечания!
Предусмотренные частью 5 статьи 4 закона «О защите прав потребителей» обязательные требования к услуге по эксплуатации, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома содержатся в отмеченных выше актах.
Что ещё надо для полного счастья потребителя означенной услуги? Правильно, исполнение закона либо, при необходимости, принуждение к исполнению закона.
Коллега, это не замечания, а «поток сознания», как у Жириновского. Просто так хорошо расписали, даже «рыбу» для составления инструкций по эксплуатации домов сделали, а воз и ныне там.
Их «рыбам», Владислав Александрович, мы с Вами противопоставляем наши знания о коллизионном праве — (иерархическое) верховенство части 5 статьи 4 закона «О защите прав потребителей».:)
Тут даже и сомневаться не в чем, Григорий Яковлевич! (Y)
Спасибо, Владислав Александрович!
Очень актуальная тема обсуждения деятельности УО!
Уважаемый Григорий Яковлевич Как Вы смотрите на следующее:
Если собственник не передал свое имущество в управление УК или ТСЖ, а его состав не зарегистрирован в специальном подразделении Минюста — в Регистрационной палате (называется госррестр — но говорим по привычному), как того требует ФЗ № 122 и Приказ Минюста РФ от 14 февраля 2007 г. N 29, то это означает, что между собственником имущества дома и УК (ТСЖ) не возникло правоотношений. При этом страстное желание управлять имуществом никак не может подменить закон.
В настоящей теме, Ахмед Курбаналиевич, мы рассматриваем отношения, возникающие из обязательства по оказанию услуги эксплуатации, содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома.
Состав общего имущества дома, включая земельный участок, вытекает из положений статьи 36 ЖК РФ.
ЖК РФ деликатно прописывает ПРАВО управляющих организаций получать плату за коммунальные услуги и ПРАВО оказывать такие услуги. А детали указаны в другом законе, потому что в Жилищном кодексе не хватило места. Мы нашли этот закон — 210-ФЗ от 30.12.2004г.
Так вот по этому закону ТСЖ и УКи должны приобретать коммунальные ресурсы у организаций коммунального комплекса ЗА СЧЕТ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, но не за счет средств собственников помещений. В ином случае такие организации становятся де-юре поверенными, комиссионерамии, агентами ресурсоснабжающих организаций и утрачивают право на заключение договора управления домом (упралвяющими быть не могут)
Терпеливо повторяю, Ахмед Курбаналиевич, в настоящей теме мы рассматриваем отношения, возникающие из обязательства по оказанию услуги эксплуатации, содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома, но не обязательства энергоснабжения.
Уважаемый Григорий Яковлевич- мои извинения за вопросы
Ваша любознательность, Ахмед Курбаналиевич, очень полезна для всех нас.:)