I. История проблемы.
Порочная муниципальная политика, направленная на сохранение «любой ценой» прежних сил и средств муниципального жилищно-коммунального комплекса, с «косметическим» изменением их организационной формы;
недопущение на рынок жилищно-коммунальных услуг новых игроков;
противоправное уклонение от исполнения статьи 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» – производства капитального ремонта дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда;
неправомерная передача в 2004 году в управление тысячи многоквартирных домов специально созданным «карманным» ЗАО;
неправомерное уклонение от проведения конкурса в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
навязанный через муниципальные структуры договор управления домами с «карманными» ЗАО,
породили негативные последствия, которые, если не принять срочные меры, могут стать необратимыми.
II. «Наказание собственностью»
В основе приватизации, передачи квартир из муниципальной (государственной) собственности в частную собственность потребителей, лежит система связанных, зависимых и обуславливающих друг друга норм права. Подчеркну, правовая система приватизации квартир защищает право человека на достойное жилище и исключает фактически наступившее «наказание человека собственностью».Приведу основные системообразующие нормы приватизации квартир:
1. Сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, которая является длящимся обязательством муниципалитетов и прекращается только надлежащим исполнением.
2. Сохранение за муниципальными унитарными предприятиями обязательства «до поры, до времени» обслуживать и ремонтировать дома в соответствии с императивными нормами, а не по своему усмотрению.
3. Обязанность организаций, действующих в сфере услуг ЖКХ, соблюдать соответствующие императивные нормы.
4. Обязанность муниципалитетов устанавливать такой размер платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, который обеспечивает содержание и ремонт общего имущества в соответствии с требованиями законодательства.
5. Обязанность государственных жилищных инспекций осуществлять в интересах потребителей услуг ЖКХ контроль (надзор) за соблюдением первых трёх правил. Наделение государственных жилищных инспекций полномочиями на государственно-правовое принуждение нарушителей прав потребителей услуг ЖКХ.
Вполне себе разумная и сбалансированная правовая система:
— Квартиры и общее имущество многоквартирного дома переходят в частную собственность потребителей.
— Установлены обязательные (императивные) правила, соблюдение которых должно защитить права и интересы потребителей услуг ЖКХ.
— Определены субъекты, обязанные исполнять правила оказания услуг потребителям в сфере ЖКХ.
— Определён государственный орган исполнительной власти, который обязан:
1) день и ночь стоять на страже интересов потребителей услуг ЖКХ;
2) обеспечивать государственно-правовым принуждением надлежащее качество услуг ЖКХ;
3) не допускать разрушение домов, перешедших в собственность потребителей.
В действительности мы получили «саботаж» муниципальной власти, которая:
1) не исполняет требования закона о капитальном ремонте дома, о содержании и ремонте «до поры, до времени» общего имущества дома;
2) не обеспечила необходимые условия для возникновения и развития рынка услуг ЖКХ и не провела конкурсы на право управлять домами;
3) фактически создала «кормушку» (из карманов потребителей) и приставила к ней прежние структуры ЖКХ, косметически изменив их юридическую форму (из ЕМУП в ЗАО), но не содержание;
4) поддерживает режим «дефицита» и «распределителей» в сфере услуг ЖКХ, позволяющий по своему усмотрению и в интересах узкого круга лиц перераспределять деньги, поступающие от потребителей услуг ЖКХ;
5) путём распространения мифов и стереотипов, вводит потребителей в заблуждение относительно правовой действительности в сфере услуг ЖКХ;
6) не осуществляет в интересах потребителей услуг ЖКХ полномочий, предусмотренных нормами потребительского права.
Государственные жилищные инспекции, вместо предусмотренной законом превенции (предупреждения) нарушения прав потребителей в сфере ЖКХ, работают в режиме ожидания жалоб от потребителей и передачи их «на рассмотрение и принятие мер» безответственным лицам.
В сознании потребителей злонамеренно насаждаются мифы и стереотипы, в том числе:
— о том, что теперь сами потребители несут бремя содержания своих многоквартирных домов, умалчивая о ч. 2 ст. 210 ГК РФ — Гражданского кодекса Российской Федерации: «если иное не установлено законом или договором»;
— о том, что один из потребителей услуг ЖКХ в многоквартирном доме не вправе требовать устранения недостатков услуги по содержанию и ремонту общего имущества дома в полном объёме;
— о том, что регулярная уборка подъездов, мытьё стен и окон не положена, поскольку общая цена услуги в платёжной квитанции уменьшена на 5 процентов (надо же такое придумать?!);
— о том, что жилищная инспекция работает только по жалобам и не вправе чаще, чем один раз в три года, проверять деятельность юридических лиц, оказывающих потребителям услуги в сфере ЖКХ.
III. Что делать?
Во-первых, добиться от администрации города исполнения ею обязательства по капитальному ремонту дома, возникшего в момент приватизации квартиры, если на этот момент дом нуждался в капитальном ремонте. Это необходимо для того, чтобы снизить затраты на содержание и ремонт дома в будущем.Во-вторых, добиться от действующей управляющей компании исполнения ею обязательства по оказанию услуги по содержанию и ремонту дома, соответствующей законодательству.
В-третьих. Если люди хотят заключить договор управления с иным лицом (ТСЖ, предприниматель, иные хозяйствующие субъекты), необходимо прежде решить вопрос о прекращении действующего договора управления в порядке, установленном статьями 450-453 Гражданского кодекса Российской Федерации).
РЕЗЮМЕ: Людям надо объяснить, что:
1. Общее имущество дома от крыши до земельного участка находится в их долевой собственности и, следовательно, разумная цель разумных людей – сохранить дом от разрушения и приведения его в негодное состояние.
2. Людям разумно не ставить вопрос о том, куда делись наши деньги, а требовать устранения недостатков в уже оплаченной нами услуге по содержанию и ремонту общего имущества дома и приведения дома в состояние, соответствующее законодательству.