Как это у нас принято, по обочине дороги, ведущей в аэропорт, стоят автомобили – частично на обочине, частично – захватывая крайнюю правую полосу. Поставить машину в отстойник, как это делают другие водители, в ожидании прилета рейса, данной группе граждан, очевидно, не позволяют какие-то труднообъяснимые мотивы. Возможно – религиозного характера.
Водитель В., не подозревающий, что в скором времени он приобретет малоприятный статус подозреваемого, вез в аэропорт своих друзей.
Далее, предоставим слово ему: «Передо мной, подряд, стояли несколько автомобилей; первым ко мне автомобилем был «Volvo S60», напротив багажника которого, стоял мужчина, следующим автомобилем, стоящим перед ним, был “Nissan X-Trail”, еще больше занимавший крайний правый ряд, таким образом, что полностью перестроиться в правый ряд, я не имел возможности, поскольку необходимо было сохранять безопасный интервал между моим автомобилем и “Nissan X-Trail”, перед которым стоял автомобиль марки “Opel”, модели я не помню, первым стоял автомобиль ВАЗ-2110. Аварийная сигнализация у этих автомобилей включена не была, знаки аварийной остановки не выставлены.
Когда я приблизился к автомобилю «Volvo S60» на расстояние 2-3 м, стоящий напротив багажника мужчина внезапно появился на полосе движения, при этом у меня уже не было возможности затормозить, поскольку расстояние и внезапный выход мужчины мне навстречу, стало для меня полной неожиданностью и исключало возможность применения экстренного торможения.
Я почувствовал удар справа, при этом, с правой стороны, раскрылись подушки безопасности, автомобиль потерял управление и меня, по инерции, протащило еще несколько метров.
Когда я вышел из автомашины, то увидел, что правая передняя сторона моего автомобиля разбита, диск правого переднего колеса погнут, покрышка разорвана.
От произошедшего я получил сильнейший шок, поэтому не очень отчетливо помню дальнейшие события…».
Это – выдержки из полученного мной объяснения, которые потом полностью были воспроизведены в протоколе допроса В. в качестве подозреваемого.
При ознакомлении с протоколом осмотра места происшествия и протоколом осмотра трупа, мной были установлены удивительные факты:
1. Как протокол осмотра места происшествия, так и протокол осмотра трупа, составлялись выехавшими на место происшествия сотрудниками ГИБДД.
Согласно примечанию 1 к п.207 Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, «При наличии признаков преступления, предусмотренного статьей 264 (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств) …Уголовного кодекса Российской Федерации процессуальные действия на месте дорожно-транспортного происшествия осуществляются следственно-оперативной группой, направляемой дежурной частью органа внутренних дел».
Кроме того, что сотрудники ОГИБДД по ……… г.Москвы превысили свои полномочия при оформлении места происшествия, ими же был нарушена территориальность при проведении первоначальных следственных действий – в данном случае о ДТП они были должны сообщить в дежурную часть УМВД России по городскому округу ……… Московской обл.
Согласно п.8 ч.1 ст.12 ФЗ «О полиции», органы полиции обязаны «в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, возбуждать уголовные дела, производить дознание по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым необязательно; выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым обязательно».
Однако полиция не является органом дознания. Из подразделений полиции статусом органа дознания наделены лишь входящие в состав органов внутренних дел территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции.
Следовательно, первоначальные следственные действия проведены неуполномоченными на то должностными лицами, что позволяет сделать вывод о недопустимости протоколов этих следственных действий в качестве доказательств по уголовному делу.
2. Из схемы к протоколу осмотра места происшествия невозможно установить, в каком месте был совершен наезд на гр-на Л. – отсутствуют указания на осыпь стекла, грязи, пластмассовых деталей и другие следы, остающиеся на месте происшествия и подлежащие фиксации и изъятию при осмотре.
Также грубые искажения в расположении объектов изображенных на схеме позволяют сделать вывод о недостоверности данного документа; так автомобиль «Вольво S60», рег.№ ………. 197, водителем которой был погибший Л., изображен стоящим на обочине, ширина которой составляет 1,2 м. Однако, ширина данного автомобиля составляет более 2-х метров, т.е., фактически, большей частью данный автомобиль находился на проезжей части крайней правой полосы.
Этот же вывод следует из заключения специалиста в рамках проведенного исследования.
Следует отметить, что среди вопросов, поставленных перед специалистом, был и такой: «Соответствуют ли замеры при расположения транспортных средств, указанных на схеме, фактическим размерам транспортных средств?»
Понятно, что без кузнечного пресса расположить «Вольво S60», ширина которой составляет на обочине шириной 1,2 м было бы весьма затруднительно. Не забудем, что перед «Вольво S60» стоял “Nissan X-Trail”, согласно той же схеме, стоящий еще более левее, чем «Вольво S60», т.е., занимающий еще большую часть крайнего правого ряда.
Почему так важно определить, как именно располагались транспортные средства, непосредственно перед ДТП? А для того, чтобы установить фактические обстоятельства наезда на потерпевшего; он (потерпевший), после наезда (да, простят мне читатели мой цинизм – ну, не могу я по другому относится к «номинантам на премию Дарвина»), взмыл вверх и траектория его полета, по показаниям свидетелей и характерным повреждениям на крыше автомобиля “Nissan X-Trail”, проходила под углом по отношению к данному автомобилю. Полет закончился встречей черепа потерпевшего с отбойником.
Отсюда вывод: потерпевший, перед наездом на него, находился на проезжей части дороги, а в стороне от своего автомобиля. А вот на каком расстоянии – установить невозможно, но если учесть, что “Nissan X-Trail”, относительно оси автомобиля потерпевшего, был смещен сантиметров на 40, а полет проходил по траектории, градусов 30, по отношению к “Nissan X-Trail”, то, относительно кромки проезжей части, в момент удара, он мог находится на расстоянии 2 – 2,5 м. Напомню, что согласно существующим ГОСТ ширина полосы проезжей части дороги данной категории, составляет 3,75 м.
3. Какие нарушения пунктов ПДД можно было вменить В.?
— нарушение скоростного режима, что не позволило ему принять своевременные и необходимые меры – торможение, вплоть до полной остановки (п.10.1. ПДД).
Поскольку я человек недоверчивый к словам, предпочитающий более весомые факты, вместе с моим подзащитным я выехал на место ДТП, провел необходимые замеры, и, рассчитав гипотетическую скорость по известной формуле, как частное от деления длины контрольного участка дороги на время преодоления контрольного участка, умноженное на 3,6 – число, полученное исследовательским путем, получил скорость – 72 км/час при максимально допустимой на данном участке – 80 км/час.
Так как мой подзащитный заметил потерпевшего, стоящим напротив багажника автомобиля «Вольво S60», он не мог и не должен был воспринимать его, как препятствие, поскольку автомобиль потерпевшего не находился на траектории следования автомобиля моего подзащитного.
Тот факт, что скоростной режим моим подзащитным не нарушался, получило свое подтверждение и в заключении специалиста.
— поскольку, перед наездом на потерпевшего, мой подзащитный начал маневр перестроения в правую полосу, следствие вменяло ему нарушение п.п. 8.1., 9.10 ПДД, т.е., мой подзащитный совершил маневр должен быть опасный для окружающих и им не соблюден безопасный боковой интервал.
Даже, если абстрагироваться от того, что место наезда не установлено из-за безобразно составленной схемы осмотра места происшествия, к тому же неуполномоченным лицом, следовательно, и несоблюдение безопасного интервала доказать невозможно, опять-таки, доказать несоблюдение безопасного интервала невозможно.
Для того, чтобы не перегружать данную публикацию специализированными формулами расчета времени реакции водителя на внезапно появившееся препятствие при сопоставлении с иными расчетами, приведу лишь, полученное исследовательским путем число -1,7 м/сек – скорость движения спокойного шага мужчины в возрасте от 20 до 30 лет.
Т.е., мой подзащитный, заметив внезапно появившегося перед ним, на расстоянии от движущегося автомобиля потерпевшего, которому, зачем-то, потребовалось погулять по проезжей части, при всем желании не мог остановить автомобиль, а, уже в момент удара, что-либо было поздно делать.
Итог: дело прекращено за отсутствием в действиях моего подзащитного состава преступления.
Недовольными остались родственники погибшего; почему-то, ими напрочь игнорируется тот факт, что соблюдение ПДД, не право, а обязанность, выполнение которой может спасти жизнь. Если же, как и в данном случае, их родственник решил, что прогулка по проезжей части оживленной трассы укладывается в нормы ПДД, то должен был представлять себе последствия этой прогулки.