Учитывая мое иронично-пессимистичное отношение к жизни вообще и к проявлениям ее к конкретным выражениям в частных случаях, прошу отнестись соответственно к моим заметкам (это даже не статья – просто заметка о конкретном судебном заседании и решении по уголовному делу).
Чтобы быть не очень надоедливым, для людей, которые сталкиваются с этим постоянно, постараюсь изложить кратко.
Судебное заседание об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу. Следователь Урайского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета по ХМАО – Югре выходит с ходатайством об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу. При этом, просит срок содержания под стражей установить три месяца.
Со стороны защиты сразу стал вопрос – почему изначально сразу три месяца? Оказывается без, каких-либо уведомлений сторон, срок предварительного следствия уже продлен до трех месяцев (это на третий день следствия!). В связи с тем, что срок предварительного следствия продлен до трех месяцев, то и срок содержания под стражей обвиняемого должен быть однозначно установлен – три месяца.
Прокурор оппонировал – такая практика уже есть.
Естественно суд, как всегда, вынес решение законное — об избрании меры пресечения до трех месяцев, при этом не ссылаясь на продление срока содержания под стражей, а только потому, что срок следствия установлен – три месяца. Это было 06.04.2014 года.
В последствии, из новостей узнал, что планируются изменения в УПК РФ об установление выравнивания прав следствия на установленные законом сроки расследования и прокурорского надзора, судебного контроля за ним. Так, предлагается увеличить срок предварительного следствия на один месяц (всего – до трех месяцев). Аналогичное изменение предусмотрено для срока содержания под стражей обвиняемого или подозреваемого (законопроект 16.04.2014 г.).
Необходимость внесения предлагаемых поправок автор проекта связывает с тем, что сейчас имеют место случаи, когда прокурорский надзор и судебный контроль фактически осуществляются за счет сроков предварительного следствия. Например, чтобы соблюсти требования ст. 221 и ст. 227 УПК РФ (предоставляющие прокурору 10 суток для проверки уголовного дела с обвинительным заключением, а по сложным и объемным делам 30 суток, и 14 суток суду для решения вопроса о назначении судебного заседания) по делам, где в отношении обвиняемого избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, уголовное дело требуется направить прокурору на 24-44 дня ранее предусмотренного ст. 162 УПК РФ срока. «Таким образом, из двух месяцев на предварительное расследование остается от одного месяца шести дней до 26 дней», – подчеркивает депутат.
По мнению разработчика документа, это даст возможность выполнить требования ст. 221 и ст. 227 УПК РФ, вернув следователю его законные два месяца для расследования, решить проблему формального нарушения требований УПК РФ по срокам содержания обвиняемых по стражей.
Вследствие этого отпадет необходимость наделять руководителя соответствующего следственного органа правом продлевать срок предварительного следствия на один месяц, а всего до трех месяцев. Но это законопроект, разработанный депутатом Константином Лазаревым, внесённый в Госдуму зарегистрирован и направлен Председателю ГД 16.04.2014 16:40, № 500386-6 !
А я и не знал, что следствие работает и думает наперед Госдумы.
Конечно, мною были обжалованы действия суда – постановление об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу до трех месяцев, но очень сомневаюсь, что вышестоящий суд решит иначе. Будет как всегда – «нарушений Уголовно процессуального законодательства не установлено и поэтому жалоба не подлежит удовлетворению.
Когда поступит ответ – я его постараюсь выложить на сайте, а потом обжаловать в вышестоящий суд.
Мнения людей, которые это прочитали – я приму во внимание, может кто то скажет, что у него все отлично и эти проблемы решаемы, но мне представляется, что это уже становится нормой.
Адвокат Лаптев И.Л. апрель 2014 г.