![Алгоритм CRASH3. Изучаем софт NHTSA. SignalBrowser, или do you speak English?](https://pravorub.ru/upload/content/2014/09/06/22507a050862380c99b0c1c68c669e5e.jpg)
В предыдущих лекциях было показано, как определить жесткость передней части автомобиля, произвести расчет затрат энергии на деформацию автомобиля и реконструировать инсценированное ДТП.
Для уменьшения погрешности расчетов нередко требуется знать жесткость передней (или другой) части автомобиля не в среднем, а для конкретного участка. Бумажные (как правило, в формате pdf) отчеты о краш-тестах содержат данные множества лабораторных датчиков, но для их обработки желательно сразу иметь цифровой вариант этих данных. И такая возможность есть – NHTSA предлагает как базу данных в цифровом виде, так и набор программ для работы с ней.
Скачиваем и устанавливаем набор программ. На этой странице сайта NHTSA находим заголовок NVS Software Applications и выбираем ссылку Signal Analysis Software for Windows.
![](/upload/content/2014/09/06/41135-1133cda389abeb5984663ef26cd9cdf7.jpg)
![](/upload/content/2014/09/06/41135-71379a248cc21be6f78a422f8e68b9b6.jpg)
![](/upload/content/2014/09/06/41135-66d3a726dc31a43705d261f5d59bc3c4.jpg)
![](/upload/content/2014/09/06/41135-511b5aefabbc87d2b77e48e8bbf74503.jpg)
В бумажном варианте краш-теста всегда показывается схема нумерации ячеек жесткого неподвижного барьера, как, например, эта из краш-теста №7605,
![](/upload/content/2014/09/06/41135-0566177b978bbeda139b6a88fe1b111e.jpg)
![](/upload/content/2014/09/06/41135-cb9fae06a8dcf0c83ef04fe462247fbc.jpg)
Запускаем программу SignalBrowser.
![](/upload/content/2014/09/06/41135-a3cb0f4db2ca0d6b4be5eacdd94b9d52.jpg)
![](/upload/content/2014/09/06/41135-b173412cfbc7a389dea44da85ec4a882.jpg)
Вписываем номер краш-теста (на рисунке 7544, но введите 7605) и снова ОК.
![](/upload/content/2014/09/06/41135-7547fd8f9dd96cf1df695cce851964f8.jpg)
Если удобнее пользоваться локальной базой данных, переключаем переключатель сверху на Local File System и выбираем папку с базой данных, потом ОК.
![](/upload/content/2014/09/06/41135-e894f814b07245eaa423175d2dae897e.jpg)
В появившемся слева меню выбираем Barrier и отмечаем галочками ячейки В2-В8 и А2-А8. В рабочем поле программы появятся графики зависимости силы удара от времени. Это – не фильтрованные от шумов сигналы. Чтобы применить один из фильтров, нажмите на выбор одну из кнопок «b0», «180», «600» или «1К».
![](/upload/content/2014/09/06/41135-8e69357d574a745a80b2902d610bc7e2.jpg)
Произведем операцию суммирования всех сигналов – в меню «Operate» выберем «Sum».
![](/upload/content/2014/09/06/41135-5c38964f6a20d7e256bda7b360ad84f2.jpg)
Вместо нескольких графиков появился один суммарный. Видно, что сила удара нижней части автомобиля достигала пикового значения 446356.421 ньютонов в момент времени около 0.03 сек. Затем началась разгрузка. Этот интервал можно выделить и рассмотреть отдельно. В меню «Operate» выберем «Truncate», что значит в переводе с английского «Обрезать», и введем интервал от 0 до 0.03 секунды.
![](/upload/content/2014/09/06/41135-51f6e7420d2b2dfa4867ac3a3c0a93b7.jpg)
График обрезан. Видно, что пик силы достигнут в момент времени 0.028 с.
![](/upload/content/2014/09/06/41135-bd06f98f6f1885f0ba530d79d9182870.jpg)
![](/upload/content/2014/09/06/41135-4f7f8d23b57bea65d8d3ec35f5558970.jpg)
![](/upload/content/2014/09/06/41135-712982eafebf855bbbb8384cc9d96458.jpg)
Так, например, на рисунке ниже показан отфильтрованный от шума график замедления, полученный с лабораторного акселерометра, установленного на двигателе автомобиля Toyota Yaris.
![](/upload/content/2014/09/06/41135-9cd3bfc5d4596f0b901100ff7a6139ac.jpg)
Интеграл от этого графика – скорость автомобиля (акселерометра, если точнее) во времени.
![](/upload/content/2014/09/06/41135-ee780beae98d0900a1160e899c338bd4.jpg)
![](/upload/content/2014/09/06/41135-4e623af1b5e15df2d3ad56d3e26bb778.jpg)
Остальное в программе SignalBrowser читатель может разобрать сам, если, конечно, на вопрос «Do you speak English?» он может ответить хотя бы, что читает со словарем. Этого вполне достаточно для госэксперта, и такой ответ на суде, без сомнения, вызовет гордость на лицах прокурорши и судьицы – орел ты наш! Для негосударственных экспертов лучше, конечно, пройти курсы английского и иметь документ. А по ходу дальнейших лекций мы будем не раз возвращаться к той или иной программе из набора NHTSA и изучать возможности этого софта.
Адвокатам тоже полезно знать, где что лежит и откуда берется, чтобы какой-нибудь эксперт типа минского Лобана не принял жесткость автомобиля клиента больше жесткости тяжелого танка.
Предыдущая лекция «Алгоритм CRASH3. Исследуем инсценированное ДТП».
Следующая лекция «Алгоритм CRASH3. Как дифференцировать жесткость автомобиля».
Все статьи автора на сайте «Праворуб» по этой ссылке.