В этом деле, при полном отсутствии какого либо межличностного конфликта между стороной обвинения, судом, и стороной защиты, «звёзды сошлись» так, что защитникам пришлось трижды делать заявления об отводе председательствующей судьи Тихоновой Т.В., и только с третьего раза заявление об отводе было удовлетворено.
Тексты всех заявлений об отводе приложены к статье, и все коллеги могут ознакомиться со всеми заявленными нами основаниями, но наибольший практический интерес представляет заявление от 29 сентября 2014 года, подготовленное нами после ознакомления с приговором суда, вынесенного судьёй Тихоновой Т.В. в отношении того же подсудимого, но по другому делу (другому обвинению).
В результате сложилась довольно редкая ситуация: практически одновременно, в Ленинск-Кузнецкий суд Кемеровской области, направляются два уголовных дела, по обвинению одного и того же лица, в совершении двух преступлений, предусмотренных соответственно ст. 176 УК РФ и ст. 159.2 УК РФ.
Неожиданно для нас, но оба этих уголовных дела оказались в производстве одного и того же судьи (Тихоновой Татьяны Владимировны) и какое-то время рассматривались параллельно.
Однако, по первому (по ст. 176 УК РФ) делу, 22 сентября 2014 года, был вынесен обвинительный приговор, на который нами уже сегодня (29.09.2014 г.) принесена апелляционная жалоба, а на следующий день после оглашения приговора, в судебном заседании по обвинению по ст. 159.2 УК РФ, 23 сентября 2014 года, нами был заявлен отвод судье Тихоновой Т.В., который был отклонён со следующей мотивировкой:
Ссылка защиты на то, что судья при вынесении приговора дала оценку имеющимся в уголовном деле № 1-137 (по ст.176 ч.1 УК РФ) доказательствам, не могут быть приняты во внимание, поскольку 22.09.14 года в судебном заседании в соответствии с ч. 7 ст. 241 УПК РФ была оглашены лишь вводная резолютивная части приговора, в которых никакой оценки доказательствам суд не дает.Не согласившись с таким решением, и ознакомившись с полным текстом приговора от 22.09.2014 г., нами было подготовлено максимально развёрнутое заявление об отводе, которое сегодня (29.09.2014 г.) было заявлено защитниками и поддержано подсудимым.
Государственный обвинитель Иванова И.М. естественно полагала, что как всегда, доводы защиты являются надуманными и основания для отвода отсутствуют.
Однако, симпатичная женщина в судейской мантии, показала себя в данной ситуации действительно мужественной Судьёй, и наше заявление об отводе было удовлетворено, к немалому удивлению всех участников судебного разбирательства. Такой поступок судьи вызывает профессиональное уважение.
При подготовке заявления об отводе, нами была использована следующая правовая позиция:
Высказанная судьей в процессуальном решении позиция по уголовному делу № 1-137/2014 может ограничить ее свободу и независимость в производстве по уголовному делу № 1-398 и при постановлении приговора, а также повлиять на ее объективность и беспристрастность.
При таких обстоятельствах, даже в случаях, когда ранее вынесенное судьей решение не отменялось, повторное участие этого судьи в рассмотрении уголовного дела, связанного с оценкой ранее уже исследовавшихся с его участием обстоятельств по делу, недопустимо и противоречит конституционно -правовому содержанию части 2 статьи 61 и статьи 63 УПК РФ, изложенному в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 1 ноября 2007 г. N 799-0-0 и 17 июня 2008 г. N 733-0-П.
Аналогичный дифференцированный подход к определению допустимости и правовых последствий повторного участия судьи в рассмотрении дела используется Европейским Судом по правам человека при истолковании положений пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, гарантирующих право на рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом (Постановления от 10 июня 1996 года по делу «Томанн (Thomann) против Швейцарии» и от 29 июля 2004 года по делу «Сан Леонард Бэнд Клаб» (San Leonard Band Club) против Мальты").
Кроме того, как определил Конституционный Суд РФ, ч. 2 ст. 61 УПК не содержит исчерпывающего перечня обстоятельств, могущих свидетельствовать о личной, прямой или косвенной, заинтересованности судьи в исходе дела, и тем самым не исключает возможность заявления судье отвода в связи с выявлением в ходе судебного разбирательства обстоятельств, свидетельствующих о проявившихся в тех или иных его действиях и решениях по делу предвзятости и необъективности.
Ни эта статья, ни ст. ст. 64 и 65 УПК не освобождают суд от обязанности принять решение по существу заявленного судье отвода и обосновать его ссылками на конкретные обстоятельства дела (Определение КС РФ от 25.01.2005 N 46-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гр. Андреевского В.К. на нарушение его конституционных прав положениями ст. ст. 61, 64, 65 и 355 УПК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 61 УПК РФ, Лица, указанные в части первой настоящей статьи, (а именно, судья, прокурор, следователь, дознаватель не может участвовать в производстве по уголовному делу) не могут участвовать в производстве по уголовному делу также в случаях, если имеются иные обстоятельства, дающие основание полагать, что они лично, прямо или косвенно, заинтересованы в исходе данного уголовного дела.******
Надеемся, что эта публикация будет интересной и практически полезной для многих коллег-юристов, независимо от того, какие должности они занимают, и каким профессиональным статусом и процессуальным положением обладают.