64. Чай с названием «малина ваниль» тем и прекрасен, что в нём нет ни малины, ни ванили. Кроме того, указанный выше «чай» может даже не содержать т.н. «натуральных ароматизаторов». К такому заключению можно прийти, ознакомившись с решением Высшего Земельного Суда Дюссельдорфа (см. ном. акт. I-20 U 59/12). И вот как всё было.

Федеральное общество потребителей обратилось в суд первой инстанции против компании, которая в переводе с немецкого так и называется: «Чайник».

Компания, разместив на упаковке картинки малины и листов ванили, с лозунгом «только натуральные ингредиенты», видимо, сочла, что название компании распространяется на всех потребителей её продукта, которым читать необязательно, достаточно смотреть и покупать продукт. Как обычно, на «задворках продукта» мелким шрифтом были указаны составные части напитка, а именно: шиповник, яблоко, листья ягоды..., шкурки апельсина и т.д… Но ни слова о малине или ванили.

В первой инстанции иск был удовлетворён и описание данного продукта было признано как «вводящее в заблуждение». Но компания «Чайник» обратилась в высшую инстанцию, не согласившись с таким решением.

Оказалось, что в рекламе нет ничего страшного и «вводящего в заблуждение». Вторая инстанция аргументировала своё решение тем, что «… название и картинки… всего лишь указывает на направление вкуса… и при наличии полного описания составных напитка на упаковке, введение в заблуждение потребителя исключается...».

Что ж, логика в этом есть: если на банке картинки огурцов, а в банке лишь мутный рассол, то направление вкуса правильное. Осталось лишь посадить, вырастить, собрать и засолить огурчики, а так всё верно, никакого «заблуждения», банка с картинкой и «правильным направлением» уже есть.

Вот уж и впрямь, как в народной сказке: «Не пей Иванушка, чайником станешь...».

65. Продолжая тему «Что пить, чтоб стать козлёнком", или «какие же все эти потребители Иванушки» нельзя обойти стороной ещё одно решение суда относительно «Водички с рассолом».

Уже давненько я наблюдаю: то в спортзалах фитнес-студии, то в транспорте, то на полках супермаркета появились напитки «не то вода, не то вкус с водой», прозрачная, но с картинкой и привкусом фруктов, будто их там сполоснули. Оказывается и эти «рассолы» стали предметом судебных разбирательств.

На этот раз в водичке должны были «сполоснуть» манго и лепестки апельсина, но, видимо, забыли. Как обычно, на пластиковом контейнере (то, что раньше называли бутылкой) гордо красовались картинки манго и лепестка апельсина, а в описании были указаны «ароматизаторы».

Этого недостаточно и вводит в заблуждение, решил Высший Земельный Суд Карлсруэ (см. ном. акт. 6 U 12/11) и удовлетворил иск о запрете картинки на таком «рассольчике».

Аргументировал суд такой запрет тем, что описание на напитке: «С оттенком фрукта и лепестков» недостаточно, для того, что бы проинформировать покупателя о том, что прохладительный напиток содержит лишь ароматизаторы, а не составные части указанного, включая лепестки.

И здесь не забыл суд о «направлении вкуса». Описание на наклейке: «малокалорийный напиток с привкусом манго и лепестков апельсина» недостаточно описывает «направление» и даже в совокупности с картинкой – этого недостаточно. Получается, что только после того, как потребитель обнаружит отсутствие «лепестков апельсина» в описании, для него станет понятным, что их там нет, в отличие от «еле присутствующего» сока манго.

Словом, направление верное, но «без разметки» и «предупреждающих знаков», так можно упрощённо перевести на язык потребителя сложную аргументацию. Перефразируя известную поговорку можно констатировать: «Голь на привкусы хитра».
__________________________________________________
Vitaliy Haupt, Hannover, + 049-511-1613948 V.Haupt & Partner — о немецком праве на русском.

Автор публикации

Юрист Vitaliy Haupt
Ганновер, Германия
Германия: правовые, разъяснительные, экспертные, процессуальные, договорные и языковые вопросы немецкого права на русском языке. Для компаний и частных лиц.

Да 5 5

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Климушкин Владислав, Vitaliy Haupt, Стрижак Андрей, rudkovskaya, Морохин Иван, varkos78
  • 24 Октября 2014, 22:51 #

    Странно… Так и не понял в чём разница!? То ли в том, что «направление вкуса» во втором случае не совпало с направлением в «натуру», то ли в том, что в первом случае просто соврали «малина ваниль», а во втором откровенно сказали «оттенок вкуса». (shake)(headbang) - :? 
    (rofl)

    Дуюссельдорфские пришли — гробят, карлсруевские пришли — по другому робят… И куды тут бедному бюргеру податься!?

    +3
    • 25 Октября 2014, 17:00 #

      В первом случае картинка говорила о том, чего нет вообще в описании, и поэтому введение в заблуждение относилось к несоответствию между картинкой и описанием. А во втором случае картинка и описание содержала 2 компонента, а  в описании эти 2 компонента фигурируют не в том же виде, «информировалось» в оптико-описательном представлении продукта. Вот как то так.
      Но суть публикации Вы уловили точно: хочешь лимонад — бери воду и лимон; хочешь чай — бери  сухие листья, плоды и заваривай их. Всё остальное — «на-тебе-заработали, потому-что-ты-чайник».
      В йогурте активии
      Много биохимии
      Съешь хотябы ложку,
      Уменьшишь жизнь на крошку
      Ну а если полведра
      Недтянешь до утра.
      Бактерии, кто мирные
      Они всегда кифирные!
      © V.H.

      +4
  • 26 Октября 2014, 15:47 #

    Чай с названием «малина ваниль» тем и прекрасен, что в нём нет ни малины, ни ванили. Кроме того, указанный выше «чай» может даже не содержать т.н. «натуральных ароматизаторов». Тяжелый случай… В СССР как-то всё проще было.  Частенько вспоминаем…

    +4
  • 27 Октября 2014, 07:29 #

    Уважаемый Vitaliy Haupt, у Вас что ни тема, то на злобу дня! (Y)
    Все эти ароматизаторы, увкуснители, заменители — ворвались во времена перестройки в нашу жизнь, зазывно обещая сделать ее краше, слаще, сочнее. Однако вдоволь наевшись и напившись всей этой «красоты», некоторые у нас в стране потихоньку очнулись, столкнувшись с неблагоприятными для здоровья последствиями употребления этих «чудо-продуктов». 

    Уже несколько лет я (как и многие мои знакомые) внимательно читаю этикетки и мелкий шрифт на составе. На эти изучения уходит время - шутка ли, перебрать половину полки с определенным продуктом, выбирая наиболее приемлемое. Сейчас я уже знаю, какие продукты хороши, какие не очень, а какие и вовсе вредны. Хотя производители стараются и выпускают новинки — тоже надо держать ухо востро — не раз наблюдала, когда хорошо зарекомендовавшие себя компании вставали на сомнительный путь и, в погоне за прибылью, выпускали новый и менее качественный товар.

    В общем на эту тему можно долго говорить и я обеими руками «за» то, что надо наказывать врунов-производителей, вводящих в заблуждение своими этикетками!

    +3
  • 27 Октября 2014, 07:38 #

    Да уж… об обманчивости рекламы сказано уже очень много, но «креативность» рекламщиков не перестаёт удивлять, и кроме как попробовав и изучив состав продукта, обычно написанный микроскопическим шрифтом, невозможно составить своё отношение к подобным «продуктам». 
    Конечно Виталий прав в том, что хороший чай (кофе, соки тропических фруктов и т.п.) лучше брать без всяких примесей и «ароматизаторов» по месту их произрастания, а по вкусу добавлять только чистую воду ;)

    +3
  • 29 Октября 2014, 11:24 #

    Купил тут пачку чая. На упаковке нарисована чашка с чаем и какими-то вкусняшками. Так вот, на упаковке  так и написали, мол, "* сладости только на рисунке, внутри их нет" :) Вот только эта надпись внутри упаковки, пока не откроешь — не прочтёшь (rofl)

    0

Да 5 5

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Обзорная статья. 100 решений немецких судов. Часть 64, 65. » 1 звезд из 5 на основе 5 оценок.
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/
Адвокат Фищук Александр Алексеевич
Краснодар, Россия
+7 (932) 000-0911
Персональная консультация
Юридическая помощь, представление и защита интересов граждан и бизнеса. Абонентское юридическое сопровождение, консалтинг. Банкротство. Очно, дистанционно, все регионы РФ. Консультации платные
https://fishchuk.pravorub.ru/

Похожие публикации

Продвигаемые публикации