Дело было в Федеральной Земле Бранденбург ещё в сентябре 2010. Ехал один мужик по федеральной трассе номер 166. Видит, у дороги временный предупреждающий знак, мол, дорожные работы идут, будьте осторожны, «не шныряйте сильно быстро», ну в общем, тормозните, да помедленней…
Временной разметкой обе полосы сужены, так что «ни шагу в право, ни в лево». Мужик так и делает, проезжает медленно. Смотрит, а вдоль обочины работники мощьной газонокосилкой траву косят. Шум стоит. Вдруг слышит мужик ему по правому борту что-то хлоп, хлоп, хлоп… Камни. Прямо из под поношенной казённой газонокосилки.
Ущерб, расходы, страховка, отказ и с кем теперь судиться, чья трава, чьи камни, чьи «зайцы»? Понятно: государственные. После первой инстанции, во второй и за тем Верховнй Суд (ном акт.: III ZR 250/12) признали, что власти должны нести ответственность за работу дорожных служб, при том так, что бы работы не наносили ущерб проезжающему транспорту налогоплательщтка.
Установка временных знаков и обращение на внимательность и осторожность при этом абсолютно недостаточно. Вполне возможно было бы кроме временных разметок и знаков так же установление временных заграждений между газоном с «зайцами» и проезжей частью, а так же позаботиться о достаточно надёжном состоянии газонокосильной техники.
Так и порешили: потерпевшему водителю 1000 евро компенсации, включая судебные расходы, а «зайцам» и их бригадиру – проведение дополнительных занятий по технике безопасности «косильных работ».
72. Продолжая тему лета, продолжим и о «зайцах», которые в связи с жарой в прямом и переносном смысле могут стать заложниками своих инстинктов, не учитывая нормы и правила, принятые у людей.
Вопросами о том, чем можно заниматься на балконе многоэтажного дома в 30-ти градусную жару, когда и как (например устраивать шашлычную или пивную) уже не раз занимались различные судебные инстанции Германии.
Но вот как то, соседи в одном доме неоднократно и даже неумышленно, блуждая взглядом по двору и близлижащим балконам, могли наблюдать свою соседку, которая прямо недалеко от детской площадки, но будучи на собственной терассе (балконе) в сопровождении друга (или друзей) осуществляла действия явно сексуального характера. И вот суду г.Бонн теперь пришлось заняться вопросами секса на балконе.
Один из соседей не только пожаловался владельцу с требованием «устранения» действий его арендатора, квалифицируемые как нарушение т.н. «принципов учёта интересов сообщества жильцов» (Rücksichtnahmegebot), но и в качестве доказательств сделал фото «происшествия».
Разумеется за жалобой последовало первое предупреждение жильцу. Но как быть с «фотографическими карточками» непристойного содержания? Не являлось ли данное доказательство вторжением в интимную сферу гражданина и можно ли требовать прекращения того, что собственно нигде не запрещено? На все эти вопросы дал ответ суд г.Бонн (см. ном акт. 8 С 209/05).
В своей аргументации судьи подтвердили правомерность «предупреждения», игнорирование которого может повлечь за собой расторжение арендного договора с одной стороны. С другой стороны суд отклонил встречные претензии о вторжении в личную сферу в виде несанкционированной съёмки, заявив, что жилец первый, своими действиями «вторгся» в т.н. сферу «общественного спокойствия» (Hausfrieden).
Таким образом, добровольно «выйдя за рамки своей же личной и интимной сферы», невозможно аппелировать к её нарушению в виде «пассивного наблюдения» окружающими.
Несмотря на данную почти коллизионную ситуацию, суд обязал соседа-фотографа вернуть обитательнице квартиры с терассой результаты своего фотографического труда, и ту же обязанность возложил на владельца квартиры, который обосновывал своё предупреждение этими снимками.
Кроме того, от использования такого рода «доказательств» в судебном процессе суд отказался, подтвердив статус доказательства как «неприемлемый и полученный в результате нарушений прав третих на собственное изображение», довольствуясь при этом многочисленными показаниями соседей-наблюдателей.
Что ж, остаётся добавить, что даже летом в жару, куда ни глянь – везде чьи-то права, так что «глядите в оба», зайцы.
____________________________________________________
О немецком праве на русском: Vitaliy Haupt, Hannover, + 049-511-1613948.


Странное решение принял суд г.Бонн, выходит что любой преступник может требовать признания недопустимым доказательством съемку преступных действия камерами наблюдения?!!!
Уважаемый Алексей Анатольевич,
голубчик, ну нельзя же так обобщать. Это Вы уж хватили… хотя ситуация действительно странная.
Для начала, речь идёт не о «преступнике», а о нарушителе общественного порядка и действия
его(пардон, «её») не «преступные», а «грубо нарушающие общественное спокойствие». При этом права самого нарушителя на собственное изображение, тем более в т.н. «зоне личной сферы» никто не может отменить, нарушить или ставить их ниже необходимости предстоящих процессуальных действий или гипотетически необходимых доказательств, тем более, если они (факты и действия) не оспариваются. Так что «не выходит» вовсе… Тут два вторжения, при чём первое никак не оправдывает второе, а второе никак не обосновывается наличием первого или никак им не «самолегитимируется», да и сферы разные. Уж я не говорю про все те требования ZPO к доказательствам, которые довольно суровы...В этой связи есть статьи о видеонаблюдении в подъезде и на рабочем месте: Праворуб: О чём домовладелец спросил, что камеру установил. Отрывки вопросов ... и Праворуб: О чём работодатель спросил, что камеру установил.Отрывки вопросов ...
Уважаемый Vitaliy Haupt, всё бы хорошо, но секс «недалеко от детской площадки» можно квалифицировать как растление несовершеннолетних, а это преступление. И как правильно указал суд она сама первой нарушила свою «зону личной сферы».
Уважаемый Алексей Анатольевич, ну, раз относительно площадки «не квалифицировали», значит какие-то были на это причины. А вот относительно "… она первая… вышла..." сказано же поэтому и "… невозможно аппелировать к нарушению в виде пассивного наблюдения окружающими...", а делать фото с целью использования в качестве гипотетического доказательства в неначатом процессе — это уже другое «вторжение». Ещё раз сошлюсь на другие прецеденты напр. со съёмкой жилых кварталов (включая балконы) для «сртит-вью» от «гугло-фила», которого «приговорили» (как миниум здесь) к удалению всего снятого «по первому визгу» от жильца-владельца недвижимости.
Уважаемый Vitaliy Haupt, тот факт что потом «не квалифицировали», вовсе не отменяет права очевидца фиксировать на фото предполагаемое преступление или иное нарушение закона, в частности что бы обезопасить себя от встречного обвинения в заведомо ложном доносе или клевете (такое дело у меня сейчас, но даже видеосъемка не помогла от обвинения в указанных преступлениях).
Воздержусь от комментария, сославшись на «см. выше». Видимо уж в слишком разных мы пониманиях «сфер личностных прав» и их реализации. «Фикстровать» нужно НЕ нарушая прав третих, иначе будет хаос, о чём свидетельствует «фейсбукизация» всего и вся по принципу «что вижу — то снимаю», «что хочу — то публикую», «в чём хочу — в том подозреваю» и т.д.
))) «что русскому хорошо, то немцу — смерть» (русская народная мудрость).
Уважаемый Vitaliy Haupt, на мой взгляд, суды приняли вполне понятные и справедливые решения. А сами две истории Вы красиво описали. (Y)
Уважаемый Vitaliy Haupt, я нет, нет, да и сравниваю нормы нашего, российского, права, с нормами права Германии.
Первый случай — один в один уложился бы в наше законодательство, а вот по второму случаю, наши суды, скорее всего, фотографии приняли бы в качестве доказательства(вот было бы чем практикантам в суде поразвлечься), а вот относительно защиты чести и достоинства (в прямом и переносном смысле этого слова (blush)), вопрос? Даже я не готов ответить, как бы поступил наш суд. Но доказательства точно назад не выдал бы!:P
Уважаемый Евгений Алексеевич, «принять/не принять в качетве доказательства» — это одно, «оставить в судебных актах в виде НЕпринятых к рассмотрению документов-доказательств» — это другое. При этом одно не исключает другое. Вернуть обязали только стороны-участников процесса.
Очень интересные решения, и если с первым всё понятно, то касательно второго замечу, что даже несмотря на «непринятие» фотодоказательств, и обязание их возврата (изтересно, как это можно проконтролировать в цифровую эпоху) объекту наблюдения/съёмки, сами снимки, несомненно повлияли на внутреннее убеждение судьи ;)
несомненно повлияли на внутреннее убеждение судьи… особенно, если бы судья была женщиной… ;)
как это можно проконтролировать в цифровую эпохуна этом специализируются отдельные специалисты «отслеживания», а иск о прекращении пользования, сумма сделки в нём и расходы по «напоминанию» и участие ответчика заставляют его лучше заранее избавиться от любых фото...
Уважаемый Vitaliy Haupt, спасибо за публикацию (handshake) Вы прямо вовремя с делом № 71 подоспели;)
Уважаемый Vitaliy Haupt,
«Лето, солнце, зайцы траву косили. А их поймали и штраф присудили»такое начало полностью раскрывает суть дела.(Y)
Спасибо за публикацию, очень интересно!