Часть 38. 

Реклама, вводящая потребителя в заблуждение — одна из самых популярных тем в потребительском праве. В заблуждение можно ввести и рекламными высказываниями, основанными на результатах теста о «довольном» пользователе.

Так предметом решения Высшего Земельного Суда Франкфурта на Майне (ном. акт.6 U 266/12) от 28.05.13 было высказывание телефонной компании в своём рекламном тексте: "Сетевая компания с самыми довольными клиентами". 
Этим высказыванием суд остался недоволен!

Во-первых, при рекламе с предоставлением тех или иных результатов сравнительного анализа «довольности» клиента, потребитель должен быть в состоянии, без особого труда проверить результаты такого «исследования», что в данном случае было признано затруднительным и трудоёмким процессом.

Во-вторых, упрощая обоснование судебного решения до максимально доступного примера, следует отметить, что сравнивая яблоко с грушей, утверждать, что все, кто попробовал яблоко остались им довольны, по сравнению с попробовавшими грушу — является введением в заблуждение. 

В данном случае, сравнение своих услуг сетевая компания проводила с услугами компании-провайдера, что делает результаты «вводящими в заблуждение» согласно положениям § 3, 5 I Nr. 1 UWG.

Часть 39. 

О том, как правильно выразить килограммы в миллиметрах, не нарушая прав потребителя, задумался Верховный Суд Германии, после того, как решение Высшего Земельного Суда было опротестовано в этой последней инстанции. Суть проблемы была в следующем: известную в стране сеть супермаркетов обвинили в неверном указании т.н. «основной цены», т.е. цены товара за килограмм, которая была указана, по мнению истца, слишком мелко. 

Известно, что придирчивые потребители давно привыкли сравнивать не саму цену за товар в той или иной упаковке и расфасовке, а его стоимость «за килограмм» или «за литр», оценивая при этом стоимость единицы продукта.

Следует заметить, что в Германии довольно жестко урегулирован процесс указания цен в сфере торговли, а именно существует соответствующее Распоряжение об указании Цен (PAngV) и даже норма DIN 1450, определяющая, что «читаемо», а что «различаемо».

Несмотря на стремительное развитие нанотехнологий, к сожалению эти нормы не регулируют нижнюю границу размера шрифта, которым могут указываться те или иные данные о товаре или его цене. 

Вот и пришлось Высшим инстанциям обосновать, что в соответствии с § 1 VI 2 PАngV решающим является не размер шрифта, который был в данном разбирательстве 2 мм., а совокупность факторов, определяющих возможность восприятия средним покупателем с нормальным зрением и без дополнительных усилий и вспомогательных средств, указанные на ценнике данные.
 
К этим факторам относится контрастность, «кучность», раздельность, цветовая гамма и фон, а так же отражающие и иные свойства бумаги или носителя печатной информации. Всё это разумеется должно рассматриваться индивидуально, в каждом конкретном случае. 

Вывод: Как минимум с момента этого судебного решения (I ZR 30/12), «двух-миллиметровый калибр» печати может считаться и для многих других торговых предприятий достаточным для указания стоимости «кила» или «литра» на ценнике в супермаркете в качестве дополнительной информации о товаре.
 
Часть 40

При рекламе с помощью результатов тех или иных тестов продуктов или услуг, компания, осуществляющая рекламу должна сделать возможным для потребителя непосредственно и без дополнительных усилий ознакомиться с результатами теста и об этом уже сказано выше. 

Заменой таким результатам может служить тот или иной «знак качества» признанный и знакомый широкой публике потребителя в Германии и за рубежом. Интернет-страницы многих немецких компаний «пестрят» целым рядом таких «печатей».

Продолжая тему рекламы результатами теста, следует отметить, что заманчивым для многих компаний-производителей или предоставляющих услуги, является наличие на их интернет-странице самой известной и любимой многими потребителями т.н. «печати» от организации «Warentest» или для технически сложных устройств, печатей от «TÜV». 

Но многие компании, злоупотребляя возможностями интернета, могут просто размещать копию такой «печати» на своих порталах, тем самым не только вводя в заблуждение пользователя, но и нарушая целый ряд иных норм права, включая нарушение лицензионных договоров.

О том, так ли просто получить данную печать для её использования в рекламных целях следует осведомиться у юриста на предмет содержания т.н. «Лого-лицензионного» договора.

Всем, кто желает заключить такой договор, следует заранее знать о том, какие права и обязанности сторон в нём заложены и какими нормами права он регулируется. Так, к условиям пользования «лого-символом» относятся например:

— строгое следование описанию результата теста, предоставленного «лицензодателем», 
— обязательство «дословного цитирования» результатов,
— обязательства по применению печати в совокупности с теми или иными датами и номерами,
— запрет перефразирований и описаний результатов теста,
— запрет цитирования комментариев, отделённых от контекста и многое другое.

К положениям такого договора относятся статьи, регулирующие не только «стоимость» или размер лицензионных сборов, которые исчисляются пяти-, шестизначными цифрами, но и напр. рамки использования знака, сроки его использования, правопреемственность пользователя, сублицензирование пользования знаком и т.д.

Для «продвинутого» потребителя с сомнениями в той или иной компании-носителе «знака качества» достаточно предметного телефонного разговора с представителем компании по условиям и некоторым положениям такого договора, наличие которого при наличии знака качества у компании — факт само собой разумеющийся.

____________________________________________________
Vitaliy Haupt, Hannover, + 049-511-1613948 V.Haupt & Partner — о немецком праве на русском.

Автор публикации

Юрист Vitaliy Haupt
Ганновер, Германия
Германия: правовые, разъяснительные, экспертные, процессуальные, договорные и языковые вопросы немецкого права на русском языке. Для компаний и частных лиц.

Да 8 8

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Морохин Иван, Elizaveta, Vitaliy Haupt, rudkovskaya, Lika, +еще 1
  • 18 Сентября 2013, 15:39 #

    С удовольствием прочитал очередную статью Виталия — юридическо-философский анализ германского законодательства о рекламе, на конкретных примерах (Y) 

    Мы часто не задумываемся, и не обращаем внимания на окружающие атакующие нас рекламные выкрутасы, и многие не осознавая, что факт конечно не нуждается в рекламе, но и рекламе не нужен фактсами становятся жертвой рекламы

    Целью любого продавца является прибыль, и для её получения, большинство продавцов идут на всевозможные ухищрения, забывая о морали… особенно если их не сдерживает перспектива привлечения к ответственности за нарушение стандартов.

    P.S.  Повесть Эмиля Золя, по ссылке выше, не утратила своей актуальности и в наши дни…

    +3
    • 18 Сентября 2013, 16:00 #

      Благодарю за оценку, очередную иллюстрацию моей публикации и прекрасную ссылку с ещё более красочным, впечатляющим и не оставляющим равнодушным произведением, которое в свою очередь рекомендую и «моим» читателям.

      +2
  • 18 Сентября 2013, 15:54 #

    Я уже давно заметила закономерность, что чем важнее условия договора, которые продавцу хочется скрыть, тем глубже они прячутся в многостраничных договорах и правилах, и тем меньшим шрифтом они печатаются ;)

    +3
    • 18 Сентября 2013, 16:14 #

      В этом смысле: "Чем мельче шрифт — тем страшнее его последствия" разумеется для читателя… ;)

      +3
  • 19 Сентября 2013, 07:26 #

    Хорошая статья. Еще раз напомнила не доверять слепо рекламе, делить (как минимум) надвое все рекламные обещания и внимательно читать написанное мелким шрифтом.

    +4
  • 20 Сентября 2013, 17:47 #

    Спасибо за материал. Меня всегда забавляет статистика в рекламах, что «это выбрали 90% женщин». Сразу возникает масса вопросов: где проводилась выборка, что за женщины в ней участвовали и т.п. :) И все-таки, понимая все это головой, как дети, на многое ведемся

    +3
    • 22 Сентября 2013, 15:53 #

      Значит это всё же «общепринятая практика», основанная на знании «инстинктов» со времён «парада курильщиц» Э.Бернейса.

      +3

Да 8 8

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Обзорная статья. 100 решений немецких судов. Часть 38, 39,40.» 1 звезд из 5 на основе 8 оценок.
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/ Стать VIP
Адвокат Гречанюк Василий Герольдович
Владивосток, Россия
+7 (914) 342-9220
компетенции: трейдинг, инвестиции, страхование, налоги, юридические лица, долги, ответственность, комбинации.
Консультации, дела.
Действую с интересом, спокойно и тщательно, очно и дистанционно.
https://urmanwin.pravorub.ru/ Стать VIP
Юрист Фищук Ольга Сергеевна
Краснодар, Россия
+7 (999) 637-2795
БАНКРОТСТВО физических и юридических лиц "под ключ" в любом регионе РФ. Арбитражный (финансовый) управляющий. Честный анализ рисков. Консультационная поддержка. Специальные условия в рамках сообщества
https://fedresurs.pravorub.ru/ Стать VIP