Часть 36.
Одно из решений Верховного Суда Германии можно с уверенностью назвать «Авто-гуглом приговорённый амнистируется, а авто-гугл приговаривается… », хотя честь и достоинство живого человека вряд ли можно сравнивать с честью и достоинством синтетически созданной компьютерной программы.

Предметом разбирательства стала одна из наиболее «услужливых» функций всезнающего и всепроникающего поисковика с названием Auto-Complete-Function.
Суть иска против компании-поисковика сводится к элементарному: истец не желает, что бы его имя при поиске автоматически дополнялось, ставилось в унижающем его контексте и ассоциировалось с негативными терминами и понятиями путём «авто-дополнения» при вводе имени.

В первых двух инстанциях суд, к сожалению, последовал аргументам ответчика о том, что подобные авто-дополнения являются лишь «предложениями» при поиске и основаны они на алгоритме, который учитывает предыдущие поиски пользователей и наиболее часто применяемый ими контекст.

Звучит убидительно и невинно, мол: кто-то, где-то уже вот так-вот искал, а мы просто запомнили, учли и вот, предлагаем и вам связать искомое имя с вот этой, например, гадостью и бранью». Замечательная услуга, не правда ли?

Верховный Суд своим решением отменил решения предыдущих инстанций и направил дело на «доработку». За основу была взята роль и влияние создателя, владельца и пользователя такого алгоритма в сочетании с его возможностью контроля и степени применения такого алгоритма с учётом личностных прав третьих.

Несмотря на незыблемость права поисковика на собственное мнение и свободу предпринимательской активности, ответственность в данном вопросе обосновываетя нарушением т.н. проверочной обязанности, а именно выполнения этой обязанности в рамках практически возможного и на основе обоснованной информации от пострадавшего.

Данное решение перекликается с уже известной практикой признания ответственности того, кто предлагает услуги в интернете путём предоставления технических средств, которые адекват-каузально способствуют нарушению прав третих.

Уже упомянутые мной в моих предыдущих публикациях случаи прецедентной практики по вопросам ответственности провайдера за содержание, созданное блоггерами, дополняются и углубляются всё новыми прецедентами, включая и данное актуальное решение Верховного Суда от 14.05.13 и его обоснование (ном. акт.: BGH VI ZR 269/12).

Так, медленно, но уверенно вырисовывается суть, рамки и условия ответственности активных участников сети для их безграничной предприимчивости, которая всё чаще становится предметом правового регулирования.

P.S.
Интересно, как было бы расценено выражение профессора своему студенту типа: "… заберите Ваши тексты с моего стола, от них гуглом прёт..." или "… а где же ссылки на со-гугольство..."


Часть  37.
Продолжая тему глобальной гугло-мании, фейсбукизации и айподирования населения стоит отметить и некоторые решения судебных инстанций, негативных для человека разумного (homo sapience) в пользу человека дигитализированного (homo digitalicus).

Так, общество потребителей подало иск против компании-устроителя лотореи, которая своим присутствием в социальной сети «фейсбук» использовала кнопку «нравится» в своеобразной интерпретации, а именно: Участие в лоторее возможно было только при условии нажатия кнопки «нравиЦа».

Истец, общество потребителей, считает, что кнопка «нравится» используется участниками сети ПОСЛЕ того, как человек разумный приобрёл позитивный опыт в пользовании услугой, участием в игре, в сотрудничестве или ином контакте с опонентом. Обосновало свой иск общество с точки зрения обычного понимания понятия слова «нравиться» пользователем.

Компания-устроитель же воспользовалась опцией как «купленной возможностью» привлечь к себе клиентов ДО получения какого либо опыта в контакте с ней и как условие дальнейшего контакта в виде участия в игре. Ответчик обосновал свой подход к «щелчку» как потенциальный интерес и симпатию пользователя к продуктам компании или к возможностям, предлагаемым лотореей.

Судебная инстанция проверяла ситуацию на предмет введения в заблуждение согласно положениям Закона о добросовестной конкурренции (§§ 3, 5 I 2Nr.2 UWG) и на основе трактовки кнопки «нравится» пользователями интернета.

В своих исследованиях и в результате поиска решения Земельный Суд Гамбурга пришёл 10.01.2013 к заключению, что использование кнопки «нравится» определяется ни к чему не обязывающими пользователя мотивами и ничем не обоснованным и даже потенциально возможным его интересом (ном.акт. 327 О 438/11).

В отличие от такой кнопки, установленной для определения отношения к текстовой информации, где предусматривается её изучениие, понимание и формирование своего отношения к ней пользователя, кнопка предшествующая получаемому опыту и лишь пробуждающая интерес пользователя (как любой другой «животный» инстинкт) не является попыткой введения в заблуждение.

Разумеется, данный случай нельзя путать с принятыми в сети т.н. «рекомендациями» пользователей тех или иных услуг и тех или иных товаров, после покупки или пользования услугой. Такая «кнопка» имеет иной смысл, условия применения и прецедентную практику. В множестве предыдущих судебных решениях прецедентная практика признала, что пользователь продукта или услуги должен быть полностью свободен при высказывании своего истинного мнения путём «кнопок», «рекомендаций» и т.д. к которым его побуждают в сети.

При этом постановка в зависимость предоставления компанией скидок от дачи покупателем положительных откликов уже давно считается недопустимым методом в конкурентной борьбе.

В данном деле точка ещё не поставлена и истец продолжил обжалование решения Земельного Суда в высшей инстанции.

А пока, всем, кто прочитал, понял и кому понравилось данное моё сообщение предагаю, но не настаиваю нажать кнопку с соответствующим содержанием.

____________________________________________________
Vitaliy Haupt, Hannover, + 049-511-1613948 V.Haupt & Partner — о немецком праве на русском.

Автор публикации

Юрист Vitaliy Haupt
Ганновер, Германия
Германия: правовые, разъяснительные, экспертные, процессуальные, договорные и языковые вопросы немецкого права на русском языке. Для компаний и частных лиц.

Да 4 4

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Lika, Морохин Иван, Никонов Владимир, cygankov, Vitaliy Haupt, +еще 1
  • 28 Июня 2013, 19:57 #

    Уважаемый Vitaliy Haupt, как ни странно, в данном случае, я готов с Вами согласиться.... 

    +3
  • 29 Июня 2013, 08:35 #

    Удивительный народ — немцы. У меня сроду бы не хватило ума подавать в суд по таким мелочам. Чем больше читаю публикации Виталия, тем больше понимаю, что быть немцем — невыносимо: кругом нарушения прав, все вокруг враги — свихнуться можно!

    +2
  • 29 Июня 2013, 16:57 #

    Замечательная статья, уважаемый Vitaliy Haupt! Первый раз мне, не юристу, стало интересно читать решения германских судов не про ДТП. В самом деле, и в Яндексе, и в Гугле при наборе русского текста в автоподсказке лезет вся мера испорченности российского интернета.

    +2
    • 03 Июля 2013, 19:32 #

      Благодарю за оценку и замечу, как эксперт, Вы наверняка зададите себе вопрос, на основе каких алгоритмов «лезет… испорченность» пользователей и чем руководствуются создатели и применители подобных алгоритмов.
      Углубясь в эти исследования, Вы несможете обойти тему социоинженерии. Со временем любому «эксперту-гуглологии» придётся признать что всё это время он был не исследователем, а подопытным… ;)
      Надеюсь через врмя, после окончания судебных процессов начатых и ещё текущих сегодня — опубликую их суть и результаты.

      +2
      • 03 Июля 2013, 21:42 #

        Мы про это знаем, иногда чистим куки, флеш-куки и прочую дрянь, которую используют для слежки за нами. Просто русские не обращают на это внимание так, как европейцы — у нас и так все секретные базы данных продаются на Митинском рынке.:D

        +1
  • 01 Июля 2013, 13:58 #

    По сути и значению развивающейся тенденции истцы по данным искам правы.
    Интернет, с легкой подачки всеупрощения и якобы всезнания, превращается из благо во вред.
    Сущность и значимость искомых слов и словосочетаний в поисковиках подменяется наиболее востребованным ширпотребом.
    Например, при наборе «Иван Васильевич» Гугл выдает на первом месте «шпак иван васильевич».
    А вот про совесть предложения на запрос выглядят как вопрос по ЕГЭ.


    Кстати, никто не знает, почему я пишу Гугл с большой буквы?

    +1
  • 01 Июля 2013, 15:25 #

    Кроме упомянутого выше случая иска компании-производителя, имя которого предлогалось гуглом в сочетании с «мошенничеством», одной из наиболее популярной фигурой из числа физических лиц, которая стала жертвой услужливого поисковика, является Беттина Вульф, супруга бывшего проворовавшегося президента(-взяточника) Германии Кристиана Вульфа.

    Её имя, благодаря жёлтой прессе и её «преданным» читателям-пользователям-гугломанам, уверенно и настойчиво сочиталось в поиске с понятиями «эскорт» и «красный фонарь», поскольку прошлое Беттины связывалось с индустрией интимных услуг. 

    После вышеупомянутого решения Верховного Суда от 14 мая 2013: 1) гугль временно приоставновил работу функции и 2) ожидает новой волны исков от «обиженных» искомых и 3) обязан теперь по первому обоснованному требованию изымать из оборота унижающие искомое имя термины.

    Администрацию Праворуба об услужливости и правовой чистоплотности гугла я предупреждал ещё в 2012, обоснованно нежелая терпеть присутствие «авто-переводчика» на нашем портале. Именно по причине присутствия фигуранта всех этих дел моя активность на праворубе до сегодня максимально ограничена.

    +1

Да 4 4

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Обзорная статья. 100 решений немецких судов. Часть 36, 37.» 1 звезд из 5 на основе 4 оценок.
Адвокат Фищук Александр Алексеевич
Краснодар, Россия
+7 (932) 000-0911
Персональная консультация
Юридическая помощь, представление и защита интересов граждан и бизнеса. Абонентское юридическое сопровождение, консалтинг. Банкротство. Очно, дистанционно, все регионы РФ. Консультации платные
https://fishchuk.pravorub.ru/
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/

Продвигаемые публикации