Следует отметить, что ни в юридической литературе, ни в судебной практике не сложилось однозначного понимания процедуры раскрытия доказательств в российском арбитражном процессе. В настоящее время одним из актуальных вопросов при рассмотрении института раскрытия доказательств является вопрос о времени раскрытия доказательств.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации до внесения в него изменений Федеральным законом № 228-ФЗ от 27.07.2010 года, вступившими в действие с 01.11.2010 года разрешал вопрос о времени осуществления раскрытия доказательств в самом общем виде, дополняя положение о раскрытии доказательств фразой «до начала судебного заседания».
В действующей редакции АПК РФ законодателем была предпринята попытка конкретизировать временные рамки раскрытия доказательств лицами, участвующими в деле. Так, п. 3 ст. 65 АПК РФ устанавливает, что каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, не только до начала судебного заседания, но и в пределах срока, установленного судом.
Таким образом, новая редакция данной нормы процессуального права позволяет арбитражному суду, при отсутствии у лица возможности представления доказательств до начала судебного заседания, устанавливать сторонам срок для их представления и заблаговременного раскрытия перед другими лицами, участвующими в деле.
Однако сроки для представления и раскрытия доказательств, как показывает практика, не всегда устанавливаются арбитражными судами. В таких случаях лица, участвующие в деле должны раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания, при этом участники процесса вправе ссылаться только на доказательства, с которыми другие лица были ознакомлены заблаговременно (п.4 ст.65 АПК РФ).
Используемая в ч. 3 ст. 65 АПК РФ формулировка «до начала судебного заседания» создает трудности в понимании: раскрытие доказательств должно осуществляться до начала основного судебного заседания или предварительного судебного заседания.
В настоящее время в юридической литературе существует точка зрения, что, исходя из толкования ст. 135, 136 АПК РФ о подготовке дела к судебному разбирательству, предоставление доказательств и их раскрытие возможно лишь на этой стадии, а, следовательно, если соблюдать данный порядок, то можно добиться эффективности работы института раскрытия доказательств и процессуальной экономии. Но в соответствии с положениями арбитражного процессуального законодательства доказательства могут представляться сторонами и непосредственно в ходе судебного заседания. Никаких ограничений в этом плане закон не содержит. Арбитражный суд с учетом правового регулирования в настоящее время не может отказать в приобщении к материалам дела доказательств только по той причине, что оно было раскрыто в основном судебном заседании. В соответствии с п. 35 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 82 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» нарушение порядка раскрытия доказательств не препятствует арбитражному суду исследовать данные доказательства в общем порядке [2].
По мнению Юзефович В.Б., такие разъяснения ВАС РФ отчасти и создают почву для того, чтобы стороны не спешили с раскрытием доказательств, так как суд и без того обязан будет их исследовать, а значит, и оценивать по правилам ст. 71 АПК РФ и далее учитывать при принятии судебного акта, принятием которого будет завершено разрешение спора по существу [3].
Следует также отметить, что позиция ВАС РФ, как минимум, не соответствуют задачам института раскрытия доказательств, предполагающего соблюдение принципа своевременности их донесения до сторон и суда. Тем не менее они находят свое отражение в правоприменительной практике арбитражных судов.
Безусловно, раскрытие доказательств в арбитражном процессе все-таки должно производиться в рамках подготовки дела к судебному разбирательству. Так, предоставление арбитражным судом возможности лицам, участвующим в деле раскрывать доказательства в основном судебном заседании полностью блокирует те положительные тенденции развития арбитражного процесса, которые должны были прийти с введением в российский арбитражный процесс института раскрытия доказательств [4] .
Таким образом, последний момент, связанный с раскрытием доказательств, необходимо определять подготовкой дела к судебному разбирательству и предварительным судебным заседанием. До начала основного судебного заседания или непосредственно в нём обмен доказательственным материалом может осуществляться только при наличии уважительных причин непредставления доказательств в рамках предварительного судебного заседания (например, изменение предмета, основания иска, изменение размера исковых требований, предъявление встречного иска, неявка лица, участвующего в деле, в предварительное судебное заседание и (или) на собеседование арбитражного суда по уважительной причине, появление доказательств после окончания подготовки дела к судебному разбирательству и т.п.).
Если раскрытие доказательств не состоялось по уважительной причине в рамках подготовки дела к судебному разбирательству, лица, участвующие в деле, обязаны произвести обмен доказательствами до начала основного судебного заседания. При этом сроки для представления и раскрытия доказательств, как показывает практика, не всегда устанавливаются арбитражными судами. В таких случаях лица, участвующие в деле должны раскрыть доказательства, на которые они ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания.
Следует отметить, что на сегодняшний день законодателем так, и не определен момент раскрытия доказательств, а именно «заблаговременность» до начала судебного заседания для тех случаев, когда арбитражным судом не установлены сроки раскрытия доказательств лицами, участвующими в деле.
Разъяснения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации относительно термина «заблаговременность» раскрытия доказательств были даны в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 82 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации». Так, «заблаговременное раскрытие доказательств», по мнению действующего до недавнего времени Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации означает раскрытие доказательств до начала судебного заседания.
В российском арбитражном процессе стало уже традиционным «придерживание» решающих доказательств на последней момент, с целью застать врасплох другое лицо, участвующее в деле и не дать ему возможности подготовить обоснованные возражения относительно внезапно представленного доказательства [5]. Вместе с тем, в силу положений ч. ч. 3, 4 ст.65 АПК РФ раскрытие доказательств даже за несколько минут до начала рассмотрения дела формально будет выглядеть как надлежащее исполнение такой обязанности, несмотря на то, что лицо, участвующее в деле явно не будет иметь возможности подготовить свои доводы и возражения по представленным доказательствам. В подобных случаях сторона, внезапно получившая документ вынуждена ходатайствовать об отложении судебного разбирательства, что приводит к затягиванию рассмотрения дела. При этом положения АПК РФ о процессуальных сроках рассмотрения дел судом первой инстанции (ст. 152 АПК РФ), в том числе последние изменения, в значительной мере ужесточившие процедуру продления сроков (ст. 6.1 АПК РФ) и недвусмысленно подталкивающие судей на ускоренное рассмотрение дел, заставляют усомниться в том, что раскрытие доказательств и дальше будет осуществляться в той необходимой мере, какой это требуется для эффективной защиты прав участников арбитражного процесса, а также в целях обеспечения принципов состязательности и равноправия сторон.
Таким образом, немаловажное значение для правильного применения правил о раскрытии доказательств имеет установление временных границ для осуществления заблаговременного раскрытия доказательств перед другими лицами, участвующими в деле. В связи с чем необходимо определить за какое время до начала основного судебного заседания лицо, участвующее в деле должно раскрыть доказательства на которые оно ссылается. Наиболее приемлемым с точки зрения предоставления лицам, участвующим в деле возможности изложить возражения относительно представляемых доказательств и подготовить новые доказательства является пятидневный срок до начала судебного заседания.
Предложенная подход позволит лишить недобросовестного участника процесса возможности использования тактики «придерживания» доказательств на самый последний момент, исключит момент внезапности, и даст возможность сторонам подготовиться к судебному заседании и более грамотно выработать свою правовую позицию. Таким образом, лицо, без уважительных причин не раскрывающее доказательства до окончания стадии подготовки дела к судебному разбирательству будет признано неисполнившим своей обязанности по раскрытию доказательств в соответствии с ч.3 ст. 65 АПК РФ.
В целом же процесс раскрытия доказательств должен быть максимально регламентирован и выделен в один из этапов подготовки дела к судебному разбирательству и не становиться поводом для последующих отложений судебного разбирательства по делу, а иногда и поводом для принятия незаконного судебного акта. Тогда как существующие положения АПК РФ о раскрытии доказательств представляют собой настолько общие формулировки, что вызывают лишь чувство недоумения от того, как их применять на практике, толковать применительно к той или иной ситуации. Эффективность нормы в существующей редакции практически сведена к нулю.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
[1] Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95–ФЗ: по сост. на 28 июня 2014 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – №131. – Ст. 3012.
[2] О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации: информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 г. № 82: по сост. на 01 июля 2014 г// Вестник ВАС РФ. — № 10. — 2004.
[3] Юзефович В.Б. Выводы судебного юриста-2. Доказательства и доказывание в арбитражном процессе: анализ правоприменительной практики / В.Б. Юзефович, С.Л. Савельев — М.: Инфотропик Медиа, 2013.
[4] Кузнецов Н.В. Принцип раскрытия доказательств в гражданском и арбитражном судопроизводстве / Н.В. Кузнецов // Арбитражный и гражданский процесс. 2012. № 3. С. 12 — 14.
[5] Архипова Ю.В. Раскрытие доказательств в арбитражном процессе / Ю.В. Архипова// Администратор суда. -2011. -№ 2. — С. 6 — 7.


Да, к сожалению, этот институт не «работает». Участвовала как-то в деле по банкротству, так вот у юриста конкурсного управляющего была такая «фишка» — доп. уточнения и пояснения к иску на 5 листов предоставлялись в предыдущий день за час до окончания рабочего дня… типа у вас вся ночь впереди. А доп. доказательства — за 30 мин до начала суд. заседания путем сдачи их в канцелярию суда. То есть ознакомиться с ними до заседания нереально. Я удивлялась терпению судьи, которая, при желании, могла их не принять сославшись на ст. 65 АПК РФ. Ан нет… Хоть меня это и жутко злило, им это не помогло выиграть процесс
Я удивлялась терпению судьи, которая, при желании, могла их не принять сославшись на ст. 65 АПК РФ.ни разу не видел, чтобы судья отказал по такому основанию. Для апелляционной жалобы — подарок
В чем и дело, но ведь право такое у суда есть, о чем и пишется в комментируемой статье. А насчет апелляции — это еще доказать надо, что сторона не могла своевременно предоставить доказательства.
поправка: но им
Уважаемая Наталья Валерьевна, спасибо за подробную статью на актуальную тему.
Регулированию сроков в арбитражном процессе уделяется более пристальное внимание, чем, например, в гражданском процессе. Связано это с более сложными в основной совей массе делами, особенностями территориального деления и пр. Вместе с тем предложение ограничить стороны арбитражного процесса в праве представлять доказательства сроками только в рамках предварительного заседания представляется спорным, поскольку право представлять доказательства в состязательном процессе является одним из основных.
Прикольно будет с вновь открывшимися обстоятельствами, если ограничить рамками предварительного заседания. Да и с информацией, которую можно получить только по запросу суда, обеспечением доказательств, судебными поручениями, выездными заседаниями для осмотра доказательств на месте, тоже будет прикольно.
Прикольно как раз то слово(Y)
Уважаемая Наталья Валерьевна, статья получилась что называется в «тему». Я считаю, что истец обязан раскрыть все доказательства до начала основного судебного разбирательства, а если он не может представить какие-либо доказательства в установленный срок, то обязан указать на то, какие это доказательства и на причины их невозможности представления в срок. Иные доказательства он вправе представлять в любое время на возражения ответчика либо по его ходатайству. А вот ответчик вправе представлять доказательства в течение всего процесса. Это должно быть установлено в едином процессе. В противном случае истец получает преимущество по отношению к ответчику, что позволяет ему манипулировать доказательствами, вплоть до злоупотребления правом. За статью отдельное персональное(F)