15 декабря 2013 года в период времени с 22.00 часов до 22.19 часов управляя технически исправным автомобилем «Форд-Фокус» регистрационный номер Е 280 МВ 51, двигался по автодороге «Кола» в Мончегорском районе, Мурманской области, в направлении из города Мурманска в сторону города Санкт-Петербурга.
В салоне находились, супруга Шеберт Полина Владимировна, дочь Шеберт Таисия 2012 года рождения и знакомый Лосинец Андрей Владимирович. В районе 1265 км + 620 метров автомобиль «КИА» с пассажирами регистрационный номер М 184 КМ 197 под управлением водителя Моисеева Владимира Юрьевича, который на момент происшествия был генеральным директором, фирмы основной сферой деятельности которой является торговля алкоголем, выехал на полосу встречного движения, где произошло столкновение.
После чего автомобили в результате столкновения оказались на противоположных сторонах по ходу движения. В результате ДТП пассажир автомобиля «Форд-Фокус» Лосинец А.В. от полученных травм скончался на месте происшествия, а пассажиры Шеберт Полина Владимировна супруга и малолетняя дочь Таисия получили тяжкие телесные повреждения. Пассажиру автомобиля «КИА» Миневич Д.А. были также причинены тяжкие телесные повреждения.
Выслушав пояснения на произошедшее Шеберта А.В., я сказал ему, что водитель встречного автомобиля будет говорить обратное и утверждать, что не он, а Вы, Шеберт А.В., выехали на встречную полосу. Для того, чтобы правильно и объективно разобраться в произошедшем ДТП я предложил ему обратиться за помощью к ведущему научному сотруднику Института механики Уфимского НЦ РАН Никонову В.Л., который может установить место столкновения расчетным путем, так как в Мурманске невозможно провести подобное исследование в связи с отсутствием методик и специалистов, обладающих познаниями в этой области. А Никонов В.Н. является автором «Методики установления места столкновения расчетным путем».
На мое предложение Шеберт А.В. изначально ответа не дал и попросил время на размышление. При этом я пояснил, что в случае его согласия обязательным условием является доступ к поврежденным автомобилям, для осуществления необходимых замеров и их фотографирования.
Спустя непродолжительное время Шеберт А.В. согласился с моим предложением, о необходимости обращения в Уфимский НЦ РАН. Я также пояснил ему, что в случае установления факта, выезда автомобиля под его управлением на встречную полосу, ему придется признавать своею вину в содеянном.
Я, как защитник по уголовному делу буду искать возможность закончить уголовное дело путем примирения сторон. Шеберт А.В.с моим предложением согласился. 11 января 2014 года Я, Шеберт А.В. и специалист в области автотехники и трасологии прибыли на стоянку автомобилей в город Мончегорск.
Для участия в осмотре мною были приглашены двое понятых, которым я рассказал о событии и разъяснил им права, обязанности, и для какой цели будут проводиться измерения. Все необходимые замеры поврежденных автомобилей и фотографирование были произведены и зафиксированы.
Позже в апреле, следователь Олюнин Р.А. ознакомил нас с постановлением о назначении экспертизы в Мурманской лаборатории судебных экспертиз Минюста РФ. Эксперт не установил место столкновения автомобилей. На какой полосе движения находилось столкновение автомобилей ответ, остался традиционным, не представляется возможным.
Совместно с Шебертом А.В. мы ознакомились с заключением экспертизы и сняли фотокопии. Далее я подготовил адвокатский запрос и направил все имеющиеся у меня документы, фотокопии, заключение экспертизы Минюста и другое в адрес Уфимского НЦ РАН. В запросе я просил провести исследование и установить расчетным путем место столкновения автомобилей «Форд-Фокус» р.н.з. Е 280 МВ 51 и «КИА» р.н.з М 184 КМ 197.
После получения заключения специалиста Никонова В.Н. ознакомившись с ним, я пояснил Шеберту А.В., что подобное заключение ранее в расследуемых уголовных делах в нашем регионе в качестве доказательств не применялось. Однако в других регионах такие заключения успешно применяются в судебной практике.
По моему ходатайству к материалам уголовного дела было приобщено заключение специалиста № 50/14 ведущего научного сотрудника Института механики Уфимского НЦ РАН Никонова В.Н. с приложениями. В своих выводах специалист установил, что место столкновения автомобилей КИА и Форд-Фокус находится на полосе движения автомобиля «Форд-Фокус», то есть на полосе, по которой двигался водитель Шеберт А.В.
Место столкновения установлено расчетным путем. Его выводы являются категоричными. Категоричные выводы Никонова В.Н. полностью совпадают со схемой дорожно-транспортного происшествия, на которой место столкновения автомобилей обозначено «крестиком».
По какой причине крестик на схеме обведен кружком и обозначен бампером остается только предполагать и догадываться. Далее заявляем ходатайство следователю о допросе специалиста Никонова В.Н., однако в его удовлетворении было отказано.
10 декабря 2014 года Шеберта А.В. и меня приглашают для ознакомления с заключением эксперта «так указано в названии» № 006749/11/78002/372014/6-2131/И 3581 от 13.11.2014 года, которое было выполнено экспертами Брагиной И.В. и Ермолаевым Е.К.
Вопросы, которые были поставлены перед экспертами относятся к специальностям 13.1 «Исследование обстоятельств ДТП» и 13.3 «Исследование следов на транспортном средстве и месте ДТП (транспортно трасологическая диагностика)». Брагина И.В. имеет высшее техническое образование, а также прошла повышение квалификации по автотехнической экспертизе (трасологические исследования) /13.3 только!!! без 13.1/, а эксперт Ермолаев Е.К. имеет высшее техническое образование, профессиональную подготовку по специальности «Оценка стоимости предприятия (бизнеса) и «Эксперт по техническому контролю и диагностике АМТС, что относится к оценке АМТС и никоим образом не относится к специальностям 13.1 и 13.3.
Таким образом, заключение выполнено экспертами, не имеющими право производства таких экспертиз, что уже в целом ставит под сомнение обоснованность данных ими выводов. Допрошенный 10 декабря 2014 года в качестве подозреваемого Шеберт А.В. свою вину в совершении преступления не признал и пояснил, что столкновение автомобилей произошло на полосе движения, по которой он двигался, то есть его показания полностью последовательны и согласуются с категоричными выводами специалиста.
Следователь упорно не желает допрашивать Никонова В.Н. в качестве специалиста по моему ходатайству. Однако выход был найден. В дальнейшем Шеберт А.В., обращается за юридической помощью к адвокату Клявину А.Э.
Коллега состоит в адвокатской палате Республики Башкортостан. В соответствии с «Законом об Адвокатской деятельности и Адвокатуре в РФ» он опрашивает специалиста Никонова В.Н. и направляет в адрес следователя ордер адвоката и протокол опроса специалиста.
12 декабря 2014 года в отношении Шеберта А.В. вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого. В допросе он подтвердил ранее данные им показания в качестве подозреваемого. И наконец, по моему ходатайству 12 декабря 2014 года в ОМВД Республики Башкортостан по городу Белебей в качестве специалиста был допрошен Никонов В.Н…
В своем допросе он пояснил, что является автором методики «Способ столкновения транспортных средств», которая в качестве изобретения защищена патентом Российской Федерации № 2308078 от 12 сентября 2005 года. Эта методика позволяет путем прочностных расчетов установить величину затрат энергии на деформацию автомобиля.
Никонов В.Н. является автором «Методики установления места столкновения расчетным путем», использованной при даче заключения по данному делу. Эта методика зарегистрирована в Указателе литературы по судебной экспертизе РФ ЦСЭ при Минюсте РФ за 2009-2010г. В протоколе Никонов В.Н. указал, что свое заключение 50/14 поддерживает, считает его правильным.
Однако опять возникает проблема. Ну, никак не хочет следователь Олюнин Р.А., приобщить к материалам уголовного дела протокол опроса Никонова В.Н., составленный адвокатом Клявиным А.Э., и оригинал протокола допроса специалиста Никонова В.Н., ссылаясь, на то, что в материалах дела имеется факсимильная копия. В ходатайстве о назначении инженерно-технической прочностной экспертизы в Институте Механики Уфимской РАН было отказано.
Цитата из постановления следователя. Изучив данное заключение, предварительное следствие не может брать за основу выводы специалиста Никонова В.Н. и руководствоваться ими однозначно для определения виновности того или другого участника ДТП.
Позже оригинал протокола допроса специалиста Никонова В.Н. и протокол опроса адвоката Клявина А.Э. были приобщены к материалам уголовного дела. Ну вот, кажется уголовное дело, движется к завершению.
Следователь уведомляет об окончании следственныx действий меня и обвиняемого Шеберта А.В. За ней следует стадия ознакомления с материалами уголовного дела и, что выясняется.
После ДТП, которое произошло в период времени с 22 часов 00 минут до 22 часов 19 минут, медицинское освидетельствование водителя Моисеева В.Ю., начинает проводиться, в 04 часа 45 минут через 6 часов 15 минут. Хотя расстояние от места происшествия до медицинского учреждения не более 10 километров, то есть в пределах 15 минут езды. В акте медицинского освидетельствования № 109 от 16 декабря 2013 года в 04 часа 45 минут установлено наличие алкоголя 0,02 промилле, а в 05 часов 000.
Задумайтесь читатель. Возникает вопрос, куда сотрудники полиции по дороге на освидетельствование еще завозили уважаемого господина Моисеева В.Ю.: в баню, в прорубь, или еще какое либо оздоровительное учреждение. В процессе ознакомления с материалами дела пытаюсь выяснить у следователя, где находится запись электронного носителя осмотра места происшествия.
Опять проблема, запись отсутствует, нет ее. 06 февраля 2015 года пишу заявление на его имя, в котором прошу предоставить для ознакомления оригинал записи цифрового носителя с места ДТП от 15 декабря 2013 года. 09 февраля 2015 года возвращаемся к заданному вопросу. Наступает небольшая пауза, и наконец, получаем положительный ответ.
Вот она запись на цифровом носителе у меня в руках. Мы просмотрели ее. Поверьте разница между фотоснимками зафиксированными на фототаблице, и на цифровом носителе, очень существенная.
Тут же обвиняемый Шеберт А.В. заявляет письменное ходатайство о возобновлении следствия по делу и просит приобщить к материалам уголовного дела запись электронного носителя осмотра места происшествия от 15 декабря 2013 года. Я полностью поддержал заявленное ходатайство.
Следователь остается на месте для принятия решения, а мы выходим и ждем. И вот получаем на руки постановление о полном отказе в удовлетворении ходатайства. Дословно цитирую фрагмент постановления.
Рассмотрев ходатайство, прихожу к выводу, что данное ходатайство удовлетворению не подлежит, поскольку в соответствии со ст. 166 ч. 2 УПК РФ, если в ходе составления протокола следственных действий применялось фотографирование, то фотографические снимки и негативы, хранятся при уголовном деле.
При осмотре места происшествия фотографирование проводилось с помощью современной цифровой техники у которой не имеется негативов, а вся информация сохраняется на цифровой носитель, с которого в последствии экспертом ЭКГ ОМВД России по г. Мончегорску, с помощью компьютерной техники производятся фотоснимки и распечатываются на бумажный носитель в виде фототаблицы, за содержание которой эксперт несет ответственность. Фототаблица с электронного носителя храниться в материалах уголовного дела.
Изображение фототаблицы храниться на жестком диске компьютера. В протоколе ОМП от 15.12.2013 году указано, что к протоколу прилагается фототаблица, которая и находится в материалах уголовного дела. Жесткий диск хранить в материалах уголовного дела не имеется возможности, поскольку на нем содержится информация для служебного пользования. Поэтому ходатайство адвоката обвиняемого Шеберта А.В.удовлетворению не подлежит.
Отказано, значит отказано, это его право. Продолжаем знакомиться с материалами дела. В итоге приобщаем ходатайство о назначении предварительного слушания, для исключения доказательств, полученных с нарушением закона.
Не буду их перечислять. Следователь спрашивает: «Для чего», а я отвечаю: «В этом есть необходимость».
Может прокурор, или судья внимательно прочитав заключение специалиста Никонова В.Н., и протокол его допроса в качестве специалиста усомниться в законных действиях следователя и к уголовной ответственности не будет привлечено невиновное лицо.
В итоге запись с цифрового носителя по электронной почте направляется Владимиру Николаевичу, который подверг критике действия следователя, о чем написал публикацию под уже знакомым нам названием «Ясновидящие. Они среди нас». Я в свою очередь обратился с заявлением прокурору города Мончегорска, в котором просил возвратить уголовное дело на дополнительное расследование.
Позже в адрес прокурора было подано дополнительное заявление, но уже с записью цифрового носителя. Наступает тишина, которая очень волнует и адвоката, и обвиняемого. В итоге я получаю ответ.
По результатам рассмотрения в соответствии с требованиями пункта 2 части 1 статьи 221 УПК РФ, надзирающим прокурором, принято решение о возвращении уголовного дела для производства дополнительного следствия, в том числе и по доводам, указанными Вами в обращении. Что будет дальше, пока не знаю.
Хотелось бы, чтобы справедливость восторжествовала. И к уголовной ответственности был привлечен не невиновный Шеберт А.В., а другое лицо виновное в совершении данного преступления. Что Вы думаете на этот счет?