Решить «страшное» дело мне помог Праворуб, а именно статьи адвоката Федоровской Натальи Руслановны, которая использует нестандартный подход к делам, которой я благодарна за ее публикации!
Разделу подлежали несколько домов с земельными участками, все, что в домах, автомобиль, кое-какие вложения. В строительство одного из домов были вложены средства материнского капитала.
Моя доверительница, мать 4—х детей, сообщила мне, что разговаривать, хотя бы даже через представителя, с бывшим супругом вообще невозможно, не говоря о проживании с ним под одной крышей. Сейчас она временно живет в доме своей матери, а там еще куча недовольных ее переездом родственников.
Также она уже имеет решение суда о взыскании с бывшего супруга алиментов, а также суд оставил детей проживать с ней. Бывший супруг ей твердит, что официальная зарплата у него менее 10 000 рублей, а так как у него есть еще четверо детей, то ей он будет платить 300 рублей на каждого ребенка. Конечно, предложенная сумма не вязалась с приобретенной всего за несколько лет недвижимостью.
Доверительница пришла ко мне уже с иском, в котором она просила все поделить поровну, а в одном из домов выделить равные доли детям, ей и супругу (материнский капитал).
Но на мой вопрос, что она будет делать с имуществом потом, она не знала. Средств у нее вести бесконечные тяжбы нет.
Однако, на вопрос что она хочет, доверительница сказала «жить отдельно». Отдельно, так отдельно.
Не смотря на «бедность» супруга я уточнила имеющийся иск и уточненные требования были ну уж совсем нестандартными, мягко говоря. Мы просили обязать бывшего супруга приобрести моей доверительнице благоустроенное жилье площадью не менее дома, куда был вложен материнский капитал, и прикинули (оценки еще не было) его стоимость. На наш взгляд как раз эта стоимость и составляла половину от стоимости всего имущества супругов.
Чтобы хоть как-то обосновать наши не совсем «правильные» с юридической точки зрения требования, мы ссылались на то, что часть имущества находится в другом регионе России, а имущество, которое здесь, моя доверительница не сможет содержать, а проживать совместно в одном доме с супругом нет никакой возможности.
И конечно, после оценки имущества собирались еще раз уточнить иск и просить денежную компенсацию для приобретения жилья.
Суд категорично высказался, что никого в таком споре обязать ни к чему не может.
Но мне то уж известно, что может быть что угодно.
И случилось то, на что мы и рассчитывали.
Когда суд понял, что процесс будет «неспокойным» и долгим (от нас поступило ходатайство об оценке имущества, часть которого находится далеко-далеко в другом регионе России), то сам стал предлагать супругу наш вариант выхода из ситуации.
И нет-нет, да в один из дней супруг согласился! Ведь если б мы там как следует покапались, кто знает, какая была бы оценка. Да и обременять на всю жизнь себя долями супруги и детей нашему оппоненту очень не хотелось и он прикинул себе какая перспектива перед ним открывалась!
После положенных «торгов», конкретно найденной квартиры в новом доме со скажем достаточными метрами мы пришли к сумме, которая всех устроила, если учесть, что ждало стороны в будущем. Тем более супруг в отдельном производстве, как это обычно и водится при таких делах, успел стать супер-должником по неким договорам займа, как раз в размере стоимости всего имущества супругов с запасом, а вместе с ним должницей становилась и моя доверительница. Пришлось обжаловать еще и это решение.
Бывший супруг нашел средства, мы заключили мировое соглашение, а долг остался за супругом. Т.к. в строительство одного из домов были вложены средства материнского капитала, то детям также причитались доли, поэтому моя доверительница с детьми стала обладательницей отдельного жилья, но в равных долях.
Я настаивала, чтобы половину квартиры после ее покупки оформили на супругу, а оставшаяся половина в равных долях досталась бы детям, либо супруг выделил доли детям в остававшемся ему имуществе.
Но доверительница была не против варианта супруга. И это самое главное.
Но я считаю, здесь проявились все те негативные последствия использования материнского капитала, которые уже были предметом обсуждения на этом сайте. И этой негативной стороной не преминул воспользоваться супруг. Если бы не материнский капитал, моя доверительница стала бы единственной обладательницей жилья и это было бы правильно. В строительство одного из домов в период брака было вложено всего 250-300 тысяч рублей материнского капитала, а в новой квартире дети приобретали гораздо больше, а вот мать — меньше.
В целом же «юридически неправильные» требования привели к эффективному мировому соглашению.
Определение суда вступило в законную силу.