* Мой творческий дебют на этом портале.

Добрый день, коллеги. Готовлю статью по теме несовершенства формулировок ст. 178 УК РФ «Ограничение конкуренции» и мне хотелось бы услышать ваши замечания по этому поводу. Вот некоторые основные мысли по одной из практических проблем.

ч. 1 ст. 178 УК РФ: «Ограничение конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством РФ, если это деяние причинило ...»В предыдущей редакции статьи к способам совершения названного преступления относились и другие виды монополистической деятельности (неоднократное злоупотребление доминирующим положением, выразившемся в установлении и (или) поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок).

Собственно, суть статьи заключается в том, что помимо картелей существуют и иные виды горизонтальных соглашений, то есть соглашений между прямыми конкурентами. Примерная классификация горизонтальных соглашений выглядит следующим образом:

  1. «Жесткие» горизонтальные соглашения;
  2. Иные горизонтальные соглашения (в статье на pravorub я приведу в пример только этот вид соглашений);
  3. Малозначительные горизонтальные соглашения;
  4. Горизонтальные соглашения, не представляющие опасность для конкуренции. (Иногда соглашения, указанные в п.п. 3 и 4, рассматриваются в одной группе).

«Жесткими» соглашениями являются картели, под которыми понимаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к:

  1. установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;
  2. повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;
  3. разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков); 
  4. сокращению или прекращению производства товаров;
  5. отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

Указанные выше соглашения запрещены безусловно, то есть per se (сами по себе). Для признания таких соглашений незаконными достаточно признать факт их заключения. Картельные соглашения наиболее опасны среди всех остальных соглашений хозяйствующих субъектов, поэтому уголовная ответственность за их заключение не вызывает сомнений. 

До введения в действие «Третьего антимонопольного пакета» перечень запретов per se был шире. К числу запрещенных безусловно соглашений относились соглашения:

  1. о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованное требование о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и др. требования);
  2. об экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении хозяйствующим субъектов различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
  3. о создании другим хозяйствующим субъектами препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка;
  4. об установлении условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях.

Теперь эти горизонтальные соглашения (иные горизонтальные соглашения) закреплены в ч. 4 ст. 11 Закона о защите конкуренции, они не являются безусловно запрещенными, список не исчерпывающий и, что самое главное, все такие соглашения могут быть признаны допустимыми по правилам ст. 13 Закона о защите конкуренции. 

Действительно, по степени общественной опасности иные соглашения значительно уступают картелям, поэтому законодателем введено такое гибкое регулирование. Однако, вопрос в том, что формально предусмотренные в ч. 4 ст. 11 Закона о защите конкуренции (в частности, те, о которых речь выше) соглашения подпадают под описанные в ст. 178 УК РФ:
  • они между хозяйствующими субъектами-конкурентами; 
  • они ограничивают (могут ограничить) конкуренцию.
Возникает вопрос: а не случится ли такое, что по незнанию (или по любой другой причине) может быть возбуждено уголовное дело по ст. 178 УК РФ за заключение иного соглашения, поскольку оно отвечает всем необходимым требованиям уголовного закона? Смутить может лишь то, что зачем-то в скобках указана разновидность горизонтального соглашения.

Если мы проанализируем судебную практику, то не найдем ни одного уголовного дела по ст. 178 УК РФ за заключение любого горизонтального соглашения, кроме как за картель. Об этом же говорят и представители Федеральной антимонопольной службы. Кроме того, по их заверениям, эта статья УК РФ предусматривает ответственность именно за картель.

В этой связи не понятно, для чего в Уголовном кодексе указывается «ограничивающее конкуренцию соглашение» и уточнение в скобках «картель». Понятие «картель» достаточно неплохо раскрывается в Законе о защите конкуренции и не требует разъяснения или уточнения в Уголовном кодексе. Полагаю, что необходимо внести изменения в ст. 178 УК РФ, убрать словосочетание «ограничивающее конкуренцию соглашение», вынести из скобок «картель».

Да 7 7

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Климушкин Владислав, guterman
  • 23 Мая 2015, 22:54 #

    Уважаемый Александр Евгеньевич, отрешась от правовой проблемы скажу, что мне неприятно безосновательнобездумное засорение нашего языка иностранщиной. В равной степени являюсь противником бланкетных норм в уголовном праве. 
    «Клиринг при факторинговых операциях в случае нарушения установленных правил расчётов наказывается лишением свободы на срок до пятнадцати лет».
    Это не право, извините, это «бла-бла-бла».

    +1
    • 23 Мая 2015, 23:11 #

      То есть по Вашему мнению целесообразнее называть вид соглашений не «картелем», а «горизонтальным соглашением хозяйствующих субъектов, которое приводит или может приводить к последствиям, указанным в ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции», а «доктрину per se» — «абсолютным (безусловным) запретом на соглашения, указанные в ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции»? 

      +1
      • 23 Мая 2015, 23:43 #

        Уголовный закон надо формулировать примерно вот так @@@@@@@@, и никаких бланкетных норм!

        +1
        • 23 Мая 2015, 23:55 #

          Уважаемый Владислав Александрович, по правде сказать, я не вижу ничего плохого в том, что в некоторых случаях применяются иностранные юридические термины. В предыдущем комментарии я объяснил, почему так. Но вот концепция предложенного Вами возможного варианта нашего уголовного кодекса мне нравится. 

          +2

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Статья 178 УК РФ: "Ограничение конкуренции" (кратко об одной из возможных проблем)*» 1 звезд из 5 на основе 7 оценок.
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/

Похожие публикации