На улучшение защиты добросовестных участников имущественного оборота направлены нормы ГК РФ о заверениях об обстоятельствах, имеющих значение для заключения договора или его исполнения (ст. 431.2 Кодекса).
К включению данной нормы в ГК РФ послужила давно сложившаяся практика включения в крупные договоры и контракты разделов и норм о заверениях об обстоятельствах. Т.е. об обстоятельствах, имеющих значение для заключения и исполнения договора (в том числе относящихся к предмету договора, полномочиям на его заключение, соответствию договора применимому к нему праву, наличию необходимых лицензий и разрешений, своему финансовому состоянию). Теперь ответственность сторон договора может наступить не только за нарушение обязательств, но и за сообщение недостоверных сведений при заключении договора. Кроме обязанности о возмещении убытков, стороны могут предусмотреть обязанность выплатить договорную неустойку.
Помимо этого, добросовестная сторона, полагавшаяся на недостоверные заверения контрагента, имеющие для нее существенное значение, будет также вправе отказаться от договора, а в случае когда такой договор был заключен под влиянием существенного заблуждения, вызванного недостоверными заверениями контрагента, — вместо отказа от договора потребовать признания его недействительным.
Сторона должна нести ответственность за ложную информацию, даже если она не знала, что информация ложная (п. 4 ст. 431.2 ГК РФ).
Данная формулировка п. 4 ст. 431.2 ГК РФ предоставляет лицам, не занимающимся предпринимательской деятельностью, некоторое послабление. Если такое лицо представило заверения и не знало об их недостоверности, то ответственность за их недостоверность (убытки, неустойка, отказ от договора) для него не наступит, за исключением случаев, когда сами стороны предусмотрят ее наступление в договоре.
Признание договора незаключенным или недействительным само по себе не препятствует наступлению упомянутых выше последствий. Признание договора недействительной сделкой возможно только по ст. ст. 178 и 179 ГК РФ — при заключении сделки под влиянием обмана или существенного заблуждения.
На практике выделяют три типа заверений.
Первый тип — заверение в отношении компании, акции или доли которой подлежат отчуждению. Ученые, разработчики отмечают о расширительном толковании данного правила, означающего, что продавец заверяет покупателя обо всех качествах продаваемого предприятия, но не только лишь акций или долей, которые он продает.
Второй тип — заверение стороны договора в отношении самой себя: о наличии лицензий, заверения о финансовых показателях, о соответствии стороны применимому праву и т.д.
Третий тип заверений — заверения относительно сделки: о том, что орган, заключающий сделку, не вышел за пределы полномочий, что сделка не является крупной, что сделка не требует согласования с третьими лицами, о которых покупатель может не знать, и т.д.
Представляется, что наиболее часто заверения будут использоваться в договорах купли-продажи акций, долей, недвижимости, а также в договорах аренды недвижимости. В этих случаях покупатель или арендатор по договору, в отличие от продавца или арендодателя, не знает и не может знать всех характеристик приобретаемого им имущества, однако хочет быть уверенным в том, что имущество, по крайней мере, соответствует ряду определенных критериев.
Наиболее близка концепция заверений об обстоятельствах к институту заверений и гарантий (representations and warranties) в системах общего права (Великобритания, США).
Принятые нововведения несомненно пойдут на пользу деловому обороту.