Ранее мой знакомый задерживался в порядке ст. ст. 91, 91 УПК РФ и содержался в ИВС в течение двух суток.
Как подозреваемый в совершении преступления, во исполнении:
— п. «ж» ч.1 ст. 9 Федеральному закону от 25.07.1998 N 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в РФ», гласящего, что: «обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат: граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства: подозреваемые в совершении преступления, обвиняемые в совершении преступления, осужденные за совершение преступления, подвергнутые административному аресту; совершившие административное правонарушение, если установить их личность иным способом невозможно»;
— п. 25 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России от 22.11.2005 N 950
(ред. от 18.10.2012) «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел», гласящего, что: «подозреваемые, поступившие в ИВС, подвергаются дактилоскопированию»,
он был подвергнут дактилоскопированию.
Знакомый мой вполне оправданно предполагает, что с учетом того, что вину свою он не признает, подобный вызов явно будет использован для оказания на него психического давления, что при его больном сердце, может закончится весьма плачевно. Кроме того, сама по себя процедура «откатки пальчиков» весьма неприятна и психику явно не оздоравливает (см. фото) — хотите на такой сеанс?
Рассмотрим ситуацию принудительного дактилоскопирования подсудимого в свете имеющихся в РФ НПА:
Положения ст. 11 Федерального закона от 25.07.1998 N 128-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственной дактилоскопической регистрации в РФ», гласят что: «обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию лиц, указанных в п. «ж» ч.1 ст. 9 настоящего Федерального закона производят органы предварительного следствия, органы дознания, органы, осуществляющие производство по делам об административных правонарушениях, или по их поручению органы внутренних дел; осужденных — органы уголовно-исполнительной системы».
Согласно п.27 ст. 12, п.п. 3, 19, 32 ч.1 ст. 13 ФЗ РФ «О полиции»:
— полиция обязана проводить в соответствии с федеральным законом государственную дактилоскопическую регистрацию;
— полиция вправе:
— вызывать в полицию граждан и должностных лиц по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции; получать по таким делам, материалам, заявлениям и сообщениям, в том числе по поручениям следователя и дознавателя, необходимые объяснения, справки, документы (их копии); подвергать приводу в полицию в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;
— производить дактилоскопирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, заключенных под стражу, обвиняемых в совершении преступления, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, иных задержанных лиц, если в течение установленного срока задержания достоверно установить их личность не представилось возможным, а также других лиц в соответствии с федеральным законом;
— получать, учитывать, хранить, классифицировать, использовать, выдавать и уничтожать в соответствии с законодательством Российской Федерации дактилоскопическую информацию и геномную информацию.
Согласно Федеральному закону от 25.07.1998 N 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в РФ» повторная дактилоскопическая регистрация не предусмотрена, как и право сотрудников полиции вызывать гражданина специально для её проведения; также не предусмотрено дактилоскопирование подсудимых.
Дактилоскопирование подсудимых и не может быть предусмотрено, так как дактилоскопирование должно производиться в ходе предварительного следствия (либо работе по административной практике), когда лицо либо является задержанным, либо вызвано для допроса, предъявления обвинения и т.п., т. е. находится в наличии у предварительного следствия.
Таким образом, с учетом того, что предварительное расследование по уголовному делу уже завершено, подсудимый, не может быть вызван сотрудником органа, ранее осуществлявшего ОРД по уголовному делу для проведения вторичной дактилоскопической регистрации, тем более за пределами срока предварительного следствия. Более того, у сотрудника органа ОРД, в соответствие с п. 32 ч.1 ст. 13 ФЗ РФ «О полиции» есть возможность получить дактокарту в ИВС, которое также является учреждением системы органов внутренних дел.
Таким образом, исходя из того, что согласно п.3 ч.1 ст. 13 ФЗ РФ «О полиции», сотрудники полиции вправе подвергать приводу в полицию в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, а Федеральный закон от 25.07.1998 N 128-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственной дактилоскопической регистрации в РФ» не предусматривает право сотрудников полиции вызывать гражданина специально для её проведения, подсудимый, находящийся по подпиской о невыезде, не может быть вызван и подвергнут приводу в полицию с указанной целью.
В дальнейшем, подсудимый может быть подвергнут дактилоскопированию только в случае его осуждения сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы в порядке п. «ж» ч.1 ст. 9 Федеральному закону от 25.07.1998 N 128-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственной дактилоскопической регистрации в РФ»
То, что ранее сотрудник органа ОРД своевременно не воспользовался своим правом, не предоставляет ему право нарушать федеральное законодательство и пытаться «вытащить» на свою территорию интересующего его субъекта.
Разумеется, по вышеуказанному поводу в прокуратуру «запущена» «пилотная жалоба», с учетом того, что согласно ст. 16 Федерального закона от 25.07.1998 N 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в РФ» надзор за данной сферой возложен на прокуратуру.