Данная статья является продолжением дискуссии о правовых последствиях прекращения уголовного преследования по не реабилитирующим основаниям на примере налогового права.
ст. 76.1 УК РФ определяет возможность освобождения от уголовной ответственности если ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, возмещен в полном объеме.
Ст.198, 199 УК РФ в примечаниях содержат правила согласно которым лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующие пени, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Применительно к ст. 199 УК РФ совершить эти платежи может и юридическое лицо уклонение от уплаты налогов которой вменяется преследуемому лицу.
Сам текст примечания содержит отсылочную норму к правилам НК РФ. В данном случае ссылка идет только на правила определения размера налоговой обязанности и налоговой ответственности по каждому отдельно взятому налогу.
В свою очередь НК РФ содержит ст.78, 79, которые определяют порядок зачета и возврата излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей.
Применимы ли данные нормы права к ситуации когда налогоплательщик в рамках расследуемого уголовного дела решил прекратить свои хождения к следователю путем погашения недоимки, а в последствии тем или иным образом не в рамках уголовного дела доказал, что предъявленные ему требования об исполнении налоговых обязательств излишни согласно правил начисления и оплаты по конкретному налогу?
ст. 78 НК РФ, регулирующая порядок зачета и возврата излишне оплаченного налога была дополнена п. 13.1. согласно которому суммы денежных средств, уплаченные в счет возмещения ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации в результате преступлений, предусмотренных статьями 198 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, не признаются суммами излишне уплаченного налога и зачету или возврату в порядке, предусмотренном настоящей статьей, не подлежат.
В свою очередь ст.79 подобного пункта не содержит. Применение этой нормы происходит только в ситуации когда с налогоплательщика сумма недоимки, штрафа и пени взыскивается, т.е. предусматривается принудительная форма получения доначисленного, и от воли налогоплательщика не зависит.
Сама диспозиция ст. 76.1 УК РФ и примечания к ст.198, 199 УК РФ предопределяют добровольный характер возмещения ущерба. Т.е. платеж происходит при полном на то волеизъявлении налогоплательщика. И только при наличии волеизъявления налогоплательщика на погашение ущерба возможно освобождение его от уголовной ответственности.
Таким образом, перечисляя с целью избежать уголовную ответственность сумму предъявленного СК РФ ущерба, лицо выражает свою волю на перечисление доначисленной налоговой обязанности в бюджет. Тем самым выражает свое согласие с преступностью ранее совершенных действий. Конструкция совокупности вышеуказанных правовых норм УК РФ и НК РФ предопределяет, что такой платеж является окончательным волеизъявлением налогоплательщика, последствия которого (прекращение уголовного преследования, безвозвратность платежа) необратимы за исключением оснований, указанных в нормах УПК РФ для отмены постановления о прекращении уголовного преследования.
Соответственно в случае, если потом в результате обжалования акта налоговой или подобных действий доначисление налога по правилам НК РФ будет признано необоснованным без отмены постановления о прекращении уголовного преследования ранее выплаченную сумму налога возвратить будет невозможно.
ст. 79 НК РФ в подобных случаях не применимо. Эта норма действует только в тех ситуациях, когда платежи в счет налоговой обязанности, входящей в объем преступления, были взысканы принудительно. Принудительный характер охватывается не только способом взыскания, но и созданием условий при которых у налогоплательщика не остается возможности не совершать этот платеж.
Продемонстрирую на примере: ИФНС вынесло решение о доначислении недоимки, штрафа и пени. После вынесения решения обратилось в СК. СК возбудило дело. Налогоплательщик обжаловал решение ИФНС в суд. Апелляция признала решение налогового органа законным после чего налогоплательщик выплатил денежные средства непосредственно в бюджет без ссылки на возмещение вреда, причиненного преступлением. В назначении платежа указывается только ссылка на решение налогового органа. Судебные акты первой и второй инстанций были обжалованы в кассацию, которая отменила их. Постановлением кассации либо при последующих рассмотрениях первой и второй инстанций решение ИФНС было признано незаконным.
В подобном случае можно будет применять ст. 79 НК РФ, определяя, что уплаченная в бюджет сумма именно взыскана, а не оплачена по воле налогоплательщика.
Важный момент. Толковать этот платеж как взысканный, а не оплаченный позволяет нам механизм исполнения актов налоговой, предусматривающий принудительный характер выплат. При обжаловании решения ИФНС в суд принудительный характер выплат становится доступным налоговому органу только после вступления решения суда в законную силу. Волеизъявление направлено не на погашение ущерба, а на исполнение обязанности налогоплательщика, отраженное во вступившем в законную силу решением. Но, в свою очередь, при совершении платежа с таким содержанием его назначения вряд ли позволит прекратить уголовное преследование раньше окончательного рассмотрения дела в арбитражном суде. А в случае вынесения постановления о прекращении преследования и не обжалования его, платеж будет считаться совершенным добровольно, и, соответственно, будет применяться п.13.1. ст. 78 НК РФ.
Правоприменительная практика пошла именно по такому пути. Где обязательному выяснению после применения ст. 76.1 УК РФ и последующему признанию незаконным требованию налогового органа подлежит установлению направленность волеизъявления налогоплательщика на совершение платежа. В частности дело А14-16980/2017.
В завершении хочется пожелать коллегам и их клиентам принимать взвешенные и продуманные решения. Обращать внимание на самые малые нюансы взаимоотношений с налоговыми и следственными органами СК при рассмотрении вопросов, связанных с исполнением налоговых обязательств.