В кризис 2014-2015 гг. доллар вырос с 35 до 60 рублей и не падал. Резкий скачок курса породил проблему «валютных ипотечников» — граждан, которые взяли ипотеку в долларах и платили ее рублях по курсу ЦБ РФ на дату платежа. Помню, я лично видел этих несчастных у входа в банк. Они устроили голодовку и требовали установить лимит на сумму ежемесячного платежа.
Вы, будучи коммерсантом из сегмента МСП, спросите: «Как какие-то валютные ипотечники связаны со мной?»
Отвечу: вас связывает «валютный коридор», которого нет в Ваших договорах.
Контракты, в частности, заключаемые между российскими и иностранными компаниями, всегда номинированы в иностранной валюте (доллар, евро, юань). Ряд продвинутых арендодателей ТЦ и БЦ тоже определяет ставку арендной платы в долларах/евро с выплатой в рублях по курсу на дату платежа. Причем, арендодатели фиксируют нижнюю границу курса, но не верхнюю….
Такое определение цены договора законно, т.к. предусмотрено ст. 317 ГК РФ.
В итоге, цена в договоре для иностранного поставщика или отечественного арендодателя твердая, а вот для российского покупателя/арендатора ПЛАВАЮЩАЯ.
Плавает она в пределах размера курса рубля к валюте договора по принципу: «чем ниже курс рубля к валюте, тем дороже для покупателя/арендатора контракт». Например, вы рассчитывали купить партию одежды из Китая по цене 10 млн. юаней. В день заключения договора поставки 1 юань стоил 9 рублей, т.е. для покупателя расход по сделке — 90 млн. рублей. Перепродать товар розничным покупателям оптовик рассчитывал за 100 млн. рублей. В день платежа китайскому производителю одежды уже юань стоил 11 рублей. ….
Рассчитывали на прибыль, а получили убыток в минус 10 млн. рублей.
У российского оптовика возникает жгучее желание не платить дельту в 20 млн. рублей своему поставщику из Китая. Суды оптовика от взыскания долга не защитят, поскольку справедливо считают: «Раз ты – коммерсант, то должен разумно предвидеть все риски по сделке, включая скачок курса валют».
Сторона договора, пострадавшая от скачка курса валют, обычно ссылается либо на существенное изменение обстоятельств согласно ст. 451 ГК РФ, либо на форс-мажорное обстоятельство согласно ст. 401 ГК РФ.
Суды, отчасти справедливо, отвечают: «…курсовые колебания валют не относятся ни к форс-мажорным обстоятельствам, освобождающим сторону от ответственности за неисполнение своих договорных обязательств, ни к существенному изменению обстоятельств согласно статье 451 ГК РФ, ни к обстоятельствам непреодолимой силы. Вступая в договорные отношения с условием о косвенной валютной оговорке, стороны
руководствуются принципом свободы договора, принимают на себя все
предпринимательские риски и определяют условия договора (в том числе и
условие о стоимости товара) по своему усмотрению в соответствии со статьей
421 ГК РФ»[1].
Как защитить интерес оптового покупателя?
Нужно сбалансировать договор поставки, путем распределения риска валютных колебаний. Превратить цену договора в плавающую для обеих сторон путем привязки суммы платежа за партию товара к курсу валют. Если курс 1 к 9, то покупатель платит 10 млн. юаней. Если курс 1 к 11, то покупатель уже платит 800 тыс. юаней, но не менее, чем данная сумма.
P.S. 1: даже один пункт в договоре может сделать больше, чем армия наемных юристов в суде.
P.S.2: настало время открыть свои договоры и внимательно их прочитать.
[1] Постановление 15 ААС от 30 июня 2017 по делу А53-4929/2017.