В бильярде есть термин «перетончить», то есть сыграть слишком тонко. Ты перетончил — шар в лузу не попал — ты проиграл.
А для начала в качестве эпиграфа — анекдот о грани, за которой начинается «слишком тонко». Ее местонахождение здесь обсуждаться не будет. Это большой, сложный и, можно сказать, философский вопрос. Мы же эту грань будем воспринимать как объективную реальность и просто учитывать ее в своих расчетах. Итак, анекдот:
Сидят в гримерке два клоуна — молодой и старый, выдумывают репризу. Молодой говорит: давайте вы выйдете на манеж, уроните кошелек, нагнетесь, а я выбегу из-за кулисы и дам вам сапогом по заду. Старый печально отвечает: не годится. Слишком тонкая шутка для нашего цирка…
Какой есть цирк, такой и есть. Не мы устанавливаем его правила. Просто, повторюсь, учитываем их.
Не интригуя читателя дальше, сразу отвечу на поставленный в заголовке вопрос.
В чем сила, адвокат?
Может ли адвокат прекратить уголовное дело? Оправдать подсудимого? Отпустить его из-под стражи? Хоть какое-то решение он может по делу принять? Нет, конечно. Их принимают следователи, прокуроры, судьи. А что же может адвокат? Только воздействовать на этих должностных лиц, склонять их к принятию нужных ему решений.
Вот и все. Хоть семи вы пядей будете во лбу, хоть десяти, сработают только те доводы, которые вы сможете донести до должностных лиц, принимающих решения. А все, что донести не сможете, оставьте себе, любуйтесь ими перед зеркалом или повесьте на стену. И бесконечно повторяйте себе, какой вы (в отличие от них) умный.
Итак, мы подошли к главному. А они-то умные? Да вовсе не обязательно. Скорее всего, не особо. Вы написали, условно говоря, 10 доводов. А их поймут? А они понятны? А вы приложили труд, чтобы они стали просты и понятны? Если нет, то (см. выше) смело вешайте эти доводы на стену, потому что больше вам радоваться нечему — дело вы проиграли.
Итак, каким же должен быть работающий по уголовному делу адвокат? Он должен быть простым и понятным! Еще раз: простым и понятным! Тупо так. Настолько при необходимости должен быть тупым, чтобы разговаривать на одном языке с теми, кто его должен понять. Не можешь? — Сам дурак!
А каким он не должен быть? Кто постарше, вспомните публичные выступления Егора Тимуровича Гайдара (кто помоложе, найдите в интернете). Пародисты и прочие юмористы на эту тему в то время изрядно оттоптались.
А на примерах?
Практические примеры того, как это работает? Пожалуйста!
Пример 1. Плохой препод vs хороший препод
Я студент. Сижу на лекции молодого доцента. Поправляя очки, он долго умно что-то говорит. Много непонятных слов, о которые он сам спотыкается… Длинные предложения, в конце которых я даже не помню, чем они начинались… Моему сознанию не удается ухватить его мысль, которая постоянно ускользает… Я ничего не понимаю! Ужас! Похоже, я идиот и напрасно сел за эту парту!
Но вот приходит старенький профессор, и жизнь налаживается. Быстро и просто, понятными словами, сдабривая свой рассказ шуточками и анекдотами, он объясняет то, что не смог объяснить его молодой коллега. Ура! Я спасен! Я не идиот!
Почему профессору удалось, а доценту нет? Объясню в конце.
Пример 2. Маленький судья vs большой судья
Я адвокат. Работаю по уголовному делу, возникшему в ходе так называемого спора хозяйствующих субъектов. Мне принесли стопки арбитражных решений, будем разбираться.
Решение суда 1-й инстанции: 15 страниц мелкого шрифта, предложения длиной в абзац, абзац размером в полстраницы. Продираюсь через это, как Рэмбо в джунглях, весь в крови, но не теряя надежды понять смысл.
Апелляция: 10 страниц нормального шрифта, за которым начинает просматриваться содержание.
Кассация: 5 страниц разреженного шрифта. Просто, доступно, понятно. Уффф, разобрался.
Чем выше суд, тем проще (тупее) пишет. Странно, не правда ли? Вроде, там люди-то поумнее должны быть...
Пример 3. Налоговое дело: от выездной проверки до приговора
Директор фирмы, последний год проведший в борьбе с налоговой инспекцией, с ужасом узнает, что теперь в отношении него еще и уголовное дело возбудили (ст. 199 УК РФ, уклонение от уплаты налогов). Следователь говорит, чтоб он приходил с адвокатом.
Какого позвать с собой адвоката? Ну ясно же, какого! Того, который вместе с ним боролся с налоговой инспекцией. Потому что он про налоги знает все или почти все и даже диссертацию о них написал.
Осознавая свое превосходство по этой теме над следователем, прокурором и судьей, адвокат начинает «грузить» их своими знаниями. Правовая природа налога на добавленную стоимость на 17 листах с приложением...
И что? А ничего! А они не читали. Потому что им, во-первых, некогда эти выдержки из диссертации читать, а во-вторых — не понимают они в этом ничего и понимать не собираются, для этого специальное обучение надо проходить, а кто ж в это время работу работать будет? Отсюда такой меж ними консенсус: и друг друга они прикроют, и сверху их вышестоящие товарищи прикроют. Да, и конечно же, никто из них никогда не признается, что ничего не понимает в самом предмете.
А что же делать бедному предпринимателю, клиенту этого бесполезно-наукоемкого налогового адвоката? А ему соседка тетя Маша шепнет, что есть у нее знакомый уголовный адвокат, и она не знает, понимает ли он что-то в налогах, но на уголовных делах собаку съел, это точно.
И этот адвокат залезет в уголовное дело, достанет оттуда, что надо, и принесет следователю, прокурору и судье. И скажет примерно следующее: ребята, я также, как и вы, ничего не понимаю в налогах, но зато смотрите, какие у вас здесь махровые нарушения нашего с вами горячо любимого Уголовно-процессуального кодекса, который мы с вами знаем практически наизусть, и который для нас с вами… (далее звучит посвященная УПК РФ песня «ты мой хлеб, моя соль, моя ты радость и моя ты бо-оль»).
Тут они, конечно, растают, обнимут его и скажут: ну это же другое дело! ну вот это уже по-нашему! ну это же нам понятно! ну где же ты раньше был? а то ходят тут всякие...
Грустно это? Ну, грустно… Но мы же практическую сторону нашей работы обсуждаем, а не философскую.
Так почему же профессор понятен?
Альберту Эйнштейну приписывают высказывание: «Если вы не можете объяснить 5-летнему ребенку свою мысль, значит вы сами ее не понимаете».
Для меня эти слова стали золотыми. И я точно знаю, что чем глубже ты постигаешь предмет, тем меньше становится возраст ребенка, которому ты его можешь объяснить.
5-летний — это цель, конечно. Но и наши визави, к счастью, все же постарше. А потому у нас неплохие шансы, коллеги! А если еще и правильно определить точку приложения силы...
P. S. С прискорбием вспоминаю свои ранние слишком «вумные» академично-многостраничные жалобы и ходатайства.
P. P. S. Да, вывод-то какой? Проще и тупее должны быть доводы, чтобы «заходили» в наших оппонентов, как по маслу. Все, что чуть сложнее — это «слишком тонкая шутка для нашего цирка» ©. Однако, в силу парадоксальной устроенности мира для формирования простых и тупых доводов работа мозга требуется совсем не простая и вовсе не тупая :)
UPD 25.03.2019, 21:21 — важный комментарий (пояснение)