Меня всегда смущала психолого-педагогическая экспертиза в гражданских делах по определению места жительства ребенка при разводе родителей (ну и всех прочих проблем, отсюда вытекающих). Смущала вот этим вот вторым словом: каким боком тут педагог должен присутствовать? Если мы берем вопросы, которые должна решить экспертиза, то это исключительно компетенция клинического психолога.
Педагог-психолог занимается созданием социально-психологических условий для обучения и развития личности обучающихся в учебном заведении. И тоже совершенно ни при чем в данной экспертизе.
И вот, в прошлом году Центр судебной экспертизы при Минюсте совместно с Центром психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского, очевидно, устали удивляться и выпустили информационное сообщение. Полный текст прикладываю, ниже краткая выжимка.
Педагогической и психолого-педагогической экспертизы как вида судебной экспертизы, имеющего свои теоретические и методологические основы, не существует.
И, как пишут авторы информационного письма, в государственных СЭУ такие и не проводятся.
вполне «легитимными» являются психологические, психиатрические, комплексные психолого-психиатрические экспертизы несовершеннолетних.
В задачи таких экспертиз входит прояснение «об индивидуально-психологических особенностях родителя, характере его родительского отношения, воспитательной установке и стиле воспитания, а также их соответствия или несоответствия индивидуальным особенностям и интересам ребенка» Если у ребенка есть психические отклонения, то их квалифицирует врач-психиатр. Вопросов к педагогу нет ни одного.
Главным образом, потому, что решение вопросов, адресованных к педагогу или педагогу-психологу в ситуации гражданского дела о проживании ребенка при разводе родителей, не несет никакого юридического значения
Авторы категорично отвергают саму возможность существования психолого-педагогической экспертизы, как одной из судебных экспертиз, поскольку она может быть только в образовательной сфере для проверки качества образовательных программ и прочих учебных вещей.
Психодиагностика, установление индивидуально-личностных особенностей детей и взрослых в задачи психолого-педагогической экспертизы ну никак не входят
Психолого-педагогическая экспертиза регулируется приказами Минобрнауки России № 373, 413, 1897[1] и приказом Минтруда России № 514 н. Проводится только в образовательной среде и является исключительно несудебной.
Далее авторы проезжаются по нечестивым частным СЭУ, которые такие экспертизы все-таки проводят и, тем самым, аж приводя «к нарушению прав граждан на правосудие». В то время как государственные СЭУ себе такого не позволяют.
Правильно проезжаются, в общем-то. Адвокат, например, может и не знать таких деталей (психологическая, педагогическая, ему-то какая, в сущности, разница). Задача эксперта пояснить, как ПРАВИЛЬНО. И это «правильно» провести.
Далее авторы описывают требования к специальным знаниям эксперта-психолога (очень хорошо описывают, конкретно).
Выводы информационного письма приведу целиком. И список литературы в нем очень хороший тоже.
ВЫВОДЫ
1. Учитывая положения ФЗ о ГСЭД, ГПК и СК РФ, назначение и проведение психолого-педагогической экспертизы по делам указанных категорий на строго научной основе невозможно и не отвечает интересам правосудия.
2. Практика распространения психолого-педагогических экспертиз в гражданском судопроизводстве приобрела существенный размах по причине необоснованного переноса данного вида экспертизы из образовательной среды. Основные проблемы внедрения психолого-педагогической экспертизы в сферу судебной экспертизы – множественные нарушения и экспертные ошибки, как процессуальные, так и гносеологические и деятельностные: решение вопросов, выходящих за пределы специальных знаний и компетенции педагога и педагога-психолога, в том числе вопросов, относящихся к исключительной компетенции суда; предоставление безосновательных рекомендаций, нарушающих права граждан; нарушение методологических принципов судебной экспертизы; проведение исследований не на строго научной основе и применение методик, не дающих возможность проверить их результаты.
3. Причины нарушений обусловлены тем, что психолого-педагогической и педагогической экспертизы как вида судебной экспертизы, имеющей свою теоретическую и методологическую основу, не существует. Нельзя применять при проведении судебной экспертизы в отношении детей и родителей по гражданским спорам знания из области педагогики и психологической педагогики. Ни педагог, ни педагог-психолог не имеют специальных знаний в области теории судебной экспертизы и судебной психологической экспертизы, судебной экспертологии – соответственно не имеют компетенций для решения вопросов, имеющих значение для дел как в рамках комплексной (выполняемой педагогом и психологом), так и однородной (выполняемой педагогом-психологом) экспертизы. Привлечение же судами некомпетентных лиц к производству судебных экспертиз есть не что иное, как введение в процесс ненадлежащего субъекта СЭД и, что ведет к нарушению прав граждан на правосудие и подрыву доверия населения к институту судебной экспертизы и судебной власти.
4. В гражданском судопроизводстве по спорам, связанным с воспитанием детей (об определении, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода родителей, определении места жительства детей при раздельном проживании родителей и порядка осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников), и тем более по делам, связанным с ограничением или лишением родительских прав, «отобранием» ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, по делам о восстановлении в родительских правах, об усыновлении и отмене усыновления, об установлении отцовства, об оспаривании отцовства (материнства), должна назначаться судебная психологическая либо комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза.
5. При выборе СЭУ или конкретного эксперта лицу или органу, назначающему судебную психологическую экспертизу, необходимо исходить из требований к экспертам, содержащимся в ФЗ о ГСЭД, а именно из того, что эксперт должен иметь высшее психологическое образование и специальную профессиональную подготовку по судебной психологической экспертизе, в рамках которой должен приобрести знания, умения и навыки для проведения исследований на строго научной и практической основе в пределах соответствующей специальности и на базе общепринятых научных и практических данных.
Макарова Инна Юрьевна
Клинический психолог 1 категории, судебный эксперт-психолог
http://expert.innamakarova.com