Недавно я получил исковое заявление о взыскании с нашей организации судебных расходов на представителя в судах первой и второй инстанций которые якобы понесла собственник квартиры по оплате услуг представителю — своему супругу (проживающему совместно).
Предмет спора это порядок расчета стоимости коммунальной услуги за отопление. Первая инстанция обязала нас произвести перерасчёт, а вторая выплатить штраф в порядке части 6 статьи 13 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Не вдаваясь в подробности о правильности судебных решений первой и второй инстанций, а также того, что ГПК РФ не предусматривает исковой порядок взыскания судебных расходов, меня заинтересовал вопрос о возможности представительства одним супругом другого за деньги и требовать при этом возмещение расходов на оплату его услуг.
Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ и п. 10 постановления Пленума от 21 января 2016 г. N 1, Лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.
Следовательно, условием возмещения судебных расходов является установление судом юридического факта перехода права собственности на денежные средства от доверителя к представителю.
Заглянем в Семейный кодекс РФ.
Часть 1 ст. 33 СК РФ установлено, что законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности.
Законный режим имущества супругов действует, если брачным договором не установлено иное.
Согласно ст. 4 СК РФ, К названным в статье 2 настоящего Кодекса имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством (статья 3 настоящего Кодекса), применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений.
Исходя из смысла частей 1 и 2 ст. 34 СК РФ, следует, что имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.
К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся любые доходы каждого из супругов от трудовой и иной деятельности и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
Что из этого следует? Если имущественный режим — законный и брачный договор не заключен, то право совместной собственности при передаче одним супругом другому денежных средств изменение права совместной собственности на денежные средства не влечет. Деньги как были так и остались совместной собственностью.
Следовательно, факт несения судебных расходов отсутствует. В мотивировочной части некоторых судебных решений можно встретить такое обоснование присуждения судебных расходов если один супруг платит другому, что супруги вправе заключать между собой сделки.
Но сделкой, согласно ст. 153 ГК РФ, признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, что подтверждает необходимость доказывания факт перехода права собственности на деньги от одного супруга к другому.
Следовательно, если не будут представлены доказательства, что уплаченные деньги в качестве расходов на представителя являются собственностью супруга — плательщика (часть 1 ст. 36 СК РФ ), то перехода права собственности на денежные средства не будет.
Деньги как были в совместной собственности так в совместной собственности и останутся.
Значит никаких расходов ни один из супругов не понесет, следовательно вопрос о компенсации поставлен быть не может.
Однако, согласно части 1 ст. 36 СК РФ, Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью.
В данной ситуации, расходы будут считаться понесенными, остается разобраться в каком размере, поскольку деньги из частной собственности супруга — плательщика переходят в совместную собственность супругов, которая подразумевает равенство долей.
Следовательно, компенсации подлежат реальные потери супруга плательщика в размере 50%, поскольку вторая половина суммы из собственности плательщика фактически не выбывает.
Однако судебная практика неоднозначна и противоречива, в этом легко убедиться если ознакомится с приложенными судебными актами.
Буду признателен если кто поделится судебной практикой.